Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.11.2010
Французская Дилемма-2012: президент vs премьер-министр?
На днях во французском правительстве произошли кадровые перемены. Франсуа Фийон в третий раз стал премьер-министром. Приход опытного и достаточно популярного политика был двояко воспринят экспертами. С одной стороны, он может поддержать рейтинг президента Николя Саркози, с другой стороны, Фийон может составить конкуренцию нынешнему президенту на выборах в 2012 году. О том, какой расклад наиболее ожидаем, «Политком.ру» поинтересовался у президента Центра политических технологий Игоря Бунина.
- Как бы вы могли прокомментировать перестановки в правительстве Франции?
- Франсуа Фийон становится в третий раз премьер министром во время легислатуры Саркози. Более того, его рейтинг выше, чем рейтинг Саркози пунктов на 15, наверное. Вновь потенциально может возникнуть самая главная проблема правых - это проблема взаимоотношения между президентом и премьер министром. Очень часто накануне президентских выборов премьер министр становится вторым кандидатом правых, и это ломает всю структуру взаимоотношений. И открывает, таким образом, возможность левых победить. Но Саркози не мог поменять Фийона потому, что он был его основным защитником.
- А как это выражалось?
- С 30-ти процентным рейтингом Саркози, конечно, нужно иметь дополнительные ресурсы, как, например, стабильный рейтинг премьер министра, что будет иметь кумулятивный эффект. Их рейтинги отличаются чисто человеческими качествами, потому, что Николя Саркози человек взрывной, наполеоновский харизматичный тип, но, с другой стороны, такая харизма легко исчезает, она нестабильна. А Франсуа Фийон человек, скорее, чиновного типа, преданный слуга, спокойный, и это ему даёт возможность иметь достаточно высокий и стабильный рейтинг. И потом, конечно, Саркози лично ангажировался реформой пенсионной системы, Фийон стоял немножко на втором плане.
- Как вы оцениваете перестановки в правительстве с точки зрения политической ситуации и перспектив президентских выборов 2012 года?
- Во-первых, у меня такое ощущение, что часть крупных политиков Франции, не тесно связанные с правящей партией, а стоящие чуть-чуть на дистанции, почувствовали, что надо уходить из правительства, потому, что оно бесперспективно и проиграет выборы 2012 года. С другой стороны, сам Саркози сделал иной акцент в кадровой политике. Когда он пришел к власти, он сделал ставку на так называемую открытость по отношению к центристам и даже левым деятелям. Из них самый известным был министр иностранных дел Бернар Кушнер. То сейчас, перед Саркози встала другая задача. Ему надо консолидировать свой лагерь, своих сторонников и свой электорат. И, в общем, за исключением министра культуры и коммуникаций Фредерика Миттерана, племянника бывшего президента Франции, все остальные из бывших левых покинули правительство. Более того, из правительства стали уходить центристы. То есть, те политики, которые после провала центристского лидера на предыдущих президентских выборах, решили перейти на сторону правящей партии. Остались из центристов только Морис Леруа и Мишель Мерсье. А все остальные центристы, там например, Жан Луи Борлоо, выходец из правоцентристской радикальной партии, экс-министр обороны Эрве Марен, ушли.
- Означает ли это, что Саркози и правящая партия неизбежно проиграют выборы?
- Дать однозначный ответ невозможно. Уже по некоторым опросам выяснилось, что Саркози побеждает лидера левоцентристской партии, то есть лидера Социалистической партии, её первого секретаря Мартин Обри. Но проигрывает, если будет выдвинут со стороны соцпартии Стросс-Кан. Более того, по опросу, выясняется, что если во втором туре кандидат от правящей партии Франсуа Фийон, то он выигрывает и у Стросс-Кана, и у Обри. Для соцпартии главное здесь выбор своего кандидата. Если соцпартия будет опираться, прежде всего, на своих активистов, тогда она выдвигает Обри. Обри как первый секретарь, как настоящая левая женщина, неизбежно получит поддержку со стороны соцпартии. Если наоборот они будут ориентироваться на электоральные результаты, предложат быть кандидатом Стросс-Кану.
- А Сеголен Руаяль, кандидат от Соцпарти на прошлых выборах, вышла из игры?
- Руаяль уже не может быть кандидатом, или Обри, или Стросс-Кан. С другой стороны, судьбу выборов во втором туре решает несколько процентов центристских избирателей. Что касается правящей партии «Союза в поддержку народного движения», то эта партия сделала другую ставку, она сделала ставку на консолидацию своего электората и на привлечение электората национального фронта. Жёсткие меры, которые предпринимал Саркози, привлекают избирателей крайне правых. На крайне правом фланге сейчас разразился кризис лидерства между дочерью Ле Пена и другими руководителями национального фронта. Обычно, когда начинается кризис крайне правой партии, она начинает рассыпаться. Крайне правая партия может сохраниться как единая сила только в том случае, если у неё один авторитарный сильный харизматичный лидер. Дочка Ле Пенанапоминает авторитарного лидера, но у неё много конкурентов, поэтому правящая партия может получить электорат крайне правых.
- А каков, на Ваш взгляд, будет расклад в ходе выборов?
- Главная проблема если Фийон начнёт играть против Саркози, как это было когда премьер-министры начинали вести себя очень самостоятельно в ходе выборов (в течение 70-80-х г. были такие случаи – Шабан-Дельмас, Раймон Барр) и происходили расколы внутри правящей партии. Если происходит раскол, тогда результат становится совершенно неясным. Но если они выдвинут единого кандидата, неважно, Саркози или Фийон, в любом случае Саркози будет выдвигаться, поскольку по его ментальности невозможно отказаться от выдвижения на второй срок, то в том случае если его поддержит Фийон, то он выходит во второй тур. И здесь опять решает несколько процентов центристских избирателей. Это тоже зависит от того, какой кандидат будет выдвинут левыми. Потому что ясно, что кандидат из соцпартии тоже выходит во второй тур (за исключением 1969 года, когда социалист проиграл коммунисту Дюкло в первом туре). И тут если часть избирателей предпочтут дисциплину, порядок, отсутствие хаоса, то, естественно, победит Саркози. Если это центрист, который будет проводить такую политику социального либерализма или либерального социализма, то здесь шансы, я бы поставил на Стросс-Кана больше, чем на Саркози.
Беседовала Ольга Мефодьева
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.