Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.12.2010 | Сергей Слободчук
С помощью доброго слова и Майдана
«Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую», - после двух недель протестов против нового Налогового кодекса украинские предприниматели прочувствовали жизненную правоту слов Наполеона на собственной шкуре.
Казалось бы, протестующие на Майдане Независимости в Киеве и центральных площадях других городов представители малого и среднего бизнеса могут праздновать победу – президент Янукович наложил вето на Налоговый кодекс, спровоцировавший самые массовые волнения последних лет. В четверг, 2-го декабря, правки президента утвердила Верховная Рада. Украинские предприниматели, разбившие палаточные городки протеста, с чистой совестью могут расходиться. Победа? Можно сказать и так, если только держать в уме, что достигнутый малым бизнесом результат является промежуточным и ситуативным.
Главный вывод антиналоговых протестов заключается в жестком кризисе украинского парламентаризма в лице высшего представительского органа – Верховной Рады. Стоит отметить: вышедшие на Майдан украинские мелкие и средние предприниматели апеллировали лично к президенту, исключив Верховную Раду из диалога с властью.
В чем же причина? Главный враг украинского парламента – он сам. Точнее, его депутатский состав. Миссия любого парламента заключается в том, чтобы увязать два магистральных направления: диалог между существующими сообществами и диалог между властью и обществом. Украинская Верховная Рада уже давно не функционирует в качестве площадки для выработки компромиссных решений между финансово-промышленными группировками, центральной и местной бюрократией, местными элитами, малым бизнесом, социальными и профессиональными сообществами etc.
Напомним, малый и средний бизнес начал протесты возле здания Верховной Рады еще во время рассмотрения кодекса парламентом. Когда Верховная Рада всеми силами проталкивала Налоговый кодекс, игнорируя протесты предпринимателей, митинговавших сразу же возле здания парламента в Мариинском парке, стало очевидно, что сам украинский парламент не воспринимает себя в качестве механизма коммуникации, нацеленного на поиск компромиссных решений. Транслируя, таким образом, четкий сигнал о том, что Верховная Рада не является площадкой для переговоров и поиска компромисса. Конечно, многие догадывались об этом и раньше, но для предпринимателей понадобилась жестко конфликтная ситуация в виде принятия Налогового кодекса, чтобы прочувствовать правоту такого вывода на своей шкуре. Для всех остальных сообществ, будь то наемные работники, профсоюзы, владельцы недвижимости, арендаторы земли и т.д. такие практические выводы еще впереди, когда будут приниматься Трудовой, Жилищный etc кодексы.
В свою очередь, кризис украинского парламентаризма – только вершина айсберга. Всего лишь диагноз более глубокого заболевания под названием кризис партийной системы, которая, как оказалось, неспособна и не желает представлять интересы украинского общества. Несмотря на показательную демократию и относительно свободные выборы последних 5 лет.
В чем же причина? После выборов 2007-го года казалось, что в Верховной Раде практически отсутствует левое крыло: из демонстративно левых трехпроцентный барьер преодолела только Коммунистическая партия, за бортом остались прогрессивные социалисты Натальи Витренко и Социалистическая партия Украины Александра Мороза (сегодня возглавляет министр экономики Василий Цушко), до этого представленная во всех созывах.
Конфликт вокруг Налогового кодекса перевернул ситуацию, высветив, что отсутствует именно правое крыло в традиционном понимании таких партийных проектов. В частности, отсутствует ориентированный на защиту интересов малого / среднего бизнеса проект либерального толка. Если бы подобная партия была представлена в украинском парламенте, а тем более входила в состав большинства, предприниматели имели бы прямой канал для коммуникации и представительства своих интересов. Тогда, возможно, не понадобилось бы выходить на улицы, потому что дискуссия вокруг самых спорных норм документа разворачивалась бы на площадке Верховной Рады. Справедливости ради, нужно отметить, что аналогично либеральному, в украинском парламенте сегодня отсутствуют и все остальные варианты правых партий: консервативная, правоцентристская и т.д.
Представленные в Верховной Раде политические проекты, по своей сути являются политическими крыльями крупного украинского бизнеса. Все фракции – Партии регионов, Народной партии, «Наша Украина – Народная самооборона», «Блок Юлии Тимошенко - Батькивщина», Коммунистической партии - имеют в своем составе представителей крупного капитала либо делегированных ими депутатов. Все проекты, кроме демонстративно левых коммунистов, можно охватить многомерным и мало что означающим термином «центризм». А можно с тем же успехом разделить на гвельфов и гибеллинов. Разница между которыми заключается только в одном – когда гвельфы у власти, гибеллины критикуют их за кредиты МВФ, черноморские соглашения с Россией, проекты Налогового и Жилищного кодексов etc. Потом они меняются ролями, и попавшие в оппозицию гвельфы критикуют гибеллинов за те самые решения, которые еще вчера принимали сами. Но суть одна – ни один из них не имеет никакого отношения к какой-либо, что правой, что левой идеологии.
Именно здесь корень проблемы украинских предпринимателей, которая в предзимние холода вытолкнула их на уличный протест по всей стране. Если говорить коммерческим языком, то за 20 лет независимости предприниматели не инвестировали в собственный политический проект, а в лучшем случае являются миниминоритарными акционерами других партий. Логично, что в таком случае дивиденды от работы политических ООО получает инвестировавший в них деньги, интеллектуальную собственность и поддерживающий медиа-ресурсом крупный бизнес. Именно поэтому, когда владельцы / арендаторы тренажерных залов, лотков на рынках и киосков с молоком и хлебом оказались лицом к лицу с катастрофическими последствиями Налогового кодекса, оказалось, что защищать их интересы элементарно некому.
Кроме ожидаемых, но далеко необязательных перестановок в правительстве, антиналоговые протесты будут иметь еще несколько непрямых или, точнее сказать, нелинейных последствий.Потеряв несколько дней, президент Янукович все же выбрал для себя наиболее правильную линию – роль арбитра, который находится «над схваткой» и к которому апеллируют участники противостояния. Единственно правильную потому, что в рамках президентско-парламентской формы правления именно президент расценивается гражданами как фигура, несущая всю полноту ответственности за происходящее в стране. Если развивать данный тезис в прицеле оставшегося срока, становится ясно, что президенту необходимо выработать четкую стратегическую, а не ситуативную модель поведения. Которая заключается в том, чтобы дистанцироваться от деструктивных решений парламентского большинства в Верховной Раде (и падающего рейтинга его участников, в том числе Партии регионов), которые вызывают и будут провоцировать народное возмущение в будущем.
Кроме того, в ближайшем будущем появятся еще несколько партий власти. Во-первых, потому что президентско-парламентская модель подразумевает именно такую партийную модель. Во-вторых, дополнительные партии власти будут играть роль страховки в случае обвала рейтинга Партии регионов. В-третьих, существующие бреши на правом и левом политических флангах необходимо закрывать. Если это не сделает власть, значит, сделает оппозиция. Создание эффективных политических сил – а добившиеся вето предприниматели сгоряча объявили о создании своей партии – возможно, но маловероятно. И здесь мы уже будем наблюдать за соревнованием власти и оппозиции на лучше варианты идеологических политпроектов.
«С помощью доброго слова и револьвера можно добиться от человека большего, чем просто с помощью одного только доброго слова», - выдал когда-то жизненное наблюдение Аль Капоне. Предпринимательская акция уже не в первый раз в истории независимой Украины наглядно доказала, что в диалоге с властью, когда отсутствуют цивилизованные механизмы коммуникации, защитить свои интересы возможно только с помощью доброго слова и Майдана.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.