Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.12.2010
ЕСтественный процесс
Усилия оппозиции по дискредитации политсистемы Виктора Януковича в глазах Евросоюза и США, кажется, пока не возымели успеха. Но и до реального прорыва далеко. Последняя встреча украинского президента с главой Еврокомиссии Жозе Баррозу и «Президентом Европы» Херманом Ван Ромпеем и заявления Януковича о возможном членстве Украины в Таможенном Союзе России, Беларуси и Казахстана показала, что Киев может как застрять между ТС и ЕС, так и продвинуться на Запад дальше, чем это сделал Виктор Ющенко. «Политком.Ру» поинтересовался у экспертов из России и Украины: Как можно оценить усилия Президента В. Януковича по сближению с ЕС? Насколько они эффективнее усилий команды В. Ющенко? Изменился ли подход Еврокомиссии в отношении Украины? Способно ли Правительство Украины за 2011 год выполнить требования по Плану действий по безвизовому режиму? От каких факторов это будет зависеть?
Борис Уваров, политический эксперт, Полесский фонд международных и региональных исследований (Чернигов):
Необходимо заметить, что после смены власти в Украине цели и интересы Киева в отношении европейского вектора внешней политики приобрели более четкие очертания. От пустых разговоров и деклараций украинское руководство перешло к формированию и реализации конкретного плана по достижению европейских стандартов экономической и политической жизни.
Обращая внимание на более прагматичный подход нынешнего руководства Украины при решении большинства внутренних проблем, Евросоюз в очередной раз предоставляет украинскому руководству определённый кредит доверия, как это было во времена В.Ющенко, в надежде на совершение Киевом конкретных шагов и достижение им чётких результатов. Подтверждением этому является утверждение плана действий по отмене визового режима по результатам 14-го саммита Украина-ЕС, официальное заявление Президента Европейского Совета Хермана Ван Ромпея о намерении завершить в 2011 году переговоры по Соглашению об ассоциации Украина-ЕС, а также подписание протокола, который предоставляет Украине доступ к некоторым программам ЕС.
На сегодняшний день можно констатировать, что европейское направление развития Украины не вызывает неприятия ни на западе, ни на востоке страны, что фактически свидетельствует о выборе украинским обществом пути дальнейшего становления своего государства и может выступать в качестве консолидирующего фактора.
В то же время, эффективность и глубина дальнейшего сотрудничества Украины и Европейского Союза зависят как минимум от двух основных факторов: первый – достижение Киевом конкретных результатов на каждом из этапов европейской интеграции; второй – динамика развития отношений между ЕС и Россией, климат которых может либо активизировать, либо сдерживать участие Украины в интеграционных процессах.
Очевидным является тот факт, что Европейский союз «устал» от пустых обещаний и фактического бездействия предыдущей власти, а также от внутриполитической разбалансированности в Украине, что само по себе не способствовало реализации поставленных целей на пути к ЕС. Поэтому сегодня можно наблюдать демонстрацию основными европейскими институтами, в том числе и Еврокомиссией, доброжелательного отношения к нынешнему украинскому руководству и тем шагам, которые оно предпринимает для реального сближения с Европой.
При этом необходимо учитывать, что оказанный кредит доверия со стороны ЕС является своеобразной «проверкой» сегодняшней власти Украины на дееспособность и умение «держать слово». Об этом можно судить по недавнему заявлению Президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу о том, что «прогресс в области либерализации визового режима сейчас находится в руках Украины». О конкретных сроках предоставления Украине безвизового режима чиновник предпочёл умолчать, сделав при этом акцент на готовности Еврокомиссии «предоставить техническую помощь Украине для проведения необходимых реформ».
В то же время, одним из основных факторов некоторого изменения подхода к украинскому государству со стороны Еврокомиссии является обеспечение Украиной энергетической безопасности, о чем, в частности, В.Янукович сообщил в начале 14-го саммита Украина-ЕС. Кроме того, нельзя не учитывать сегодняшнюю приоритетность для Европейского Союза сотрудничества в «треугольнике» Украина-ЕС-Россия.
