Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.06.2005 | Сергей Михеев

МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА: ОТСРОЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОВОДИТЬ

По мере приближения 1 января 2006 года - даты вступления в силу федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нервозность в среде федеральных чиновником неуклонно растёт. Еженедельно, по понедельникам, федеральные министры и главы регионов отчитываются на совещании перед премьером Михаилом Фрадковым о том, как подведомственные им структуры готовятся к вступлению в силу 131-го закона. Значительная часть экспертного сообщества уверена, что с 1 января 2006 года Россию ждут потрясения не меньшие, а скорее всего, даже более значительные, чем при вступлении в силу закона № 122 о монетизации льготных выплат.

Напомним, что федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был подписан Владимиром Путиным 6 октября 2003 года и с тех пор уже оброс рядом поправок. Последние были внесены в апреле этого года по предложению Татарстана и касались усиления влияния региональной власти на местное самоуправление. Уже сейчас можно точно сказать, что эти поправки - далеко не последние и не самые существенные. Всем, кто связан с реализацией 131-го закона, ясно, что он слишком радикально меняет нынешнее положение дел. Поэтому его просто необходимо будет приводить в соответствие с жизненными реалиями. Это и анонсировал президент Путин, который на последней встрече с региональными законодателями не исключил возможность внесения существенных поправок в муниципальную реформу.

Слабые места 131-го закона уже неоднократно назывались и губернаторами, и практикующими политиками, и экспертным сообществом. Коротко говоря, это, прежде всего, деньги и кадры. Разработчики закона (Д.Козак, С.Самойлов и другие) по сути, взяли за основу западный, прежде всего германский опыт. Формально местное самоуправление наделяется существенными полномочиями и, наверное, впервые законодательно усиливается. Однако в реальности для настоящего усиления местного самоуправления совершенно нет никакой экономической основы. Муниципалам оставили слишком незначительную налогооблагаемую базу: налог на имущество физических лиц, земельный и сельскохозяйственный налоги, право сдачи в аренду муниципального имущества и создания МУПов для занятия коммерческой деятельностью. Если заглянуть в статью закона, которая перечисляет расходные полномочия местного самоуправления, то становится совершенно ясно, что только немногие муниципии вытянут это без финансовой поддержки субъектов федерации. Это, напомним, и организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, и снабжение населения топливом, и содержание и строительство автодорог общего пользования, и обеспечение малоимущих очередников жильём, и транспорт, и связь, и общественное питание, и ЖКХ, куда входит благоустройство и многое другое.

Действия федеральной и региональной власти показывают, что местное самоуправление в который раз посадят на короткий финансовый поводок. Муниципалам дадут ровно столько денег, столько нужно для "поддержания штанов" - и только тем, кто будет полностью лоялен. Однако ясно, что это хорошо, пока в федеральном бюджете достаточно нефтедолларов и всё ещё значителен стабилизационный фонд. Случись ухудшение мировой конъюнктуры, и местное самоуправление вновь в полной мере хлебнёт неразберихи 90-х годов с веерными отключениями электроэнергии, взорвавшимися котлами котельных, размороженными системами, невыплатами пенсий и пособий.

Следующая проблема - кадры. Как известно, закон требует создания практически в каждом населённом пункте самостоятельного муниципального образования с выборным органом власти. То есть практически в каждом крупном селе (более мелкие объединяют в одно МО) должен быть свой "парламент" минимум из семи человек, а также глава муниципального образования. В ряде регионов уже прошли муниципальные выборы и уже видно, кто стал депутатами - доярки, скотники, трактористы, лесники, в лучшем случае - учителя сельских школ и фельдшеры районных больниц и ФАПов. А именно они должны писать уставы своих вновь созданных муниципальных образований, разрабатывать и принимать бюджеты, принимать активное участие в распределении имущества. Значительная часть избранных депутатов не только не имеет базовой юридической подготовки, но даже порой и высшего образования. И это только депутаты. А ведь с ростом числа муниципальных образований (в целом по России более чем в два раза) сильно вырастет число муниципальных служащих. Откуда они возьмутся? И сколько из них будет профессионалов, а сколько дилетантов, ничего не смыслящих в управлении территориями? Не секрет, что большинство даже районных администраций формируется по кровно-родственному признаку. Устраивают на разные непыльные должности детей, племянников, шуринов, деверей, невесток и т.д. Тем более что работать в провинции часто негде. Или зарплата ниже прожиточного минимума. Что уж говорить о сельсоветах! Очевидно, что это будет происходить и далее - но в более крупных масштабах.

Поэтому в России создаётся оригинальная ситуация. Принимается "прогрессивный", как утверждается, сделанный по западным лекалам закон. Но большинство наличных кадров просто не готово к его реализации! Поэтому необходимо срочно изыскивать средства на обучение этому закону огромного числа людей, по некоторым подсчетам, до 160 тыс. человек. Это минимальное число специалистов, которых нужно обучить хотя бы примерно разбираться в хитросплетениях муниципальной реформы. Самое интересное, что федеральный центр, конечно, найдёт необходимые средства (если захочет), но это может кончиться ничем. Совершенно непонятно, кто будет обучать муниципалов. Специалистов по 131-му закону нет. По крайней мере, в таком количестве. В результате обучать будут (в лучшем случае) теоретики из гуманитарных вузов (прежде всего филиалов академии госслужбы), которые по факту мало смыслят в управленческой практике и черпают свои фрагментарные знания из западных учебников, либо откровенные шарлатаны. Последние уже проявили себя: множество различных консалтинговых структур, центров и фондов предлагают пустые конференции по муниципальной реформе, безграмотные учебники и теоретическую методическую литературу. Всё это за кругленькую сумму, разумеется. И часто муниципалы в отсутствие ясной информации покупаются на эти пустышки, умножая хаос в головах.

У многих компетентных людей в связи с этим появляется чувство неотвратимого приближения чего-то неясного, но очень неприятного и даже опасного. Неудивительно, что среди муниципалов, ряда экспертов, а также политиков популярна идея переноса даты вступления 131-го закона в силу с 1 января 2006 года на 1 января (или 1 июля) 2008 года. Эту инициативу поддерживает фракция "Родина", а также часть единороссов. Однако не так давно Путин чётко дал понять: отсрочки не будет. По всей видимости, окружение убедило президента в правильности закона и необходимости провести именно сейчас максимум опасных и непопулярных реформ. Тем самым многократно умножая свои проблемы в преддверии "больших выборов" 2007-2008 гг.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net