Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.03.2011 | Татьяна Становая
Шувалову подставили «правую» ногу
25 марта газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов дал согласие возглавить партию «Правое дело». Вечером того же дня источник в правительстве сообщил, что Шувалов действительно дал такое согласие, но исключительно в случае полной смены руководства партии.
Две недели назад Леонид Гозман заявил РИА «Новости», что руководство хотело бы видеть во главе партии политика федерального уровня. В свою очередь член федерального политсовета «Правого дела» Борис Надеждин в качестве примера назвал министра финансов Кудрина, первого вице-премьера Игоря Шувалова и помощника президента Дворковича. Однако тогда отрицательно в той или иной степени ответили все «претенденты». Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил, что «на протяжении последних лет я получаю какие-то такие сигналы, но не хочу комментировать, так как исполняю свои обязанности». Аркадий Дворкович в своем микроблоге в Twitter написал, что ему пока никто ничего не предлагал, хотя затем добавил, что «в партию никогда не хотел».
Наконец, Игорь Шувалов тогда выступил с целым набором политически значимых заявлений. Он заявил, что политические партии должны предлагать те инструменты, через которые будет осуществляться защита отстаиваемых этими партиями принципов. «Пока я этого не наблюдаю, люди, скорее, голосуют за личности, нежели за принципы», – продолжил он. «У нас пока два политика, которые предлагают ценности, – Медведев и Путин. А где же тогда все остальное, что является продвижением этого ценностного начала?» – заявил первый вице-премьер.
Однако как написали в прошедшую пятницу «Ведомости», переговоры о поиске нового лидера завершены: от Шувалова, которому предложили возглавить партию, получено принципиальное согласие, заявили газете партиец, федеральный чиновник и единоросс. Сначала в качестве основного претендента на этот пост рассматривали Кудрина, рассказывал «Ведомостям» чиновник Кремля, но на прошлой неделе близкий к нему человек сказал, что будет не Кудрин, а другой высокопоставленный чиновник. Дворкович заявил, что ему предложения возглавить «Правое дело» не поступало. Знакомый Шувалова подтверждал, что его переход в «Правое дело» обсуждается, но решение еще окончательно не принято. Предполагается, что лидером партии Шувалов станет на предвыборном съезде, до этого момента должна быть проведена реформа управляющей структуры партии, которая себя не оправдала, говорит партиец.
Вечером в пятницу источник в руководстве «Правого дела», близкий к переговорам, сообщил «Газете.Ru», что Игорь Шувалов согласился возглавить «Правое дело», но на переговорах потребовал кардинальной смены руководства партии, собираясь строить ее «с нуля». «Шувалов поставил жесткое условие, что если он вступает в партию, то строит ее с нуля, и никого из старого руководства там не останется... Хочу также отметить, что Шувалов еще не вышел из «Единой России». Его предложение о полной смене руководства партии, естественно, пришлось не по душе многим… идут переговоры»,- сказал собеседник.
Судя по всему, в Кремле действительно предпринимается попытка построить либеральную партию, во главе которой мог бы стать федеральный чиновник, и шансы Игоря Шувалова в этом случае кажутся высокими. Однако в этом случае важно отметить несколько политически значимых моментов. Во-первых, речь пойдет о создании партийного проекта «с нуля» с практически полной зачисткой от лидеров составляющих, представленных в нынешнем «Правом деле»: бывшего СПС, «Гражданской силы» и Демпартии. На это есть весомые доводы: Гозман и Бовт – слабые, недостаточно популярные лидеры. Кроме того, Гозман фактически был менеджером от главы «Роснано» Анатолия Чубайса, для которого СПС, и, в меньшей степени, «Правое дело» были персонально значимыми политическими проектами. Маловероятно, что в одной партии Шувалов потерпел бы конкуренцию с Чубайсом.
Кроме того, Шувалов заинтересован в том, чтобы избавить себя от внутрипартийных войн и конфликтов, освободив поле для вовлечения в проект близких к себе людей, новых лиц, которые были бы далеки от маргинальной политической среды, но обладали бы либеральной репутацией и статусом. В то же время неясно, хватит ли у него времени и ресурсов для создания нового руководства «Правого дела» – особенно в условиях отсутствия у Шувалова электорального и партийного опыта. В любом случае, ему придется искать поддержку внутри партии, как в аппарате, так и на региональном уровне.
Во-вторых, в случае прихода Шувалова в «Правое дело» можно было бы говорить об очередной попытке разрушить монополию «ЕР» на роль партии власти. Подобные попытки уже предпринимались, когда появилась «Справедливая Россия». Был также опыт создания блока «Родина», успешный на определенном этапе. Однако со временем Кремль утратил над ним контроль, а сам блок и созданная затем партия распались из-за внутренних конфликтов. Своего рода «партнером власти справа» был СПС. Однако упадок партии начался после «дела ЮКОСа» и развившегося антиолигархического тренда, лишившего парламент представительства правых.
Сейчас в некотором роде речь может идти о реставрации СПС, однако, со значительными отличиями. В нынешнем виде правый проект будет гораздо менее идеологизированным, еще более лояльным в отношениях с властью и, вероятно, выстроенного в поддержку тандема. В то же время его электоральный потенциал неясен – по данным «Газеты.ру», Кудрин отказался возглавить партию, узнав, что «она наберет на выборах 5–6% и получит 1–2 мандата в Госдуме». Понятно, что подобный сценарий – формальное прохождение в парламент при отсутствии полноценной фракции – не устраивает и Шувалова. В то же время он выгоден «Единой России», так как она получит значительную часть мандатов во время распределения мандатов партий, не преодолевших 7%-ный барьер.
Игорь Шувалов сделал карьеру благодаря поддержке бывшего главы правительства Михаила Касьянова, а затем главы президентской администрации Александра Волошина (для первого он был «правой рукой» в кабинете министров, возглавляя аппарат, при поддержке второго – перешел в администрацию президента, где курировал важнейшие реформы и подготовку посланий Федеральному собранию). Несмотря на то, что Путин пришел к конфликту с Касьяновым, а отношения с Волошиным закончились отставкой последнего из-за разногласий по «делу ЮКОСа», Шувалов сумел сохранить рабочие отношения с нынешним премьером.
После перехода на пост первого заместителя главы правительства, Шувалов позиционировал себя ни как либерал, ни как консерватор, в действительности, балансируя между позициями Путина и Медведева. Сегодня он обладает двумя важными качествами: обеспечивает синхронизацию работы правительства и администрации президента по важнейшим направлениям экономической политики, и, что не менее важно – выполняет политически актуальную функцию защиты интересов инвесторов и курирует вопросы улучшения инвестиционного климата в России.
Скорее всего, на приход в «Правое дело» Шувалова дана санкция со стороны тандема – речь идет о решении проблемы представительства либералов в парламенте (хотя бы символического). Хотя любой результат, меньше 7%, станет для Шувалова политическим поражением, а создание полноценной фракции не только не гарантировано, но и не соответствует интересам «Единой России».
Одновременно «утяжеление» руководства правых может играть и другую полезную с точки зрения власти роль – частичное лишение инициативы внесистемной либеральной оппозиции, создающей собственную Партию народной свободы.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.