Умение работать в команде может позволить нынешнему руководству Украины достичь серьёзных результатов. При этом вряд ли можно говорить о выполнении всех требований Плана действий по отмене визового режима в 2011 году. Во-первых, это связано с необходимостью принятия довольно сложного законодательства, адаптированного к требованиям ЕС, а во-вторых, – с большими финансовыми затратами, так как Украина должна «обеспечить адекватную инфраструктуру, техническое оборудование, финансовые и человеческие ресурсы» для работы пограничников и всех связанных с ними учреждений.
Не следует также забывать об изначальной настроенности европейских чиновников к скорости предоставления украинскому государству безвизового режима, учитывая отсутствие на сегодняшний день консолидированной позиции по данному вопросу в самом Европейском Союзе. В частности, в Плане действий по отмене визового режима подчеркивается, что даже безупречное выполнение Киевом всех требований ЕС не дает гарантий отмены виз для украинцев, а окончательное решение будут принимать Европарламент и Европейский совет «с учетом общего состояния взаимоотношений Евросоюза и Украины».
Богдан Безпалько, заместитель директора Центра белоруссистики и украинистики МГУ им. Ломоносова (Москва):
Янукович, безусловно, стремится в ЕС, но поскольку он связан рядом договоренностей с российскими элитами, он вынужден делать некие демонстративные шаги навстречу России. Тем не менее, эти шаги не выливаются ни во что конкретное: Украина отказалась вступать в ЕЭП и Таможенный союз. Нет никаких подвижек и в области гуманитарной политики. Очевидно, что центром притяжения для Украины являются европейские и атлантические структуры. Приход Януковича лишь отсрочил вступление Украины в НАТО, но не сделал это невозможным.Действия Януковича принципиально ничем не отличаются от действий В. Ющенко. Сменились лишь декларации, но даже в деталях элита Украины держится прежнего курса.
И американцы, и европейцы вполне приветствовали приход Януковича к власти. Усилия Еврокомиссии по-прежнему направлены на отрыв Украины от России и на блокирование последней.
Правительство Украины однозначно не способно выполнить требования по Плану действий по безвизовому режиму за 2011. Скорее всего, действия правительства останутся на уровне деклараций, протоколов о намерениях и т.п. Более вероятным является предоставление права на безвизовый въезд одновременно для граждан России и Украины через несколько лет.
Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Москва):
Европейская активность Януковича будет эффективнее аналогичных действий Ющенко. Хотя бы по той причине, что как бы пророссийский Янукович действует в более спокойном режиме, что называется, без шума и пыли. И если при Ющенко Москва в этом смысле реагировала достаточно жёстко (газовые вентили и т.п.), то сейчас у неё в значительной степени связаны руки. В том числе и потому, что напряжены отношения с Минском. Одновременная конфронтация с Киевом и Минском, – эта новация вполне возможна, но не теперь. Нет никаких причин для того, чтобы Киев оставил свой брюссельский вектор. Просто теперь он будет пытаться получать дивиденды и там, и там.
Европа пока что более осторожна со своими заявлениями в отношении Украины. Однако пройдёт немного времени, и мы увидим более высокую степень заинтересованности ЕС в формировании украинских процессов, чем даже это было при Ющенко. Европа пока присматривается к Януковичу, щупает, ищет подходы, не желая расстраивать Россию. И она их, без сомнения, найдёт. Другим фактором, который может толкнуть Киев в Европу, является постепенный нагрев социальной ситуации в Украине (повышение налогов и т.п.). На этот раз противники Януковича шанс постараются не упустить.
Одним из основных факторов является Москва. Если бы для РФ, которая уже давно бьётся с отменой виз для поездок россиян в ЕС, это было бы реализовано раньше, то же самое было бы сделано и для Украины, в абсолютно спокойном режиме. До этого момента любая льгота – тем более, такого политического звучания – будет расценена Москвой как некая форма очередного украинского «предательства». Однако Европа вполне может пойти на это, чтобы возбудить Москву.
