Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.02.2011 | Марина Войтенко

Экономический рост в «налоговых рукавицах»

Минувшая неделя отметилась «бенефисом» нефтяных цен. Баррель российской Urals вплотную подобрался к отметке $112. Во вторник премьер-министр Владимир Путин заявил, что при среднегодовой цене нефти в $93 за баррель Резервный фонд может быть удвоен до 1,45 трлн рублей. Следом за этим Председатель правительства отправил на доработку «Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года». Причина – неприемлемость идеи Минэкономразвития о сохранении бюджетного дефицита в 2-3% ВВП до 2025 года. Владимир Путин считает, что бюджет должен быть сбалансирован к 2025 году.

Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин 22 февраля объявил о сокращении плана заимствований в 2011 году на 500 млрд рублей из-за высокой цены на нефть1 , не исключив при этом, что нулевой дефицит может сложиться уже в 2014 году при сохранении цен на нефть около $100 за баррель2 . Аналитики сразу вспомнили, что бюджет-2011 составлялся, исходя из среднегодовой прогнозной цены в $75, с начала года она уже составила $94. К тому же в 2010 году реальная среднегодовая цена оказалась на $13 выше прогнозной, бюджет получил дополнительно 600 млрд рублей нефтегазовых доходов.

Высокие цены на нефть, однако, влекут за собой большие проблемы. Возрастает комфортность сидения на нефтяной игле, что расслабляет внимание к накопившимся рискам. Между тем, по оценкам минэкономразвития, каждые $1-2 повышения цены на «черное золото» приносит бюджету дополнительно 75 млрд рублей, но уже при росте на $30 долларов (по имеющемуся опыту) валютная переоценка на курсовой разнице вследствие подорожания рубля съедает почти половину дополнительных доходов. Кроме того, при ценах выше $100 Россия, как и другие нефтедобывающие страны, начинает испытывать потери на падающем спросе. Растущие нефтяные цены для реалистичного бюджетного планирования оказываются «помощниками» коварными и малонадежными. Отсюда и рост внимания к классике – возможностям снижения расходов и состоянию расходной базы бюджета за вычетом нефтяного фактора.

Опубликованные на минувшей неделе отчетные данные ФНС за 2010 год ясно показывают: в большинстве отраслей экономики налоговые отчисления по темпам роста превышают увеличение добавленной стоимости. В целом по экономике в 2010 году она возросла на 14% (в текущих ценах), в сельском хозяйстве даже упала на 0,3%; в строительстве, финансовом секторе, образовании и др. прибавила менее 5 процентов. Налоговые же отчисления выросли в обрабатывающей промышленности на 36%, в добывающих отраслях на 34%, в сельском и лесном хозяйстве на 30% и т.д.

Налицо, таким образом, усиление налоговой нагрузки. По оценке Алексея Кудрина, налоговые доходы бюджета выросли в 2010 году до 17,2% ВВП (16,1% ВВП в 2009-ом). Повышение страховых платежей в 2011 году добавит еще не менее 1,7% ВВП. Вывод министра финансов предельно однозначен: возможности дополнительного повышения налогов в России в настоящее время нет. Тем более актуальным становится вопрос о путях дальнейшего развития налоговой системы в рамках выбора модели развития, позволяющей существенно сократить нефтегазовую зависимость.

Заметим, что стартовые позиции для переформатирования налоговой политики вполне добротные. В 2010 году ФНС обеспечила поступление в бюджеты всех уровней 7,7 трлн рублей. Это на 22% выше, чем в 2009 году по консолидированному бюджету, и всего на 3% ниже показателей 2008 года (по федеральному бюджету отставание, правда, составляет 10%3 ). Выступая 21 февраля на коллегии ФНС, Алексей Кудрин констатировал: качество работы службы в 2010 году улучшилось, есть сдвиги в налоговом администрировании, взаимодействии с налогоплательщиками, внедрении электронного документооборота и технологическом переоснащении4 . Начата работа по созданию сети контакт-центров, с 2011 года начинаются информационно-просветительские проекты совместно с ведущими СМИ. Развитие досудебного налогового аудита снижает нагрузку на судебную систему - количество дел, рассмотренных в судах по инициативе налогоплательщиков, сократилось в прошлом году на 13 процентов. В ходе 12 тысяч выездных проверок были выявлены схемы с участием 23 тысяч фирм-однодневок, в итоге было доначислено налогов на 311,4 млрд рублей.

