Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Новый КГБ

14.12.2010

Акцизы взамен на транспортный налог. Честный обм..н

Начало нового 2011 года определённо обернётся для автомобилистов страны неуёмной головной болью. 1 декабря президент России Д.Медведев утвердил поправки в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 1 января 2011 года. «Гвоздём программы» вне всяких сомнений можно считать рост акцизов на бензин взамен на двукратное снижение базовой ставки транспортного налога. Только вот если посмотреть на конкретные цифры, то неприличность аппетита властей, мягко говоря, поражает…

Итак, рассмотрим бензин с октановым числом 80, 92 и 95, доля которого в общем объёме продаж составляет почти 100%. Ставка акциза на 80-ый бензин до поправок должна была вырасти с 2,19 рублей на литр в 2010 году до 3,51 рублей в 2011 году, на 92-ой – с 2,99 до 3,51 рублей, на 95-ый – с 2,99 до 3,23 рублей1 . Внесённые же изменения увеличивают акцизы ещё на рубль с лишним.

Между тем, согласно расчётам Минфина каждый рубль налога с 1 литра бензина пополнит бюджет в следующем году на 84 млрд. рублей. И вот это-то самое замечательное, потому что совокупные сборы от транспортного налога в 2009 году составили всего 62,0 млрд. рублей, а за 10 месяцев этого года – 68,7 млрд. рублей, что по нашим оценкам выльется не более чем в 80 млрд. рублей за год. Таким образом, повышение ставок акцизов на бензин в действительности означает УДВОЕНИЕ транспортного налога, а вовсе даже не «взамен». Более того, даже о снижении ставки транспортного налога, думается, можно будет забыть, поскольку за регионами оставлена возможность повышения/понижения ставки в 10 раз. Ну и как это называется? Разве обмЕн?

Еще одним неизбежным следствием такой «рокировки» станет ускорение инфляции. Теперь в начале 2011 года от одного только повышения акцизов средняя цена литра бензина вырастет не на 70 копеек, как до поправок, а примерно на 1,7 рубля, что соответствует росту цены на 7,5% (!)2 . Это в свою очередь прибавит к годовой инфляции почти 0,2 п.п. напрямую. Но реальный вклад, разумеется, окажется намного больше, поскольку рост цен на бензин автоматически приводит к удорожанию перевозок, доля затрат на которые, кстати, наиболее велика в конечной стоимости тех же продовольственных товаров3 .

Конечно же, власть можно понять – пенсии подняли, а тут еще и кризис не ко времени случился, приходится дыры латать. Но зачем же с такой настойчивостью бить по самому больному месту? 4 Ведь есть и другие товары, на которые можно поднимать акцизы: алкоголь и сигареты. Первый вариант, видимо, кажется власти достаточно рискованным, ввиду известных проблем с уходом бизнеса в тень, что выливается как в снижение собираемости налогов, так и в увеличение доли некачественной (и опасной для здоровья!) продукции на рынке. А вот с сигаретами таких проблем нет.

Причём низкие цены на сигареты в России – это ещё и огромная проблема здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения давно трубит, что в нашей стране надо в разы увеличивать цены на табачную продукцию – согласно данным ВОЗ, в России самые низкие ставки акциза на сигареты. О том же говорит и главврач страны Г.Онищенко. И хотя индексация ставок акцизов на табачную продукцию идёт достаточно масштабно, можно было бы ещё ускорить этот процесс, одновременно оказав дополнительную поддержку бюджету. В 2009 году акцизы на табачную продукцию принесли казне целых 78,3 млрд. рублей (опять же, больше чем транспортный налог!). Так что если довести в 2011 году ставку минимального акциза на сигареты с фильтром не до 7,2 рублей на пачку, что предусматривает новый Налоговый кодекс, а, скажем, до 15-20 рублей, то по нашим оценкам это дополнительно увеличит налоговые сборы на 120-200 млрд. рублей. При этом в отличие от случая с удорожанием бензина здесь ни о каком мультипликативном эффекте и речи быть не может – вырастет в цене только табачная продукция.Так что же мешает властям пойти на этот шаг?! Отраслевое лобби, Выборы-2012 или что-то еще?

Николай Кондрашов

Материал подготовлен Центром развития



1. Поскольку бензин АИ-95 подразделяется согласно новой методологии на 3 экологических класса (3, 4 и 5), то за основу расчётов была взята ставка акциза на бензин 3-его класса, как преобладающего в структуре потребления
2. Помимо повышения акцизов государство с 1 января 2011 года вводит НОВЫЙ налог – дорожный, поступления от которого будут направляться во вновь созданные дорожные фонды. Ставка дорожного налога в 2011 году составит 1 рубль на литр бензина, в 2012 – 2 рубля, в 2013 – 3 рубля. В совокупности с повышением акцизов только в 2011 году это увеличит цену бензина на все 11-12% (!) – дополнительные 0,3 п.п. к годовой инфляции (опять же, это только напрямую).
3. К слову, в результате государственная казна пополнится не только за счёт уплаты собственно акцизов на бензин, но и благодаря росту поступлений от НДС – цены-то в экономике дополнительно вырастут, а значит, и налогооблагаемая база.
4. Дополнительное повышение акцизов на бензин в 2011 году не последнее, а всего лишь первое. Впереди еще два: в 2012 и в 2013 гг.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net