Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.04.2011 | Максим Логвинов
Нефть по $20 за баррель?
На днях президент США Барак Обама выступил с предложением кардинально сократить потребление импортной нефти. Добиться этого он планирует за счет внедрения более энергоэффективных технологий и перехода на альтернативное топливо для автомобилей. На этом фоне Европа заявляет о намерении в скором времени вовсе отказаться от использования бензиновых двигателей. Если все эти предложения удастся реализовать, то мировой рынок нефти ожидает масштабный обвал, цены могут рухнуть до 20 долларов за баррель, предупреждают эксперты. Что в этом случае ждет российскую экономику, которая продолжает сидеть на "нефтяной игле", сложно себе даже представить.
По замыслу Обамы, уже через 15 лет Америка должна сократить импорт нефти на треть. За счет увеличения собственной добычи углеводородов, развития мирного атома, а также перехода в массовом порядке на новые энергоэффективные биотехнологии и автомобили, потребляющие альтернативное топливо. Такое предложение он высказал в ходе выступления в Джорджтаунском университете в Вашингтоне. "Сегодня я устанавливаю новую цель, разумную, достижимую и необходимую. На момент, когда я был избран президентом, Америка импортировала 11 миллионов баррелей нефти в день. Чуть более чем через 10 лет мы сократим этот показатель на треть", - заявил Барак Обама. Как заметил президент, располагая двумя процентами мировых запасов нефти и потребляя почти четверть всего "черного золота", добываемого в мире, Америке в любом случае нужно уходить от такой зависимости. По мнению президента США, к 2025 году Штаты должны стать менее уязвимыми к колебаниям цен на нефть, которые столь сильно бьют по американской экономике. Действительно, за три последних недели средняя цена галлона горючего выросла почти на 50 центов. Сегодня бензин на американских АЗС стоит в среднем 4,055 доллара за галлон (3,785 литра). Это рекорд стоимости, начиная с 15 августа 2008 года, сообщает Американская автомобильная ассоциация. Столь стремительный взлет цен на топливо уже вызывает недовольство не только обывателей, но и транспортных компаний Америки, которые вынуждены повышать цены на свои услуги.
Тем временем в Европе планируют к 2050 году вовсе отказаться от бензиновых двигателей. К этой цели Евросоюз намерен двигаться поэтапно: к 2030 году число автомобилей на ископаемых видах топлива в городах должно Европы должно быть сокращено на 50%, а к 2050 году подобные автомобили должны полностью исчезнуть с европейских дорог. "Этот план очень амбициозен и радикален, его реализация потребует огромных инвестиций, как в автомобильной, так и в железнодорожной областях", – признает специальный уполномоченный Евросоюза по транспорту Сиим Калласс. Но по сравнению с расходами на топливо при цене в 200 долларов за баррель, которую обещают некоторые аналитики, подобные инвестиции не выглядят столь большими. Правда планы по "озеленению" автопарка уже встретили жесткой критикой как представители нефтеперерабатывающей отрасли, так и "транспортники". Недовольство первых абсолютно понятно, а вот вторые полагают, что переход на альтернативные источники энергии - это лишь уловка европейских правительств, которые в условиях жесткого дефицита бюджетов, стремятся пополнить их поступлениями от новых налогов, в частности на "грязные" бензиновые двигатели. Кроме того, переход на другие виды топлива требует кардинального изменения всей транспортной инфраструктуры и в первую очередь - заправочных станций. Во сколько это обойдется операторам, пока никто не считал.
Что касается России, то у нас, несмотря на все потуги правительства обуздать розничные цены на топливо, бороться с восходящей динамикой в среднесрочной перспективе не представляется возможным. Согласно последним данным Росстата, в 2010 году бензин на отечественных АЗС подорожал в среднем на 12,5%, а дизтопливо - на 7,1%. В феврале, когда премьер Владимир Путин дал поручение ФАС разобраться с монопольным сговором производителей на розничном рынке нефтепродуктов, цены удалось снизить. В частности, всего за один месяц бензин подешевел на 4,4%, а дизель сразу на 8%. Но это не поменяло ситуацию в корне: спотовые цены на топливо в конце марта вновь продемонстрировали резкий рост, на розничном рынке это скажется уже буквально через пару недель. При этом никакие заявления чиновников не в силах переломить очевидной тенденции. В то же время снижать налоговое бремя на производителей и продавцов нефтепродуктов, государство пока не намерено. В этих условиях, цены будут продолжать расти.
Мировые биржи пока никак не отреагировали на "зеленые" настроения мировых лидеров. Котировки нефти вновь держатся вблизи максимальных уровней, что обеспечивает стабильный поток нефтедолларов в российскую казну. Что будет если даже в перспективе 2-3 лет "черное золото" начнет дешеветь? Ответ прост: при цене ниже 35 долларов, добыча углеводородов отечественными компаниями станет нерентабельной. Значит, нужно будет в самое ближайшее время искать другие источники пополнения бюджета. Причем более реальные, чем добыча гелия-3 на луне, или строительство "Силиконовой долины" в Сколково. Возможно, одним из источников для "ускорения" экономики и перехода ее на пресловутые инновационные рельсы, может стать сокращение коррупционной составляющей в российском бизнесе и демонополизация целых отраслей, где сейчас вполне вольготно себя чувствуют некоторые госкомпании?
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.