Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.02.2011 | Татьяна Становая
Госкорпорации поперек модернизации
31 января президент России Дмитрий Медведев провел очередное заседание по модернизации и технологическому развитию России, в рамках которого неожиданно резко обрушился на крупные государственные компании и корпорации за недостаточные инвестиции в НИОКР. Среди компаний была упомянута и НК «Роснефть», однако спустя несколько часов после совещания помощник президента Аркадий Дворкович признал, что претензий к компании нет.
На протяжении президентского срока Дмитрия Медведева складывалось впечатление, что его модернизационные проекты «индивидуализированы» и недостаточно вписываются в реализуемую правительством России повестку дня. В настоящее время она носит инерционный характер, первоначально связанный с борьбой с кризисом, подразумевавшей преимущественно реактивные решения. Одни из таких решений объективно связаны с политическими аргументами (необходимость сохранения высоких социальных расходов для поддержания стабильности), другие – с лоббистскими интересами крупных государственных структур или отдельных влиятельных игроков.
Достаточно вспомнить, какую помощь в кризис получал «АвтоВАЗ» или нынешний спор между вице-премьером правительства России, главой совета директоров «Роснефти» Игорем Сечиным и министром финансов Алексеем Кудриным по поводу продления льгот на экспортную пошлину с Ванкорского месторождения. При этом в каждой сложной ситуации на каком-либо предприятии действует «ручное управление». Если главам корпораций и компаний хватает ресурса «идти наверх», то это лучший способ получить поддержку, разрешить проблемы или получить заказ. Были и более глобальные проблемы: например, покупать ли военные корабли Mistral у Франции или делать самим. Пользующийся политической поддержкой Медведева министр обороны Анатолий Сердюков продвигал первый вариант, - Объединенная судостроительная корпорация при поддержке Игоря Сечина – второй. Конфликт удалось разрешить после того, как обанкротился сенатор Сергей Пугачев, на верфях которого предполагалось строить 2 французских вертолетоносца. Это дало возможность ОСК принять непосредственное участие в следке с французами.
Нельзя сказать, что кабинет министров не рассматривает варианты отказа от инерционной политики. В прошлом месяце стало известно, что правительство вступило в стадию поиска новой модели экономического управления после кризиса – с учетом необходимости принимать непростые решения в условиях ограниченных бюджетных ресурсов. Речь может идти о «жестких сценариях» — повышении косвенных налогов или пенсионного возраста, об отмене налоговых льгот. Однако пока этот процесс находится в подготовительной стадии, и перспективы отказа (полного или частичного) от инерционного сценария остаются неясными.
В то же время президентские экономические идеи существуют на периферии; они связаны не с реальными приоритетами правительственной политики, а с позицией главы государства, который настаивает на инновационном развитии страны, и пока в значительной степени носит виртуальный характер. Комиссия по модернизации, созданная президентом, не занимается выработкой альтернативы правительственной политики, а стремится разработать конкретные проекты, по определению носящие локальный характер. В публичном пространстве о модернизации говорится много и часто, а на деле президент крайне ограничен в доступе к бюджетной политике, которая формируется правительством. На модернизацию выделяются минимальные деньги в рамках президентской комиссии, а основными средствами формирования бюджетов являются внебюджетные источники. В 2010 году на модернизационные проекты было выделено 189,39 миллиарда рублей, в 2011 - 381,56 миллиарда рублей, а в 2012 - 229,9 миллиарда рублей.
Финансироваться все эти проекты будут большей частью за счет грантов и кредитов, участия институтов развития, а почти на 160 миллиардов рублей - из федерального бюджета. Неслучайно президент заговорил снова о создании специального инвестиционного фонда на основании государственных средств и средств иностранных инвесторов, которые пойдут на реализацию инновационных проектов.
Медведев предпринимает и другие попытки расширить свои возможности – в частности, связанные с отношением к госкорпорациям. Собственно именно против них как главных «институтов развития» в логике «путинского курса» и была направлена активная деятельность президента с самого начала его президентства (Путин с ней официально согласился). И успехов тут не очень много, если не считать акционирования «Роснано» - пожалуй, единственного успешно «работающего» институтом развития, созданного в рамках логики «сытых» 2000-х годов еще при Путине, но легко и быстро адаптировавшегося к планам Медведева. Пока не удается ни усилить контроль над целевым использованием средств в корпорациях, ни повысить прозрачность в принятии решений и распределении средств внутри. Поэтому неудивительно, что именно на госкорпорациях и крупных госкомпаниях наиболее ярко выявились расхождения в президентских и правительственных приоритетах.
На совещании комиссии по модернизации президент заявил, что его поручения по развитию НИОКР, данные около года назад, исполняются плохо и, прежде всего, это касается госкомпаний. «Основная проблема заключается в том, что руководство корпораций, да и профильные министерства в Правительстве, до сих пор не воспринимают эту задачу как самую приоритетную», - сказал президент, приведя в пример тот факт, что только половина госкомпаний разработала инновационную программу своего развития. «Все это, конечно, очень тяжело смотрится», - сказал Медведев, также указав на то, что в госкомпаниях даже нет ответственных лиц на высшем уровне, отвечающих за инновационное направление развития. «Я сейчас не буду называть компании, в которых ситуация выглядит лучше, но назову те компании, в которых очень незначительные расходы на НИОКР. Прошу обратить внимание, что это не всё. Я просто назову те, в которых ситуация выглядит, мягко говоря, не блестяще. Это «Роснефть», это МРСК, «Совкомфлот», «Аэрофлот». Мне много тут рассказывали по поводу того, как процессы согласования этих вещей шли. Коллеги, это никуда не годится», - пригрозил президент, не исключив увольнений в случае дальнейшего игнорирования его поручений.
