Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.05.2011
Путин вышел на биржу
Премьер Владимир Путин нашел еще одну причину роста цен на топливо и дефицита, который обозначился на розничном рынке в последнее время: "Не дефицит, там же дело не в дефиците. Дело в сговоре. Они договариваются между собой: на биржу отдают небольшое количество", - пояснил глава правительства. Правительство намерено запретить продажу нефти на бирже аффилированным структурам, заявил также Сечин. "Мы сегодня обратили внимание как руководителей биржи, так и руководителей компаний на запрет проведения через биржи сделок через аффилированные структуры - объемы на бирже должны реализовываться независимым сетям", - тут же ответил на критику Владимира Путина вице-премьер Игорь Сечин. Однако опрошенные "Политком.Ру" эксперты, полагают, что все попытки "ручной настройки" рынка нефтепродуктов будут безрезультатны, уже к середине лета цена литра Аи-95 может превысить отметку 28 рублей.
Валерий Пивень, заместитель начальника информационно-аналитического отдела Пробизнесбанка
Прежде всего, нужно выяснить имел ли место картельный сговор. Если сговор отсутствует, то причины кризиса надо искать в несовершенстве либо системы регулирования налогообложения нефтяной отрасли, либо в неправильной расстановке приоритетов государственной политики борьбы с инфляцией. Надо понимать, что прибыльность компаний зависит от целого ряда факторов и если убыточность розничных продаж топлива внутри РФ действительно существует, то она связана с рядом внешних условий, которые ведут к этой убыточности. В результате, субсидируя убытки, нефтяные компании возьмут на себя ответственность и за существование этих внешних факторов. Кроме того, рекордно большие прибыли обычно не являются устойчивым явлением , в результате, субсидирование будет носить только временный фактор, а в перспективе обернется значительным повышением цены нефтепродуктов, когда результаты деятельности компаний ухудшаться. Также нужно понимать, что частные акционеры нефтяных компаний прямо заинтересованы в максимизации прибыли именно своей компании. Субсидирование низкой стоимости нефтепродуктов, это в итоге субсидирование деятельности компаний других секторов. Сэкономленные потребителями средства будут потрачены на другие товары. В результате может оказаться, что нефтяные компании поделятся прибылью не с автомобилистами, а с акционерами, скажем, розничных сетей, что вряд ли можно считать рациональными поведением.
Вообще, нельзя говорить о том, что стоимость цен на нефтепродукты прямо зависит от мировых цен на нефть. Производители могут предпочесть сохранить стоимость нефтепродуктов на прежних уровнях, увеличив тем самым маржу. К тому же, хотя падение стоимости нефти носит достаточно резкий характер, оно происходит на фоне общей нестабильности финансовых рынков, а не таких факторов, как изменение баланса спроса/предложения нефти на мировом рынке. Иными словами, пока нельзя утверждать о том, что снижение цены нефти - устойчивый долгосрочный процесс. По мере ослабления напряженности на финансовых рынках стоимость нефти может вернуться к недавним максимумам.
Виктор Марков, ведущий аналитик ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент"
Дефицит топлива на российском рынке сложился из-за административного сдерживания бензиновых цен, при одновременном росте мировых цен на нефть. Поэтому нефтяным компаниям стало предпочтительней экспортировать нефть и топливо, чем заниматься поставками бензина на внутренний рынок. Сейчас ситуация на нефтяном рынке поменялась, т.к. нефть снижается, поэтому проблема с дефицитом и топливными ценами на российском рынке будет ослабевать сама собой. Однако быстрого снижения цен на бензин не стоит, т.к. на российском рынке доминируют крупные нефтегазовые компании. Для предотвращения дальнейших топливных кризисов правительству необходимо стимулировать увеличение переработки и поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Необходимо также развивать биржевые торги нефтепродуктами и усиливать конкуренцию на розничном топливном рынке. Однако рассчитывать на то, что нефтяные компании станут продавать потливо на внутреннем рынке себе с убыток - не приходится, поскольку главным приоритетом для ВИНКов является прибыль для акционеров.
