Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.01.2011 | Алексей Портанский
Образование à la carte
Предприятия общественного питания предлагают нынче бизнес-ланч по выбору: одно первое блюдо из двух-трех, одно второе тоже из двух-трех и пр. Многие довольны, а кто нет – может пойти туда, где подороже, зато можно взять все, что угодно. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – примерно то же самое, что описанный бизнес-ланч. Отличие только в том, что других вариантов уже не будет – стандарт станет обязателен для всех средних школ.
В соответствие с новоявленной инициативой Минобра, «модернизированный» ФГОС оставит в старших классах лишь четыре обязательных для изучения предмета: «Россия в мире», ОБЖ, «физкультура» и так называемый «индивидуальный проект». В необязательные попадают: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география.
Помимо указанных четырех обязательных, у каждого старшеклассника будет "не больше семи" предметов по выбору. То есть в итоге не более одиннадцати предметов. Для справки, сегодня каждый изучает, кажется, до восемнадцати предметов. Но «новаторство» на этом не кончается. Семь предметов надо будет выбрать из шести групп, при этом не больше двух из группы. К примеру, одна из таких групп - «естествознание», куда входят физика, химия, биология, экология. Значит, физику, химию и биологию одновременно изучить уже не удастся. В математическую группу включены алгебра, геометрия, информатика. Здесь, на мой взгляд, таится настоящая катастрофа. Казалось бы, что ломать голову: без информатики нынче никуда, ну и без алгебры вроде тоже как-то несолидно. Выбор сделан – геометрия осталась за бортом. Для самоуспокоения некоторые школьники и их родители скажут себе: Эвклид жил, кажется, аж в III в. до нашей эры, а у нас на дворе XXI век с нанотехнологиями! И зачем нам эта эвклидова геометрия? И, правда, зачем?
Из всех математических дисциплин, изучаемых в школе, геометрия – основа основ – именно она, как никакой другой предмет, приводит в порядок мозги и развивает логическое мышление. Без нее дальнейшее образование подобно зданию, в фундаменте которого вместо бетона опилки. И если на основе обновленного ФГОС старшеклассник Сидоров не выберет геометрию, в этом будет не его вина – его поставили в то самое положение, когда есть несколько вариантов, и все плохие.
В группу «словесность» включены русский язык и литература, но выбирать и то, и другое одновременно необязательно. Представим себе, что жертвой становится литература. Сегодня в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Платонова, Солженицына... Это означает, что молодые люди в 15-17- летнем возрасте, когда как раз бурно формируется личность, не смогут получать базовых систематических знаний о русской литературе.
Представить, что предметы, которые десятилетиями (если не столетиями) были неотъемлемой частью школьной программы, вдруг станут блюдами шведского стола, которые каждый набирает себе по вкусу, в трезвом уме затруднительно. Хотелось бы, однако, понять, ради чего такие жертвы. Из того, что указано в новом стандарте, следует только одно: ради того, чтобы молодые люди сосредоточили свои умственные и физические способности прежде всего на физкультуре, ОБЖ, «индивидуальном проекте» и «России в мире». С первыми двумя более-менее понятно: эти предметы были и раньше, правда, не считались главными. А вот со вторыми двумя ясности гораздо меньше. Про «индивидуальный проект», как выясняется, и среди профессионалов среднего образования мало кто может сказать что-то вразумительное. Что же касается «России в мире», то тут возможны самые различные варианты. Программы, преподаватели, методика и т.п. – ничего этого нет и в помине. Начать хорошо бы с концепции данного предмета. Какой она будет? Если, к примеру, «Россия поднимается с колен», или «Особенности управляемой демократии в России», то во многих семьях детей после школы будут просто тихонько «переучивать», чтобы они все-таки имели адекватное представление об окружающей действительности. Как известно, не так давно у нас появился учебник, в котором Сталин назван «эффективным менеджером». А если программу для предмета «Россия в мире» сядут писать те же авторы?
Вопросов, на которые срочно требуются ответы в связи с новым ФГОС, много. Неудивительно поэтому, что на днях группа деятелей образования и культуры обратилась с открытым письмом к президенту России Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину, спикеру Госдумы Борису Грызлов и министру образования Андрею Фурсенко по поводу резкого изменения Федерального государственного образовательного стандарта. Главное, что содержится в этом письме, глубокое недоумение происходящим. Между тем, в интернете уже можно встретить отчаянные письма преподавателей средней школы, которые готовы оставить любимую работу, если предлагаемый вариант ФГОСа вступит в силу.
Многие нынче считают, что мы живем в эпоху больших утрат. Утрачены бесплатная медицина, фундаментальная наука, боеспособность армии, остатки правосудия и т.д. Не всем, правда, хочется в это верить – человеку свойственно надеяться на лучшее. Последствия утраты качественного среднего образования могут оказаться куда страшнее и трагичнее всех перечисленных.
Алексей Портанский – профессор кафедры торговой политики НИУ-ВШЭ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.