Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.04.2011 | Алексей Портанский
Украинская головная боль Москвы
12 апреля 2011 года состоится рабочий визит Владимира Путина на Украину. Как указано на официальном сайте российского правительства, В.В.Путин и Премьер-министр Украины Н.Я.Азаров, как сопредседатели Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии, обсудят ход реализации договоренностей в рамках данного Комитета. Запланированы переговоры по наиболее актуальным вопросам двустороннего сотрудничества, в том числе в таких областях, как энергетика, торгово-экономические связи, транспорт, реализация совместных программ в области авиационной промышленности. За сухими строчками официального сообщения скрыта основная цель визита – предпринять очередную попытку втянуть братскую республику в орбиту главного на сегодняшний день интеграционного проекта на пространстве СНГ – Таможенного союза ЕврАзЭС.
К сожалению, после развала Советского Союза в деле интеграции между его бывшими республиками до сегодняшнего дня провалов было явно больше, чем успехов. Несмотря на то, что лидеры СНГ любят повторять, что интеграция на постсоветском пространстве будет идти по примеру Евросоюза, в жизни практически все уроки евростроительства игнорировались. И вот теперь, похоже, налицо реальная попытка учесть хотя бы один важный урок. Он состоит в том, что для успеха процесса интеграции нужна связка по меньшей мере двух стран-лидеров, желательно с примерно сопоставимыми потенциалами. В Европе такую связку обеспечили Германия и Франция. Они стали «локомотивом» европейской интеграции, и это принесло успех.
В нашем случае таким «локомотивом» с самого начала должны были выступить Россия и Украина. Однако не сложилось. Не сложилось по причинам главным образом политического характера, о чем можно теперь только икренне сожалеть. За прошедшие годы Киев в значительной мере повернул голову в сторону Европы. Раздосадованная Москва несколько раз устраивала братьям-славянам «газовую порку», но ничего хорошего из этого не вышло. Подпортили свой имидж в ЕС. Тем временем в российском руководстве сделали серьезную ставку на создание мощного интеграционного блока в СНГ, преследуя при этом прежде всего геостратегические цели. Но никакого мощного блока без Украины не получится – теперь это, кажется, стало ясно окончательно. Однако, какой ценой этого можно добиться теперь – после того, как близкие соседи долгое время больше удалялись друг от друга, чем сближались?
Украинцы на протяжении как минимум последнего года многократно и на официальном уровне заявляли, что вступление их страны в Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии невозможно по двум вполне ясным причинам. Первая состоит в том, что Украина связана обязательствами своего членства в ВТО: средняя ставка ее импортного тарифа в два раза ниже аналогичного показателя Таможенного союза. Вторая обусловлена практически сформировавшемся трендом украинской политики: соседняя республика твердо решила двигаться в сторону Европы и в рамках этого движения уже ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС. Но Москву ни то, ни другое, похоже, не смущает, и она наращивает усилия на украинском направлении.
Нынешнему визиту Владимира Путина предшествовала основательная подготовка – в начале марта в Киеве побывал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Его задачей было объяснить украинским коллегам, что называется на пальцах, какие выгоды они могут получить от вступления в Таможенный союз и, наоборот, что их ждет в случае отказа. По словам одного из участников переговоров с украинской стороны, Шувалов, в частности, предупредил, что в случае положительного завершения переговоров с ЕС Украину ждут осложнения во взаимоотношениях с Россией, как говорится, на всех фронтах. Так, Украина рискует столкнуться с сокращением закупки Россией украинских труб (в н.вр. — 260 тыс. т в год). Россия может задействовать в отношении Украины большой набор ограничительных мер: от таможенных тарифов и антидемпинговых пошлин до ограничения импорта украинской сельхозпродукции с помощью фитосанитарных норм. Но и это не все. Как утверждают украинские источники, Москва готова применить и политические меры, в частности, ужесточить позицию на важных для Киева переговорах по вопросу делимитации границы в Азово-Керченской акватории.