В связи с этой резкой речью сразу родились две интриги. Первая касается «Роснефти» - компании, совет директоров которой возглавляет Игорь Сечин. Через несколько часов помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что «у президента России Дмитрия Медведева нет претензий к тому, как «Роснефть» выделяет средства на НИОКР. «Роснефть входит в число наиболее продвинутых компаний по разработке программ инновационного развития. Оценка президента касалась периода до прихода нынешнего руководства компании, которое продвинулось в правильном направлении», – заявил помощник президента Аркадий Дворкович «Газете.Ru». Получается, что после того, как по НК «Роснефть» был нанесен ощутимый удар со стороны президента, Кремль скорректировал свою позицию. При этом интересно, что в материалах Минэкономразвития, подготовленных к заседанию комиссии по модернизации, перечислены 9 наиболее продвинутых компаний, среди которых как раз присутствует «Роснефть». Как получилось так, что «Роснефть» одновременно упоминается среди наиболее успешно развивающих инновации компаний и наиболее отстающих – остается загадкой. Однако можно предположить, что в данном случае разница основана на разных оценках, доминирующих в окружении президента и правительстве.
На сайте самой компании «Роснефть» выделен целый раздел, посвященный инновациям и науке. Однако при ознакомлении с этим разделом становится очень трудно отделить текущую деятельность обычной нефтяной компании от инновационной. Сама же НК поспешила сообщить, что основные инновационные направления будут развиты при работе в Арктике совместно с британской BP.
Вторая интрига связана с Объединенной авиастроительной корпорацией, главу которой Алексея Федорова (считающегося протеже Сергея Чемезова) президент уволил за недостаточное развитие инновационной деятельности. Аркадий Дворкович сообщил, что глава холдинга «Сухой» и ОАО «РСК «МиГ» Михаил Погосян сменит Федорова на посту президента ОАК, отметив, что это кадровое решение стало следствием невыполнения поручений по подготовке инновационных программ госкорпорации. По его словам, кандидатура Погосяна согласована и на ближайшем совете директоров она будет утверждена. «По другим компаниям будет произведен дополнительный анализ, и в случае необходимости будут приняты дополнительные решения», — отметил Дворкович.
Однако как стало известно «Коммерсанту», проблема увольнения Федорова вовсе не связана с недостаточными вложениями в инновационные программы. Причина в недовольстве со стороны президента, связанном совсем с другими проблемами. Источник «Коммерсанта», близкий к совету директоров ОАК, утверждает, что решение об отставке Алексея Федорова было принято почти две недели назад в ходе ближневосточного турне Дмитрия Медведева. Иордания якобы упрекнула россиян в невыполнении заключенного более пяти лет назад контракта на поставку российских самолетов. Однако эта версия кажется странной: как уточняет сама газета, контракт был заключен летом 2005 года между военной канцелярией Иордании и «Ростехнологиями». На тот момент предполагалось, что единственный производитель Ил-76МФ — Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ, Узбекистан) — войдет в ОАК, однако этого так и не произошло. Источник «Коммерсанта» в администрации президента считает, что отношения Алексея Федорова с президентом испортились гораздо раньше, когда у того возникли претензии к поставленному в прошлом году президентскому борту Ту-214ПУ.
Впрочем, впервые наиболее сильную критику в адрес Алексея Федорова озвучил премьер-министр Владимир Путин. 18 августа 2009 года во время салона МАКС глава правительства связал проблемы в российской авиастроительной отрасли с неэффективностью ОАК. «Я имею в виду и недостаточное качество корпоративного управления, и высокие издержки, и низкую экономическую эффективность производительности труда <…> Целый ряд контрактов Объединенной авиационной корпорации на поставку самолетов как внутри страны, так и за границу принес, как это ни странно, не прибыль – а одни убытки», - заявил тогда Путин, подчеркнув при этом эффективность работы Михаила Погосяна. Характерно, что еще в 2008 году Погосян сменил в корпорации МиГ близкого к Чемезову Анатолия Белова – это произошло после скандала с возвратом Алжиром российских самолетов. Однако, несмотря на критику со стороны Путина, Федоров оставался на своем посту, пока у него не возникли противоречия с Медведевым.
В условиях неактуальности логики «сытых годов», крупные госкорпорации вынуждены развиваться по программе-минимум, испытывая трудности с финансовыми средствами и решая, прежде всего, задачи спасения от банкротства основных производств. В таких условиях конкуренция «инновационных проектов» резко усиливается, и в ОАК она вылилась в «войну» между проектом SSJ (МиГ) и МС-21 («Иркут»), и побеждает, судя по всему, первый. Отметим, что глава «Иркут» Олег Демченко является старшим вице-президентом ОАК, а его предшественником на этом посту был Федоров.
Из сложившейся ситуации можно сделать вывод, что растет раздраженность президента, который предпринимает шаги по расширению своих возможностей и усиливает давление на основные институты, госкорпорации, чиновников и госкомпании. Однако выработкой реальной повестки занимается правительство – и даже если она будет пересмотрена, то далеко не факт, что в направлении президентских «инновационных» пожеланий. Речь может идти о программе жесткой экономии, которая затронет и проекты, значимые для Медведева – как второстепенных для политических интересов по сравнению с социальными статьями бюджета. Президенту на сегодняшний момент остается рассчитывать на «точечные» результаты своей активности (например, смещение связанного с Чемезовым главы ОАК), которые согласованы с главой правительства.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.