Повышение качества налогового администрирования и в теории, и в международной практике рассматривается как наиболее приемлемая альтернатива росту налоговой нагрузки. Движение по этому маршруту начинает ускоряться и в России. 24 февраля Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с главой ФНС Михаилом Мишустиным в качестве неотложной поставил задачу обеспечить условия подачи налоговой декларации физлицами с использованием электронной цифровой подписи. «Это настоятельное требование сегодняшнего дня, потому что именно в большинстве хорошо продвинутых стран граждане, действительно, подают декларации прямо на выходе из своего офиса, или не выходя из своего дома», - подчеркнул Президент РФ.

Другое поручение касается подготовки к единому налогу на недвижимость с ее стоимости, основанной на методах рыночной оценки. Речь идет о формировании базы данных о так называемых единых имущественных комплексах и определении на ее основе соответствующих льгот для пенсионеров и малообеспеченных, которые затем должны быть отражены в Налоговом кодексе5 .

Качество налогового администрирования непосредственно влияет на инвестиционный климат. Незадействованных резервов здесь с избытком. Тем важнее для бизнеса текущие планы Минфина и ФНС. Из обозначенных на прошедшей неделе запомнились следующие. Во-первых, поручение Алексея Кудрина налоговой службе сконцентрироваться на анализе налогов и сборов, идущих от ненефтегазового сектора (то есть, дополнительно представлять оценку, очищенную от поступлений из нефтегазовой отрасли). Эксперты считают, что эта работа будет востребована как для ожидаемого увеличения размеров суверенных фондов, так и при выстраивании долгосрочных сценариев финансового планирования, предполагающего переформатирования налоговой системы.

Во-вторых, заявление главы Минфина о том, что до конца года будут подготовлены предложения по администрированию НДС (уточнение правил начисления, учета и возмещения), резко сокращающие возможности ухода от этого налога. В течение 2011 года должны пройти и соответствующие общественные обсуждения данных инициатив. Наконец, в-третьих, уже в текущем году в ФНС (до принятия одноименного закона) должно быть создано управление по контролю за трансфертным ценообразованием. Это, по мнению экспертов, подтверждает серьезность намерений Минфина представить в довольно сжатые сроки согласованный проект нового (стимулирующего добычу и переработку) налогового режима в нефтяной отрасли.

Совершенно очевидно, что повышение качества налогового администрирования в 2011 году будет происходить в рамках действующих налоговых ставок. На минувшей неделе министр финансов однозначно высказался, что считает невозможным уменьшение объемов поступлений страховых взносов. И его можно понять: опыт взимания повышенных страховых платежей еще предстоит накопить и проанализировать (и годовой период для этого - срок, в общем-то, минимальный), а согласия внутри правительства по поводу налогов в реформировании пенсионной системы (необходимость которого по сути ни кем не оспаривается) пока тоже не наблюдается.

Между тем, аналитические проработки налоговых мер, как стимулирующих экономическое развитие, так и компенсирующих выпадающие бюджетные доходы, идут все более интенсивно. Так, Алексей Кудрин надеется найти золотую середину в спорах с другими министерствами и инфраструктурными монополиями по вопросу сокращения льгот в налоге на имущество. «Цена» немаленькая – 130 млрд рублей. При этом проблему придется решать в тесной увязке с коррекцией тарифной политики.

21 февраля Минпромторг опубликовал проект нового перечня отраслевых критериев для энергоэффективных предприятий, которые могут претендовать на предоставление инвестиционных налоговых кредитов (их получатели платят налоги в рассрочку с уплатой процентов от 0,5 до 0,75 ставки рефинансирования ЦБ на срок до пяти лет). Заметим, что эта стимулирующая мера (законодательно установленная в статьях 66 и 67 Налогового кодекса) по сути дела практически не применяется из-за сложностей идентификации компаний-претендентов, то есть определения эффекта и т.п. Нынешнее предложение основательно расширяет круг возможных получателей этой льготы (в нем 53 позиции). Тем не менее, по оценкам экспертов, в проекте остается много непроясненных «мест» с точки зрения надежности показателей энергоэффективности. Кроме того, в текущих условиях, считают аналитики, необходим баланс интересов импортеров технологического оборудования и отечественных производителей: налоговые кредиты по большей части будут стимулировать инвестиции в форме импортных закупок. Минфин пока не обнаружил публичной реакции на инициативу. Сколько времени потребуется для выравнивания позиций, сказать сложно.

