Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.05.2011 | Алексей Макаркин
Перестановки в силовом блоке США: от армии до разведки – один шаг
Предстоящие масштабные перестановки в американских силовых структурах свидетельствуют о все большей интеграции военных и разведывательных структур, часто выполняющих общие задачи. Это продемонстрировала и операция по уничтожению "террориста № 1" Усамы бен Ладена, проведенная спецназовцами при активном участии ЦРУ. Новым министром обороны США вместо Роберта Гейтса станет Леон Панетта; оба они имеют опыт руководства ЦРУ (Гейтс – в 90-е годы, Панетта – уже при Обаме). В свою очередь новым директором ЦРУ станет генерал Дэвид Петреус, с прошлого года занимавший пост командующего Международными силами содействия безопасности в Афганистане (ISAF).
Его сменит заместитель главы Центрального командования вооруженных сил США генерал-лейтенант Джон Аллен. Новым послом США в Афганистане станет Райан Крокер. Все эти назначения вступят в силу после того, как кандидатов утвердит сенат – впрочем, по мнению наблюдателей, это будет формальностью.
Двухпартийная политика
Новые назначения, прежде всего, свидетельствуют о том, что внешняя политика США остается двухпартийной, основанной на консенсусе двух основных политических сил. Только став президентом, Обама сохранил на посту министра обороны республиканца Гейтса, занявшего эту должность еще в 2006 году. Впрочем, профессиональный разведчик Гейтс оказался совместим с демократической администрацией, так как не принадлежал к числу "идеологизированных" республиканцев (в отличие от его предшественника, неоконсерватора Дональда Рамсфельда), да и министром стал в ситуации, когда Бушу потребовались прагматики, способные с минимальными издержками вывести войска из Ирака.
Где они оказались после "маленькой победоносной" войны, инициированной неоконсерваторами, оказавшимися в тупике после того, как столкнулись с сопротивлением не только суннитов (к которым принадлежал Саддам), но и казавшихся лояльными шиитов.
Новый министр обороны Леон Панетта – демократ. Он имеет многолетний политический и административный опыт в качестве конгрессмена (занимался бюджетными вопросами), высокопоставленного сотрудника администрации Билла Клинтона (руководителя административно-бюджетного управления и главы аппарата Белого дома).
Вернулся в исполнительную власть при Обаме, когда надо было исправлять имидж ЦРУ, оказавшегося под огнем критики со стороны американских либералов, обвинявших разведчиков в пытках лиц, подозреваемых в терроризме. За последние годы Панетта смог избежать громких скандалов вокруг своего любящего тишину ведомства, не вызвать раздражения амбициозных подчиненных, а также установить рабочие контакты с представителями Республиканской партии.
Неудивительно, что его кандидатуру поддержали не только демократические законодатели, но и их оппоненты – председатель комитета по безопасности палаты представителей республиканец Питер Кинг заявил, что "Панетта вызывает глубокое доверие - не только у демократов, но, возможно, даже больше - у республиканцев".
Опыт Панетты в бюджетных вопросах должен помочь ему уже в первые месяцы пребывания на новом посту. В прошлом месяце Обама выдвинул план масштабного сокращения бюджетного дефицита за счет урезания расходов – на 4 трлн долларов за 12 лет. Под нож должны попасть и военные расходы, подвергающиеся сокращению, по предварительным данным, на 400 млрд. Гейтс выступил против урезания ассигнований на свое ведомство, заявив о необходимости тщательного анализа расходной части бюджета.
Этот анализ должен быть завершен при Панетте – впрочем, ему будет сложнее демонстрировать жесткость. Если Гейтс все равно готовился к отставке (он с самого начала президентства Обамы заявлял, что не останется до конца его первого срока), то Панетта специально назначен для того, чтобы провести сокращения, по возможности, с минимальными протестами со стороны военных.
Генерал-республиканец
В то же время генерал Дэвид Петреус, хотя и беспартийный (как и все американские военнослужащие), но явно симпатизирует Республиканской партии. Он рассматривался в качестве вероятного кандидата в вице-президенты от этой партии еще накануне избирательной кампании 2008 года – к тому времени генерал уже отличился в Ираке при подготовке вывода американских войск из страны. В этом деле он сотрудничал с Гейтсом – их можно назвать соавторами новой стратегии США по уходу из "горячих точек", предусматривающей временное наращивание войск на территории страны, подавление сопротивления противника, что должно создать условия для спокойного вывода вооруженных сил.
Эту стратегию они реализовывают и в Афганистане – там начало ухода коалиционных сил намечено на нынешнее лето. Правда, ее эффективность в полной мере можно будет окончательно проверить только через несколько лет – когда станет ясно, насколько устойчивыми оказались прозападные режимы, оставленные в этих странах.
