Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

16.12.2010 | Олег Громов

Смена векторов

То, что русский язык нужен новым независимым государствам, обычно, говорят сами русские. Не часто это можно услышать от представителей национальной интеллигенции, к примеру, Украины или Молдовы. Причина банальна – русский язык не в моде. Модно быть англоговорящим, потому что это влечет за собой определенные статусные «бонусы» типа возможности разговаривать с людьми из практически любой точки планеты.

Русский язык не настолько распространен. Однако он имеет ряд имиджевых преимуществ, которые пока не используются.

Защитники русского языка в последнее время сосредоточились на укреплении его законодательных позиций в других странах (что в ряде случаев пока бесполезно), потеряв из виду PR-составляющую. Законы принимают конкретные политики. Если они кренятся в сторону, скажем, ЕС и США, то и перспективы расширения статуса русского языка пропадают. Так зачем биться головой о стену, если можно пойти другим путем?

Имидж языка состоит из нескольких составных частей:

- имиджа страны, с которой он отождествляется;

- людей, которые олицетворяют собой русскую культуру;

- международного статуса языка, «бонусов», которые получает человек, обучаясь этому языку.

Для изменения ситуации с угасающей популярностью русского языка за рубежом необходимы комплексные меры. Но кое-что можно сделать уже сейчас.

Например, ориентировать средства массовой информации на отделение имиджа русского языка от собственно имиджа РФ. Язык имеет более длинную и богатую историю. К сожалению, имидж РФ в ближнем зарубежье оказался подпорчен из-за «торговых конфликтов».

Русский язык – это богатство не собственно России, а целого Русского мира, который в большей степени является наследником Российской империи и СССР. Он – богатство Украины, Беларуси, Молдовы, которые еще могут поучаствовать в борьбе за титул страны-колыбели русского языка. Особенно, если учесть растущий интерес на западе СНГ ко временам Киевской Руси и споры вокруг того, «кто самая славянская страна».

Русский язык должен ассоциироваться не с сиюминутной политической конъюнктурой, а с цивилизацией и ее героями.

К сожалению, русский язык зачастую за рубежом ассоциируется не с самыми лучшими представителями Государства Российского, олицетворяющими его на международной арене. Речь в первую очередь о дипломатах, политологах, политиках, общественных деятелях, «защищающих» интересы России прежде всего в ближнем зарубежье, которые успели стать ненавистными для национальной интеллигенции и национального политического класса других государств.

Нужно обновление лиц и подходов.

Во-первых, молодые люди, мыслящие категориями информационной цивилизации и сетевых технологий, способны лучше представить нашим ближним иностранцам картину современной России, более гибко донести интересы России и наладить новый – продуктивный, практически ориентированный, неконфликтный, системный диалог.

Во-вторых, необходимо связывание имиджа русского языка с яркими образами из нашей недавней истории. Русский рок – эта вещь до сих пор, казалось бы, воскрешает СССР или хотя бы связывает его осколки. Русский рок популярен на Украине, в Беларуси, Молдове, других странах СНГ. Высоцкий, Есенин – это самые лучшие олицетворения русского языка, близкие и понятные молодежи.

Еще один не менее важный момент – русский язык не должны рекламировать седые старцы-академики, филологи, которые слабо разбираются в PR’е и нагоняют, скорее, скуку. Русскому языку нужны кумиру толпы.

Дискуссия должна выплеснуться на страницы блогов и социальных сетей, где молодежь проводит больше времени, чем в библиотеках.

Нужно целенаправленно работать на позиционирование русского языка как языка победителей (великих воинов и патриотов), популярных, талантливых, успешных людей – наших современников, сумевших при помощи его знаний выбиться из провинции, получить достойное образование и трамплин в «большой мир».Можно и нужно работать с лидерами-носителями языка (как активными, так и потенциальными), в первую очередь с молодежью.

Именно молодежь – будущее русского языка или его окончательная гибель за пределами России. Поэтому полезно как развивать горизонтальные связи между активной частью молодежи соседних стран, так и воспитывать новую гуманитарную элиту.

Важно формировать научную, творческую интеллигенцию, дружественную идеям Русского мира там – в соседних странах. В России пока слишком – даже критически – мало невузовских образовательных программ, которые были интересны молодым специалистам. Беда в том, что большинство вузовских программ, направленных на подготовку элиты, отвечают еще советским или постсоветским стандартам, но не современным. У России есть множество политологов-практиков, могущих организовывать тренинги для тех, кто станет будущей элитой наших стран-соседей. Эта мера помогла бы воспитывать элиту на ценностях Русского мира и русской культуры.