Большая определенность с новой концепцией налогообложения нефтяной отрасли, подготовленной Минэнерго6 . Здесь речь идет уже о проработке конкретных механизмов запуска реформы, сроках снижения экспортной пошлины на нефть, процедурах администрирования и ставках вводимого налога на дополнительный доход и т.п. Среди рисков, на которые должны быть найдены ответы, эксперты указывают на недостаточность мер по стимулированию нефтепереработки и необходимость гарантий устойчивости новых правил – их неизменности в течение минимум 10-12 лет с учетом длительности инвестиционных циклов и сроков окупаемости проектов в «нефтянке».

Активно обсуждается и ряд других налоговых новаций. Например, в парламент внесен законопроект о переходе индивидуальных предпринимателей от единого налога на вмененный доход (ЕНВД) к упрощенной системе налогообложения (УСН) на основе патента. Мера эта призвана повысить заинтересованность местных властей в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности и увеличении за счет этого доходов их бюджетов. Оппоненты, впрочем, полагают необходимым распространить УСН и на юрлица, уплачивающие налог на вмененный доход, а сам ЕНВД и вовсе удалить из Налогового кодекса.

Еще более острая дискуссия идет по поводу правительственного законопроекта, направленного на борьбу с фирмами-однодневками. Одна из его норм по сути дела возлагает на бизнес «проверку» налоговой надежности партнеров. Миссия по сути невыполнима, так как означает наделение бизнеса функциями налоговых и правоохранительных органов.

Приведенные выше примеры показывают, что даже в такой консервативной сфере госрегулирования как налоговая система обозначилось предвосхищение перемен. В условиях выбора новой модели экономического развития это неизбежно. И, хотя многие детали еще не прояснены должным образом, вполне обозначилось главное: текущая налоговая политика балансирует на грани макроэкономической стабилизации и торможения восстановительного роста. Тем важнее, принимая решения на перспективу до 2020 года и далее, взвешенно разбираться в ситуации, «очищенной» от фактора повышения нефтяных цен. Ровно это и происходило на минувшей неделе.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий



1. Дефицит бюджета-2011 запланирован в 1,8 трлн рублей. Лимит увеличения госдолга – 1,7 трлн рублей внутренних займов и до $7 млрд – внешних.
2. Несколько ранее Минфин считал таким рубежом нефтяную цену в $105. В Минэкономразвития уверены, что потребуется $100. Некоторые аналитики (например, Владимир Тихомиров из ФК «Открытие») полагают достаточным и $85.
3. Показатели, установленные федеральным законом о федеральном бюджете в объеме 3 057 млрд рублей, выполнены почти на 105%, дополнительно федеральный бюджет получил более 150 млрд рублей. Объемы доходов, предусмотренные законами субъектов Федерации о региональных бюджетах, исполнены в целом на 104%. Дополнительно поступило около 154 млрд рублей.
4. В феврале начал работу интернет-портал ФНС, на котором предоставляются 18 первоочередных услуг налогоплательщикам (www.nalog.ru). Ряд онлайн сервисов доступен через портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Совместно с Федеральным казначейством РФ и Сбербанком реализуется проект осуществления налоговых платежей госпошлин в электронном виде.В настоящее время уже 61% юридических лиц сдают декларации в электронном виде. К 2015 году их доля должна возрасти до 85 процентов. В повестке дня решение нормативно-правовых вопросов, позволяющих расширить возможности подачи электронных деклараций физическими лицами.Усиливается межведомственное информационное взаимодействие между базами данных об объектах налогообложения. В 2011 году это позволит направлять гражданам единое уведомление о транспортном, земельном налогах и налоге на имущество физлиц.
5. Отсутствие такого информационного массива – основная причина того, что сборы налога на имущество физлиц не растут: 15 млрд рублей в 2009 году, 15,5 млрд рублей в 2010-ом. Другого ожидать трудно – рыночной оценки нет, а налог пока взимается с инвентарной стоимости, которая основана на ценах БТИ.
6. Согласно концепции, создание новой налоговой системы для нефтяной отрасли пройдет в два этапа. С 1 января 2012 года будет снижена ставка экспортной пошлины на нефть с 65% до 60%, а пошлина на нефтепродукты будет унифицирована на уровне 66% от нефтяной. Эти поправки, названные «60-66», уже согласованы с Минфином. Одновременно будет введен новый налог на прибыль от реализации нефти (дополнительный доход) для новых месторождений взамен НДПИ. На втором этапе – в 2014 году – пошлина на нефть снижается до 55%, на нефтепродукты – до 60%.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net