Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

30.03.2011 | Олег Громов

В интересах Флота

25 марта в Москве министры обороны Украины и России Михаил Ежель и Анатолий Сердюков обсудили 12 вопросов военно-технического сотрудничества стран и, в частности, использование судостроительных и судоремонтных заводов Украины в интересах Черноморского флота России…

Впервые на таком высоком уровне обсуждали судостроительные возможности Украины. В Николаеве расположены верфи, которые во времена Советского Союза строили корабли класса «авианосец». После развала СССР Москва «забыла» про существование этих верфей. До последнего времени Россия продолжала сокращать Черноморский флот и продавать остатки своих авианосцев. Поэтому расширение сотрудничества в этой области было для официального руководства ненужным.

Для Николаева развитие судостроения – ключевой фактор «выживаемости» города. Экономика Николаева построена отчасти на нем, отчасти – на металлургии и химической промышленности. В Николаеве три судоверфи – это в прошлом стратегически значимый объект «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ), Судостроительный завод имени 61 коммунара и завод «Океан».

Ключевой из них – ЧСЗ. Именно на нем был построен единственный оставшийся у России авианосец «Адмирал Кузнецов». После 1991 года украинские политики не знали, что с заводом делать. Продукция оказалась не нужна и России. В результате были «порезаны» на металлолом два авианосца: «Ульяновск» и «Варяг». В 1990-е и 2000-е из-за отсутствия заказов ЧСЗ переориентировался на строительство танкеров для западных фирм. Из 40 тыс. человек персонала (1991 год) на сегодняшний день работают только 2 тыс. (в основном административные работники). Помещения завода, в основном, отдаются под аренду мелким и средним фирмам. В такое состояние он был приведен, в частности, при помощи российского предпринимателя Игоря Чуркина (некоторое время безуспешно скрывавшегося в Сербии), который, купив акции завода, начал их распродавать и фактически разваливать его.

Из-за стратегической важности ЧСЗ для жизни города общественные организации и политпартии, которые действуют в Николаеве, постоянно поднимают вопрос о восстановлении завода и возвращении его государству. Однако оно не способно ни восстановить, ни защитить завод. Украина перед дефолтом – денег нет и не будет в ближайшее время.

Завод имени 61 коммунара действует до сих пор. Именно здесь был спущен на воду ракетонесущий крейсер «Москва» - флагман Черноморского флота России. Это завод специализируется на выпуске больших противолодочных кораблей, которые сейчас и составляют его костяк.

Завод «Океан» в 2000 году бы куплен голландской фирмой Damen Group и продолжает выпускать много- и среднетоннажные «гражданские» (в основном, торговые) суда.

Нельзя сказать, что со встречи министров обороны в судьбе многотоннажного российского судостроения на Черном море началась новая эпоха.

Об этом может свидетельствовать стратегическое решение (по оценкам наблюдателей, сомнительное в военном и экономическом плане) о покупке «Мистралей» у Франции. ЧСЗ мог бы обеспечить России собственное производство кораблей такого класса. Однако в некоторых силовых кругах РФ бытует мнение, что Украина не способна выступать военным партнером в силу своего политического непостоянства. Об этом свидетельствует предложенное в прошлом году вице-премьером РФ Сергеем Ивановым сворачивание некоторых контрактов с предприятием «Мотор Сич», поставляющим составные части для российских вертолетов и самолетов. Это тем более странно, что даже в период противостояния российского правящего тандема с украинским президентом Виктором Ющенко «Мотор Сич» и лично его директор Вячеслав Богуслаев продолжали подчеркивать свои связи с России и то, что они не остановят сотрудничество с нашей страной в угоду политической конъюнктуре («Мотор Сич» - приватизированный завод).

Вполне легко можно связать этот шаг Иванова с общей политикой российского руководства, ориентированного на установление стратегического военно-политического альянса со странами Запада. В таком ракурсе кажется очевидным, что Россия не намерена развивать ВПК, обособленное от европейского и американского. Это подтверждается и увеличивающимися закупками иностранных образцов боевой техники для Российской Армии.

К сожалению, мы точно не знаем, о чем могли говорить министры обороны двух стран на встрече на прошлой неделе. Есть только догадки. Одной из них – и вполне правдоподобной – может быть и то, что Россия и Украина пока присматриваются в плане судостроения друг к другу.

Как мы помним, после победы Виктора Януковича на выборах в 2010 году и «позитивного поворота» российско-украинских отношений, Объединенная судостроительная корпорация России присматривалась к николаевским верфям, но безуспешно. Украинцы посчитали – как и в случае с Объединенной авиастроительной корпорацией, – что условия сделки слишком невыгодные для них. Логика проста – мы можем то же самое продать европейцам – предложите больше!.. Сначала это несколько ошарашило российских коллег, став холодным душем для двусторонних отношений. Украина, восстанавливая свое посредническое положение между Россией и Европой, начинает фактически шантажировать обеих в плане продажи своей собственности и – как это ни странно может показаться на первый взгляд – политики.С этим связано неучастие российских кампаний в приватизационных тендерах по покупке крупных предприятий, типа «Укртелекома». Янукович выстраивает экономику так, чтобы не зависеть от российского капитала.

При таком раскладе возникает вопрос – нужно ли вообще Украине военно-техническое (и в частности, судостроительное и судоремонтное) сотрудничество с Россией?

С одной стороны – да, нужно. Николаев пока не может прожить без загрузки своих верфей со стороны России. С другой стороны, Украина едва ли в ближайшие пять лет озаботится переоснащением своего флота. А значит, и развивать собственное судостроение у нее выгоды нет (по мысли нынешнего политического руководства). Остается продажа или аренда.

Россия выглядит самым логичным претендентом. Однако нужен ли Кремлю расширенный Черноморский флот? С 2007 года российские суда вновь вышли в патрулирование в Средиземном море (что теперь совершается регулярно). Следовательно, флот должен развиваться. Это становится видно при анализе меняющейся обстановки на Ближнем Востоке и в странах Магриба. Однако сразу после подписания Харьковских соглашений было уволено достаточно много офицеров ЧФ РФ. О чем это говорит? Думаю, о том, что Россия до сих пор не приняла принципиального решения о судьбе собственного флота в Черном море. Еще совсем недавно серьезно оценивали перспективы перевода ЧФ в Новороссийск.

Поэтому – и скорее всего – пока речь может идти лишь о новой загрузке действующих николаевских верфей для ремонта и пополнения кораблей ЧФ. Однако об изменении судьбы «стратегических» судостроительных заводов, а значит, и об изменении глобальной военно-морской политики России говорить рано.

Олег Горбунов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net