На предстоящих в 2012 году президентских выборах Петреус вновь рассматривался в качестве возможного кандидата от республиканцев – на этот раз в президенты. Однако он принял предложение Обамы возглавить ЦРУ, хотя предпочтительным для Петреуса был другой вариант продолжения карьеры – пост председателя Комитета начальников штабов, высшая должность в военной иерархии.
Для "четырехзвездного" генерала это стало бы прекрасным завершением армейской карьеры. Однако Обама рассудил иначе – он считает, что во главе армии должны находиться военачальники, полностью лишенные политических амбиций. В то же время Петреусу был предложен пост начальника разведки, что предотвращает его участие в избирательной кампании.
Сам генерал, видимо, посчитал, что втягиваться в политику ему сейчас невыгодно – несмотря на некоторое падение популярности Обамы, президент сохраняет высокие шансы на переизбрание. В Республиканской партии существуют противоречия между умеренными политиками и радикальными консерваторами из "чайной партии" - заниматься их примирением Петреусу явно не хотелось.
Кадровый дипломат
Примечательна и фигура будущего посла в Афганистане Райана Крокера – кадрового дипломата, делавшего карьеру, как при демократах, так и при республиканцах. До 2009 года он был послом США в Ираке, где работал в "паре" с Петреусом. Первую посольскую должность занимал в Ливане в 1990-1993 годах – в конце многолетней гражданской войны. В 1994-1997 годах являлся послом в Кувейте – в то время, когда в соседнем Ираке сохранялся саддамовский режим, и американцы опирались на консервативные арабские режимы в противостоянии с Саддамом.
В 1998-2001 годах он представлял интересы США в Сирии, выстраивая отношения с режимом Асада, доминировавшим не только в своей стране, но и в Ливане. В 2004-2007 годах Крокер был послом в Пакистане – как раз во время активной борьбы США с талибами, имеющими немалую поддержку в зоне племен в районе афгано-пакистанской границы. Последние полтора года Крокер возглавлял Школу управления и государственной службы имени Джорджа Буша-старшего. Примечательно, что первым директором школы был Роберт Гейтс.
Возвращение Крокера на дипломатическую службу может быть связано со стремлением США наладить отношения с режимом Хамида Карзая. Нынешний посол Карл Эйкенберри за время своего пребывания в должности вызвал недовольство Карзая за критику в его адрес. В начале правления Обамы американская администрация искала альтернативы афганскому президенту, считавшемуся креатурой республиканцев, однако сейчас ясно, что США придется иметь дело с его режимом и далее, несмотря на многочисленные обвинения в коррупции и неэффективности. Другие варианты выглядят не более привлекательно.
Генералы и разведчики
Некоторые наблюдатели выражают сомнения в том, что генерал Петреус окажется эффективным директором ЦРУ. Однако он не первый военачальник, который возглавит американскую разведку. Достаточно вспомнить, что первым директором этого ведомства был адмирал Рескоу Генри Хилленкойтер, а его преемником – генерал Уолтер Беделл Смит, в прошлом посол в Москве.
В администрациях Линдона Джонсона и Джимми Картера ЦРУ руководили адмиралы. Билл Клинтон в 1995 году планировал назначить директором ЦРУ генерала ВВС Майкла Карнса, но тот "прокололся" на том, что незаконно привез в США слугу-филиппинца и был вынужден взять самоотвод.
В то же время одним из наименее эффективных директоров ЦРУ был Портер Госс, занимавший этот пост при Буше-младшем – в прошлом кадровый разведчик, а затем председатель "разведывательного" подкомитета палаты представителей.
Он начал свою деятельность на посту главы ЦРУ с попытки назначить на должность исполнительного директора (третья по значению должность в ведомстве) бывшего ветерана разведки, уволенного из нее после совершенной им кражи в магазине. Закончил же ее после того, как другой разведчик, назначенный им на все тот же пост исполнительного директора, был обвинен в коррупции. Так что от наличия погон или опыта разведывательной деятельности эффективность работы зависит не всегда.
В то же время военные и разведчики в настоящее время все более активно взаимодействуют, хотя специфика их деятельности, разумеется, остается.
Например, если Петреус руководит военными действиями против талибов в Афганистане (где ставка делается на спецназ при активном использовании данных разведки), то Панетта курировал операции против них же с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Пакистане (БПЛА были применены и во время уничтожения бен Ладена). Ответственный за использование "беспилотников" в этой стране Джон Беннет при Панетте получил повышение, став в прошлом году руководителем службы агентурной разведки ЦРУ. Есть серьезные основания полагать, что процесс сближения двух ведомств будет продолжаться.
Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий
Материал опубликован на сайте «Голос России» 3.05.2011
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.