Чрезвычайно странно, что до сих пор не организована подготовка журналистского корпуса как главного в формировании общественного мнения о России и русском языке за рубежом. Это могло бы стать реальным интегральным механизмом для молодых профессионалов постсоветского пространства. Известно, что разного рода интеграционным структурам будь то в СНГ или самой России дают большие бюджеты под интеграционные начинания. И где, спрашивается, результаты их деятельности? Где реальная интеграция? Где популярность русского языка за рубежом? Где толпы студентов из стран СНГ, мечтающих об образовании в российских центральных и провинциальных вузах? Бюджеты истрачиваются на бесконечные несистемные круглые столы и бесполезные сборники и пособия, которые никто кроме их авторов не читает.

В последнее время показали свою большую эффективность сетевые молодежные проекты (типа Одноклассников и Вконтакте). В то же время собственно политические социальные сети (типа Политико.орг.юэй и сети «Соратники» «Справедливой России») оказались неэффективными – скучными и слишком однобокими для молодежи. Поэтому предлагаемые ныне социальные сети для молодых политиков с постсоветского пространства, общественных деятелей и проч. должны включать в себя как специфический профессиональный контент, так и развлекательную часть (что поможет распространять информацию внутри сети по методике вирусного маркетинга).

Плюс к тому, существует масса молодежных инициатив как внутри Росси, так и за ее пределами (и дружественных ей). Однако молодые люди либо оторваны от финансирования, либо не располагают информацией о деятельности спонсоров и партнеров. Это проблема нашей культуры, разумеется. Общего впечатления, что «мы ничего сами не можем». Однако это и проблема профильных структур, занимающихся молодежной политикой – расчистка лифтов и повышение информационного обмена между потенциально дружественными организациями.

Учитывая опыт многочисленных бесполезных круглых столов полезно поддерживать только системные проекты, включающие спортивное воспитание, информационные проекты, образовательные инициативы, бизнес-инкубаторы и форумы для многостороннего развития молодежи.

Для профильных структур полезно также было бы:

- сменить методику отбора молодых людей из вузов и общественных организаций путем создания и поддержки региональных, федеральных и международных форумов, призванных вычленить из «серой массы» талантливых, практически ориентированных молодых людей.

- расширить информационное освещение таких мероприятий, делать их более молодежными и менее экспертными для повышения популярности.

- ориентировать молодежь на сотрудничество друг с другом, а не на развитие клановых связей только для «своей» организации.

Для расширения горизонтов Русского мира потребуется более широкое и качественное, чем теперь включение молодежи из других стран СНГ в русскоязычное информационное пространство.

Полезно включать молодежь из стран СНГ в инновационные процессы в России. Так мы получим:

А) расширение Русского мира, включение молодых в информационное русскоязычное пространствоБ) больше талантливых людей, работающих на Россию или на интеграционные механизмы внутри СНГ.

Не менее важная проблема – кто непосредственно занимается популяризацией русского языка за рубежом.

В настоящее время это делают разного рода центры русской культуры, фонды, дающие гранты на издание монографий и учебников. Такими методами сфера русского языка начнет расширяться только в следующем веке.

Необходимы инновационные меры, использующие технологии масс-культуры: популяризация через яркие образы (в том числе национальных героев в разных отраслях деятельности – от литератора до воина), молодежные движения, субкультуры, создания сетевых организаций, объединяющих разрозненные ресурсы отдельных популяризаторов.

В чем причины «средневекового» характера поддержки русскоязычных за рубежом, отсутствия современных средств пропаганды? Они банальны. Коррупция, бюрократизация, люди старого мышления, боящиеся перемен и экспериментов.

И пока мы на «круглых столах» обсуждаем «цветные технологии», за рубежом изобретают новые. Проблема обновления части чиновничества стоит очень остро. Развитие ускоряется и каждое новое поколение мыслит все быстрее. Российский госаппарат пока не поспевает за прогрессом. Требуется очистка «лифтов», дающих молодежи шанс поуправлять, и методов отбора молодых специалистов на ответственные должности.

Важный момент – в настоящее время распространена практика поддержки российскими организациями политиков (в странах СНГ), «профессионально защищающих русский язык за рубежом. Отрицательный эффект – вопросы языка начинают слишком политизироваться. Поэтому полезно отделить поддержку политиков от поддержки «третьего сектора» - НПО и отдельных общественных активистов.

России необходимо стратегически больший акцент на работу с «культурными работниками и «разносчиками» масс-культуры, чтобы они создавали определенный информационный контент, популярный у населения, на основании которого уже бы создавались политические и общественные организации.

Судя по активности и объему работы, профильные организации России получают достаточные бюджеты для работы с «третьим сектором». Однако устарела методика работы. Отзвуки неправильно молодежной политики уже прозвучали на Манежной площади Москвы. Такая же ситуация (просто более скрытая и невидная массовому зрителю) сложилась и в области работы с русскоязычными и молодежью на постсоветском пространстве. Уже выросло новое поколение молодежи, которое сильно «оторвалось» от России в ментальном плане. Разрыв будет только увеличиваться. Необходимо не латать дыры, а кардинально менять тактику, стратегию и субъектов работы.

Олег Горбунов – руководитель молодежного политического клуба «Вектор»

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net