Сергей Баранов, политический социолог (Москва):
Усилия Януковича по евроинтеграции Украины довольно эффективны, если учесть его стартовые позиции как политика из другого лагеря, противодействие «оранжевых» его контактам в Европе и ситуацию недоверия к Украине как к партнёру. Ведь Ющенко 5 лет не мог этого достичь, имея все политические карты на руках, кучу союзников и в старой Европе, и в так называемой Новой Европе «санитарного кордона». Хотя, как теперь ясно, Европа никаких гарантий Украине не дала. Но Янукович всё же добился своего - он нашёл союзников в лице социалистов, получил бумажку, которую он может подать как карт-бланш. В Европе его признали на деле. Для стратегии Партии регионов по захвату избирателя Центральной Украины это очень важно. На носу парламентские выборы. Наконец, Янукович получил аргументы в торговле с Россией.
Конечно, для нормальной политической команды это в порядке вещей. Но ведь команды Ющенко и Тимошенко были на редкость бездарными, поэтому и сравнение не их пользу.
Еврокомиссия к Украине отношение не поменяла, но она дала ей шанс идти навстречу. А вот к Януковичу, пожалуй, да, поменяла. И это его успех, который так бесит оппонентов. Они чувствуют, что время их уходит, даже в Европе. В Европе ведь не дураки, они понимают, что Янукович - это нормальная власть для Украины, да Украина русскоязычная, русская для них, но послушная. Что для них все эти стенания бывших неудачников-националистов? Вот открытость режима Януковича для них важна. Я не разделяю взглядов, что этот режим не протянет дольше 2012 года. Протянет, ещё как! И европейцы хотят встроить его в свои рамки, и требования плана по безвизовому режиму здесь как нельзя кстати. Это достаточно короткий поводок, ведь бесконечно проваливать евроинтеграцию нельзя.
Выполнение перечня требований ЕС за 2011 год маловероятно, учитывая экономическую ситуацию и степень управляемости страной. Наибольшие проблемы может вызвать приведения границ к евростандартам, включая демаркацию, что зависит, между прочим, от России, и других непростых стран типа Беларуси. Но в целом технические пункты выполнимы в течение 1,5-2 лет. Бороться с коррупцией, оргпреступностью, отмыванием денег Украина вполне может и на словах. Любопытно, что нужно будет ратифицировать конвенцию о правах и свободах нацменьшинств, то есть, в том числе региональный статус русского языка.
Андрей Тамбовцев, глава Луганского областного отделения «Молодежного Союза Левых Сил»:
Усилия нового Президента Украины намного эффективнее, чем усилия представителей «оранжевой» команды. Это отмечают эксперты в самой Европе. Другой вопрос – какую цену заплатит украинский народ за это сближение? Я думаю, условия вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) показательны. Большинству украинцев не хотелось бы, вступив в ЕС, оградиться от России. Например, Таможенный или Валютный Союз, участие Украины в Едином экономическом пространстве станут невозможными. Хотя создание зоны свободной торговли с Россией не противоречит евроинтеграции.
Как-то в интервью Жозе Мануэль Пинту Тейшейра заявил: «Если спросить представителей Американской торговой палаты или Европейской бизнес-ассоциации о бизнес-климате в Украине, то они скажут, что он «ужасный». Коррупция, административные препятствия в разном виде, вещи, которые служат интересам определенных групп людей, которые не хотят конкуренции, и бюрократия» - я думаю - это адекватная оценка внутренней ситуации в Украине глазами европейца. Хотя Пинту Тейшейра высказывал свое мнение до президентских выборов, ситуация нисколько не изменилась.Несмотря даже на это, Украину считают «партнером стратегической важности» для ЕС. Отношение с Украиной будут развиваться в формате программы «Восточное Партнерство», которое не предусматривает членство в ЕС. Безвизовый режим, политическая ассоциация и экономическая интеграция - это те декларируемые усилия, которые ЕС предлагает Украине. Хотя возможных дат введения, например, безвизового режима пока нет.
Правительству будет довольно проблематично выполнить План действий по введению безвизового режима на 2011 год, хотя к этому будет приложено максимум усилий. И если введение в Украине паспортов с биометрическими данными и углубление международно-правового взаимодействия в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми, видится вполне реальным, то пункт об управлении границей - очень проблематичный.
Сергей Барышников, президент Центра политологического анализа и технологий (Донецк):
Отвечая в целом, хочу отметить, что Украину готовы принимать в ЕС «по частям», чего не наблюдалось даже в случае с Болгарией и Румынией. Иными словами, целая и полная Украина европейским бонзам не нужна и опасна.
Подготовил Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.