Разумеется, премьер Путин направляется в Украину не для того, чтобы выступить с новой серией угроз – этот было бы слишком грубо. По имеющейся информации, Украине может быть предложен определенный «компенсационный пакет» в обмен на ее согласие войти в Таможенный союз. Речь не обязательно идет о прямой финансовой компенсации. Самое главное оружие в руках Путина это, несомненно, нефтегазовые льготы для Украины. Вступление Украины в Таможенный союз позволит ей экономить по 8 млрд.долл. в год на закупках российского газа. Кроме того в выигрыше окажутся украинские производители черных металлов и трубники – в условиях Таможенного союза Россия уже не сможет применять против них антидемпинговые или иные ограничительные меры. При этом, разумеется, определенные потери понесут российские производители аналогичной продукции.
В общем, экономический выигрыш Украины от сближения с Таможенным союзом очевиден – более 26% ее экспорта и более 36% импорта приходится на Россию. Ибо в торговле она пока все-таки больше связана с РФ, чем с ЕС. Что касается России, то у нее ситуация совсем иная – она в торговле как раз больше зависит от ЕС, чем от Украины и других соседей по СНГ. Поэтому от вступления в Таможенный союз экономически Украина может приобрести существенно больше, чем Россия, которая собственно и оплатит ее выгоды.
Ну а что же все-таки делать с импортным тарифом Украины, который закреплен ее обязательствами перед ВТО? Взять и повысить его до уровня Таможенного союза – с 4,5% до 10,25% - задача крайне непростая, хотя некоторые российские высокопоставленные чиновники пытаются доказать обратное. На самом деле, чтобы повысить среднюю ставку пошлины до уровня Таможенного союза, Украине пришлось бы вступить в переговоры с членами ВТО, которые обязательно потребуют компенсации за возможные уступки. Но и здесь у Москвы есть наготове новые уступки. Оказывается Таможенный союз может снизить импортные пошлины на ряд товаров в случае присоединения к нему Украины, о чем заявил недавно секретарь Комиссии ТС Сергей Глазьев. В этой связи нельзя не заметить, что в течение многих лет нашего переговорного процесса по присоединению к ВТО в адрес российского правительства и делегации, ведущей переговоры, прозвучали сотни, если не тысячи обвинений в «распродаже родины» в связи с ожидаемой либерализацией рынков. И вот теперь выходит, что мы готовы пойти на дополнительное снижение уровня защиты рынка, но уже не в рамках переговоров с ВТО, а исключительно ради втягивания в Таможенный союз Украины.
Таким образом, цена, которую возможно придется заплатить России за участие братской Украины в Таможенном союзе, будет весьма внушительной. Что получим взамен? В экономическом плане сиюминутных выгод, подобных украинским, явно не ожидается. В перспективе выгоды, конечно, возможны, если иметь в виду развитие имеющегося общего потенциала двух стран в таких сферах, как авиастроение, космос, энергетика.
Выбор Украины между тем весьма не прост. Несмотря на все сложности на пути сближения с ЕС и отсутствие серьезных экономических выгод в ближайшей перспективе (как в случае вступления в наш Таможенный союз), Киев вряд ли так просто откажется от европейского приоритета в своей политике. Незадолго до приезда главы российского правительства президент Виктор Янукович в послании Верховной раде сказал, что допускает заключение «пакетного соглашения по формуле «три плюс один». Что это такое, в России пока не знает никто. Возможно, это не вполне представляют и в Украине. В Таможенном союзе надо либо участвовать в качестве члена, либо иметь отношения с ним извне. Поэтому нельзя исключать, что озвученная формула «три плюс один» - некий промежуточный вариант, предполагающий возможность торга. Что ж, наверное, торг здесь уместен. Поможет ли он реальной интеграции? – Пока это большой вопрос.
Алексей Портанский – профессор кафедры торговой политики НИУ-ВШЭ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.