Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.03.2011
Борис Макаренко: «Политические реформы абсолютно необходимы, но Сирия опаздывает в их проведении»
Президент Сирии Башар Асад в четверг выступит с обращением к народу. В нем он планирует дать разъяснения по поводу последних волнений в Сирии и недавней отставки правительства. Он также собирается объявить о «важных изменениях», которые грядут в стране. Сирия, таким образом, стала еще одной страной, попавшей под «волну арабских революций». С вопросами о том, в чем отличие «сирийского сценария» от прочих стран и как он вписывается в общую «революционную логику», «Политком.Ру» обратился к председателю правления Центра политических технологий Борису Макаренко.
Можно ли оценивать происходящие в Сирии волнения в контексте волны «арабских революций»?
Происходящие в Сирии события, стали еще одной демонстрацией того, что волнения на «арабской улице» принимают общеарабский характер. То, что в Сирии и Йемене эти движения находится на явном подъеме, свидетельствует о том, что арабская идентичность вновь проявилась. В данном случае очевидна контагиозность примера Туниса и Египта. Свидетельством тому являются волнения, имевшие место в большинстве арабских стран, и напотив, за пределами арабского мира в Иране (там, напомню, в прошлом году прошли не честные президентские выборы).
Любые правители, в том числе и арабские, реагируют на такие волнения методом «кнута и пряника». При этом сочетания этих методов в каждой стране разные. Где-то они работают, где-то нет. Ясно, что и то, и другое, но особенно «пряники», лучше работают там, где подчиняются главному принципу: сделать своевременный и значимый, а не символический шаг навстречу требованиям улицы.
Так произошло, например, в Морокко, где и без того самый либеральный в арабском мире режим (не считая Ливана). У Короля Марокко довольно высокий авторитет, поэтому его обещание провести политические реформы, которые бы расширили и без того имеющиеся в стране механизмы плюрализма, в общем погасили протесты со стороны общества. Ливия явно переусердствовала с «кнутами», они стали слишком жесткими. В Бахрейне, «кнуты» оказались с одной стороны умеренными по масштабу, с другой стороны, достаточными. В Йемене «пряников» оказалось мало, а «кнуты» применять режиму в такой ситуации уже очень трудно.
С таким общим экскурсом по арабским странам мы подходим к Сирии. В данной политической ситуации есть и кнуты, и «пряники». «Пряников» материальных, в виде повышения каких-то дотаций или выплат, каковые были в Саудовской Аравии и Ливии, у сирийского режима особенно нет. Сирия страна не богатая. Поэтому пряниками можно считать обещания каких-то реформ: открытие страны, отмена чрезвычайного положения и другие. Однако, следует отметить, что «пряники» немного опоздали и их было слишком мало. Поэтому отставка правительства (хороший «пряник», который сработал в соседней Иордании) здесь оказалась уже несколько запоздалой. Улица уже слишком раззадорена, столкновения приобрели слишком масштабный характер, пролилась первая кровь. В связи с этим, даже такими пряниками Сирии вряд ли удастся разрешить политический конфликт. Отставка правительства является лишь символическим актом, у власти остается тот же президент. То, что в Иордании и Марокко остается тот же король, толпой никогда и не ставилось под сомнение. А вот президент с фамилией, которая правит Сирией уже более 30 лет, такой сакральностью не обладает, поэтому отставка правительства может быть слишком слабым шагом.
Какие факторы в дальнейшем будут влиять на развитие событий в Ливии?
