Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

10.02.2011

Выволочка монополистам

Премьер-министр Владимир Путин нашел виновных в резком взлете цен на дизельное топливо: в то время как другие нефтяные компании прислушались к рекомендациям правительства ограничить рост оптовых цен на солярку, пожелания премьера фактически проигнорировали компании ТНК-ВР и "Газпром нефть". Владимир Путин в достаточно жесткой форме потребовал разобраться с оптовыми ценами на дизельное топливо. Нефтяники "взяли под козырек", но лишь директивными мерами кардинально снизить цены на топливо не удастся, предупреждают эксперты. До последнего времени ни штрафы со стороны ФАС, ни "внушения" чиновников переломить ситуацию в отрасли не помогали. Без создания нормальной конкурентной среды, цены на отечественных заправках так и останутся запредельными, констатируют аналитики.

Валерий Пивень, заместитель начальника информационно-аналитического отдела Пробизнесбанка:

Надо учесть, что оказывая давление на нефтяные компании, правительство решает целый ряд задач, одна из которых – попытка сдержать рост инфляции. Поиск немонетарных мер борьбы с повышением цен может в ближайшие месяцы стать достаточно серьезным элементом государственной экономической политики. В силу большого количества крупных игроков рынок нефтепродуктов – один из самых удобных для оказания давления на цены. Проблема в том, что вопросы регулирования рынка – достаточно сложный момент, в котором очень часто каждая из сторон может считать, что действует справедливо. Доказать олигопольный сговор сложно, при этом у нефтяных компаний пока цена сырья находится на столь высоком уровне, будут аргументы в пользу повышения цен нефтепродуктов. В принципе, конечно, может (нажать на компании - прим. ред.). «Газпром нефть» – фактически, находится под государственным контролем. В ситуации с ТНК-BP, государство может, например, однозначно принять сторону Роснефти в ситуации возникшей вокруг их совместных проектов с BP. Однако, я думаю, что прямого воздействия на бизнес государство постарается избежать – сейчас никто не хочет ухудшения восприятия мировыми инвесторами внутреннего инвестиционного климата в РФ.

Капканов Владислав, заместитель председателя коллегии адвокатов «Ваш Юридический Поверенный»

В связи с высказанными премьер-министром претензиями можно ожидать привлечение указанных компаний к различным видам ответственности за нарушение федерального законодательства. Вместе с тем следует отметить, что высказанные правительством пожелания носили рекомендательный характер и не были для указанных компаний обязательными к исполнению. В стране, к сожалению, созданы такие условия, при которых рыночные отношения подменены администрированием, т.е. фактически отношения в обществе(в том числе и экономические) строятся согласно волеизъявлениям высших должностных лиц, вместо изложенного необходимо создать прозрачное законодательство, дающее возможность для появления нормальной конкурентной среды. Тогда Россия находилась бы на иной, более высокой стадии развития экономики. Подобными шагами мы создаем барьеры для нормального функционирования и развития бизнеса.

Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО)

Вообще механизмы регулирования цен в России работают очень странно. По какой-то неведомой причине первый министр тратит свое рабочее время на публичную критику компаний «Газпром нефть» и ТНК-ВР. Они имеют полное право игнорировать пожелания правительства. Однако если правительство стремится как-то регулировать цены внутри страны, то оно могло бы не ограничиваться пожеланиями. Нужно было принять законодательные или распорядительные серы: установить максимум коммерческих цен и порядок их установки. В противном случае критика корпораций за нежелание следовать рекомендациям власти выглядит наивно. Совершенно неясно, почему они должны отказывать себе в дополнительной прибыли, если государство не желает ее ограничить в интересах населения. Вряд ли будет справедливо, если власти будут кого-то наказывать за игнорирование благих пожеланий. Если бы они стремились добиться результата, а не продекларировать свою гуманистическую позицию перед лицом населения, то действовали бы без рекомендаций и угроз репрессий, а в рамках закона и своих обязанностей. Никаких репрессивных действий в отношении двух этих компаний не последует.

Виталий Громадин, старший аналитик Арбат Капитала

ФАС может наложить штрафы за завышение цен на дизтопливо, которые росли существенно более высокими темпами, чем на бензин. И сумма возможных штрафов уже будет значительно больше (до 15% от выручки компаний). Вместе с выигранным иском против ТНК-ВР в прошлом году и подписанным мировым соглашением с остальными компаниями ФАС доказала факт монопольного завышения цен. Правительству в данном случае в преддверии года выборов необходимо исключить схожей ситуации с бензином. На данный момент повышение стоимости бензина можно вполне объяснить ростом акцизов и тарифов естественных монополий, то есть политикой самого правительства. А дизельное топливо является экспортным продуктом, и есть мнение, что нефтяники специально подтянули цену этого нефтепродукта к европейской за вычетом затрат на транспортировку и экспортных налогов, используя принцип равнодоходности. И такая цена вполне может совпадать с расчетной формулой, которую хочет ввести ФАС. Соответственно в отсутствии рыночных механизмов остается угрожать нефтяникам ответными мерами, которые могут включать в себя огромные штрафы, негативное вмешательство в деятельность компаний или даже уголовную ответственность для менеджмента.

Анна Люканова, аналитик ГК "АЛОР"

ТНК-ВР достаточно быстро отреагировала на резкую критику со стороны премьер-министра Владимира Путина, так с 21:00 9 февраля компания снизила розничные цены на зимнее дизельное топливо на 1.20 рублей за литр. Подобный прецедент не первый, так ФАС уже не раз возбуждала дела в отношении крупнейших нефтегазовых компаний. На мой взгляд, в настоящий момент правительство вряд ли будет применять более жёсткие рычаги, поскольку бюджет преимущественно пополняется доходами от ТЭК, поэтому применение более жёстких санкций может нанести удар не только по самим компаниям, но и по бюджету. На мой взгляд, основной проблемой роста цен является высокий уровень монополизации рынка, поэтому проблему нужно решать за счёт развития конкуренции.

Тимур Хайруллин, Заместитель начальника аналитического отдела ИК "Грандис Капитал"

Федеральная антимонопольная служба, по определению, орган, выявляющий нарушения и обращающийся в судебные инстанции. Для эффективной работы с нефтяными компаниями ФАС нужно четкое определение рыночной цены бензина, исходя из которого, можно доказывать злоупотребления. Также необходим перечень достаточно жестких мер к нарушителям. И поддержка службы на политическом уровне. Также не стоит списывать со счетов и неформальные, но эффективные рычаги воздействия (вроде встреч с г-ном Путиным или г-ном Сечиным). В конечном, итоге данное разбирательство может закончиться не столько огромными штрафами нефтяникам, сколько их ограничением роста цен в добровольно-принудительном порядке.

Подготовил Максим Логвинов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net