Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

14.04.2011 | Максим Логвинов

Правительство бессильно

Попытки правительства остановить рост цен на бензин оказали только временный эффект. Уже в апреле цены на спотовом рынке пошли вверх и сделать с этим что-либо директивными методами попросту невозможно. Правительству нужно либо снизить налоговую нагрузку на отрасль, что в условиях бюджетного дефицита практически невозможно, либо дать возможность рынку самому определять стоимость топлива. В последнем случае уже к концу текущего года цены на бензин могут вплотную подойти к 30 рублям за литр.

Попробуем разобраться, из чего складывается цена топлива на АЗС. В первую очередь это стоимость сырья - нефти, котировки которой с начала года выросли уже более чем на 25%. Тем временем, благодаря усилиям правительства, которое фактически заставило нефтяников поступиться своей маржой, цены на топливо в розницу не только не выросли, а даже снизились по сравнению с показателями конца прошлого года. Конечно, можно говорить о том, что Россия - экспортер нефти, и цены на мировых рынках оказывают на внутренний рынок страны меньшее влияние, чем, например, в США, где корреляция между биржевыми ценами на нефть и стоимостью бензина "в рознице" очень высока. От воздействия конъюнктуры мировых цен на нефть наш розничный рынок отделяют и экспортные пошлины, и более низкие по сравнению с Европой технические требования к нефтепродуктом, и просто дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. В условиях, когда запаса мощностей по производству светлых нефтепродуктов нет, о жесткой конкуренции производителей говорить не приходится; фактически, можно говорить о "рынке продавца", когда цена бензина определяется платежеспособностью покупателя, а не себестоимостью. "Естественно, повышение цен на нефть не может вообще не оказывать влияния на цены нефтепродуктов внутри страны; производители исходят и из упущенной выгоды от переработки нефти по сравнению с ее экспортом", - отмечает начальник аналитического отдела Инвестиционной компании БФА Денис Демин. Ситуация на мировых рынках складывается в пользу постепенного роста цен на нефтепродукты. В начале года уже произошла попытка значительной индексации цен со стороны производителей, которая была пресечена властями; однако ничто не мешает нефтяным компаниям воспользоваться сезонным ростом спроса уже в апреле-мае.

Так и происходит. Как уже было сказано в самом начале, цены на спотовом рынке хоть и медленно, но растут. Более того, как утверждают эксперты, некоторые продавцы решили придержать партии топлива до формирования более "интересной" ценовой конъюнктуры. "Конечно, нефтяные компании не заинтересованы продавать топливо по заниженным ценам, но придерживать нефтепродукты длительное время невозможно, т.к. для этого нужны специальные хранилища. Стоит отметить, что компаниям долго придерживать топливо не получится, т.к. регулирующие органы в последнее время предъявляют к нефтяникам много претензий", - отмечает ведущий аналитик по нефтегазовой отрасли ИК ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент Виктор Марков. Кроме того, часть нефтяных компаний уже заявляют, хотя пока только "шепотом", что давление со стороны правительства может привести к возникновению дефицита на рынке. Кто-то закрывает нефтеперерабатывающие заводы на плановый ремонт, а кто-то и вовсе отказывается продавать оптовые партии топлива на открытом рынке. Если посчитать стоимость хранения и сравнить ее с прибылью, которую компания может получить в случае если правительство "отпустит" цены, то желание продавцов немного подождать становится абсолютно понятным. "Это бизнес. Есть внутренний и внешний рынок, и если цена кому-либо на внутреннем рынке кажется низкой, то он переориентирует потоки на внешний. "Залечь на дно" невозможно, так как объемы топлива проплачиваются нефтяным компаниям, а хранение стоит достаточно дорого. Вместе с тем, в данном направлении должна работать антимонопольная служба, чтобы исключить создание искусственного дефицита топлива или мощностей по его выработке", - не соглашается заместитель генерального директора холдинговой компании "Совтрансавто" Александр Кравцов.

Стоимость нефти занимает не более 10% в цене топлива на заправках, самую большую долю занимают разного рода акцизы и налоги. "Налоги в цене бензина без учета НДПИ, который объективно входит в стоимость внутренней цены на нефть, составляют порядка 40-50%", - отмечает старший аналитик Арбат Капитала Виталий Громадин. Для сравнения, в Германии доля акциза вместе с НДС в стоимости бензина составляет порядка 70-80%. Но в Штатах доля налогов немногим больше 10%. Так что отечественному правительству есть куда стремиться, вопрос только в том, по какому пути оно пойдет. Судя по началу текущего года, - по европейскому пути, ведь были повышены акцизы. "Интересно, что повышение акцизов нам было представлено как необходимая мера для отмены налога на владельцев транспортных средств. Полностью налог не отменен, правда, его база уменьшена в два раза. Однако у регионов по-прежнему остается мощный рычаг корректировать фактический налог, как в сторону уменьшения, так и увеличения", - отмечает директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса "Рено Тракс Восток" Алексей Шарапанюк. Можно отметить, что в Европе сейчас дизельное топливо стоит примерно 1,3 – 1,4 евро за литр, то есть, в пересчете на наши деньги, 52 – 54 рубля за литр. Однако, маловероятно, что наши цены достигнут этого уровня. Во-первых, стоимость услуг по продаже топлива в Европе, понятно, выше. Во-вторых, не надо забывать о транспортных издержках. А в-третьих, и это главное, столь существенный рост цен на топливо приведет к галопирующей инфляции в России. "Можно будет забыть про обещания Минфина. Вряд ли правительство захочет это допустить. А на этом рынке воля правительства – это один из основополагающих факторов ценообразования. Так что мой прогноз – цены к концу года будут около 30 рублей за литр. По крайней мере, хочется в это верить", - говорит Алексей Шарапанюк.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net