Есть как положительные факторы, так и отрицательные. К положительным можно отнести тот факт, что Сирия более вестернизированная, чем Йемен или Ливия. В Сирии диктатура носит достаточно мягкий характер. Здесь оппозиционеров не казнили, в тюрьмы сажали редко. Несколько сотен политических заключенных в Сирии есть, но в основном это не оппоненты режима, а исламисты. Реальные политические оппоненты в Сирии, как правило, просто удалялись из страны. Так произошло с бывшим министром иностранных дел вице-президентом Абдель Халимом Хаддамом. Также в свое время был выслан из страны брат старшего Ассада, дядя нынешнего президента Рифаат Асад. Эта традиция дает основания полагать, что Сирия не будет применять силу в таких масштабах, как это делает Каддафи. Сопоставление с Ливией в данном случае уместно. Поскольку по уровню ограничения реального плюрализма и свобод в стране, Сирия превосходит Тунис и Египет, но пожалуй все же несколько отстает от Ливии.
Один из плюсов также в том, что Сирия- самое светское из арабских государств. Эта светскость с одной стороны дает основания рассчитывать на цивилизованное решение конфликта. Однако, важно учитывать, что Сирия стала светской потому, что управляется этническим меньшинством. Идеология светского арабского национализма, созданная в противовес сначала Турции, а потом собственному Исламу, была воспринята алавитской верхушкой (являющей собой религиозное меньшинство) именно потому, что любое расширение роли религии в стране поставило бы вопрос о легитимности их пребывания у власти. Эта проблема и так возникала все эти десятилетия но, благодаря последовательному соблюдению светских принципов, Сирия с этим ухитрялась жить.
Среди факторов, влияющих на дальнейшее развитие событий есть, очевидно, и отрицательные. В Тунисе и Египте мы были свидетелями того, как в критический момент сработал институт армии, сохранивший свою известную автономию, и имеющий свой собственный авторитет в обществе. В обеих странах генералы в критический момент под давлением толпы поняли, что лучше пожертвовать фигурой старого диктатора, чем потерять режим. В этих странах все обошлось малой кровью, с Сирией все обстоит несколько сложней.
Мягкость режима располагает к египетскому и тунисскому сценарию, армия сильна и институционализированна, но есть один особый момент. В Сирии и президент, и значительная часть верхушки армейского генералитета, и спецслужбы выходцы из этнического меньшинства. То есть, в данном контексте важно учитывать, что армия, в генералитете которой, так сильны представители меньшинства, вряд ли сможет сыграть такую роль, какую сыграла в Тунисе и Египте. Алавитские генералы будут до конца держаться за своего верховного главнокомандующего - алавита.
Также очевидно, что сейчас, власть будет опасаться возможного скачка исламизма. Он уже точечно проявлялся один раз в Сирии, в городе Хама в 1982-м году. Он был жестко подавлен, фактически «утоплен в крови».
Сказать что-то более определенное нельзя. Ясно, что смена правительства -ход не радикальный, он, в лучшем случае, позволит режиму выиграть какое-то время. Следующим шагом, очевидно, станет выступление Башара Асада с предложением политических реформ. С одной стороны, они абсолютно необходимы, и Сирия скорей опаздывает в их проведении. С другой стороны, когда улица бушует, и негатив против режима есть и у светских, и у религиозных элементов этой толпы, объявлять политические реформы, конечно, тоже очень не просто.
Вчера в столице Сирии прошла многотысячная акция в поддержку Асада. Можно ли говорить о том, что эта акция демонстрирует позитивное отношение общества к действующему главе государства?
Демонстрация за Асада прошедшая в Дамаске, не свидетельствует о наличии большой поддержки режима народом, она свидетельствует о том, что режим контролирует столицу.
Появившиеся в начале февраля призывы живущих за рубежом сирийских диссидентов к "братьям на родине" провести "день гнева" в Дамаске не встретили поддержки населения, а уже через месяц, волна протестов прокатилась по многим города Сирии. Как это можно объяснить?
Контагиозность арабских волнений, видимо имеет свою логику, свой темп. До Сирии дошло позже, хотя она напрашивалась как кандидат на следующие волнения, месяц назад писал материал, в котором это предсказывал и Сирию, и Йемен.
Подготовила Роксана Бурнацева
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.