Андрей Полищук, аналитик ФГ БКС
Россия отправляет на экспорт лишь 8% бензина. запрет экспорта бензина, конечно, поможет в стабилизации, но может иметь и негативные долгосрочные последствия. Из-за сдерживания цен на внутреннем рынке нефтяные компании просто-напросто могут снизить объемы переработки и увеличить экспорт сырой нефти. Так или иначе, резкого роста цен на заправках нам не избежать. Еще месяц или два правительству удастся сдержать рост цен на заправочных станциях на уровне 2-3%, но уже к концу лета цены могут увеличиться на все 10%, а литр высокооктанового бензина может подорожать до 28 руб. На цены давит общемировая ситуация - привлекательность экспортной альтернативы как раз и приводит к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке. Однако не меньшую роль здесь играют акцизы - так, в 2011г. акцизы на бензин повысились в зависимости от класса топлива на 29-50%, на дизельное топливо - вдвое. До 4,5 руб. в стоимости одного литра бензина - это налоги. Самое простое решение проблемы - отпустить розничные цены, чтобы нефтяные компании были заинтересованы в повышении продаж в РФ. Однако более нужным является ликвидация дефицита нефтеперерабатывающих мощностей, модернизация НПЗ и развитие конкуренции. Сдерживание же цен приведет в конечном итоге к тому, что нефтяники перестанут инвестировать в переработку, и России придется закупать бензин за рубежом.
Роман Беседовский, управляющий фондом "Финам Нефтегаз"
Пока правительство оценивает эффективность уже предпринятых мер по нормализации ситуации на топливном рынке. Прежде всего, речь идет о существенном - на 44% - повышении пошлины на экспорт нефтепродуктов, а также введенном запрете на осуществление биржевой торговли нефтепродуктами с аффилированными структурами. Минэнерго, как сообщалось, в круглосуточном режиме проводит мониторинг ситуации на топливном рынке, и необходимость в принятии дополнительных мер возникнет в случае ее ухудшения.
Полагаю, что недавно обозначенные вице-премьером Сечиным "дополнительные меры, которые будут касаться сырья для производства бензинов" предусматривают возможность повышения размера экспортной пошлины на сырую нефть. В результате, привлекательность экспорта углеводородного сырья снизится, а предложение на внутреннем рынке, напротив, возрастет - данная мера может оказаться вполне эффективной по преодолению топливного кризиса. Безусловно, для ВИНК такое развитие событий совершенно нежелательно, т.к. повлияет на рентабельность экспорта нефти и поспособствует сокращению объемов внешних поставок.
Снижение цен на мировом рынке нефти, безусловно, окажет влияние на стоимость нефтепродуктов, т.к. занимает в розничном ценообразовании топлива почти 40%-ю долю. Однако, следует понимать, что снижение стоимости нефтепродуктов произойдет с определенным временным лагом, т.к. сейчас в сетевой рознице еще реализуется бензин и дизтопливо, произведенные на "старом", дорогом, сырье. Также нельзя исключать, что коррекция на рынке нефти может носить кратковременный характер, и цены вполне могут восстановиться в обозримой перспективе.
Теоретически, вполне могли бы (субсидировать убыточные продажи топлива на внутреннем рынке за счет увеличения прибылей на внешнем - прим. ред.). Только самостоятельно, без "нажима" со стороны государства, такого решения бы не было принято - основная цель любого предприятия в получение прибыли, соответственно, и интерес ВИНК привлекала работа в наиболее маржинальных направлениях, таких как экспорт в условиях высоких цен на нефть и нефтепродукты. Винить нефтяников в этом нельзя, т.к. именно давление на сегмент топливной розницы сделал его совершенно непривлекательным. В то же время немаловажно, что свои потребности (и частично - рынка) в поставках бензина и дизтоплива ВИНК вполне обеспечивали.
Александр Кравцов, заместитель генерального директора холдинговой компании "Совтрансавто"
В первую очередь, для того, чтобы обуздать рост цен и дефицит топлива, правительству необходимо наладить нормальную биржевую торговлю нефтепродуктами. Известно, что сейчас отечественный рынок топлива формируют и контролируют 3-4 крупных игрока, которые, к тому же, являются полугосударственными или окологосударственными предприятиями. Наличие такого ограниченного количества участников, действительно, крайне негативно влияет на все процессы, связанные со сбытом и ценообразованием нефтепродуктов. В том числе это приводит и к провалу биржевой торговли российским топливом - очевидно, что огромные лоты (по 150 тысяч тонн нефти), которые сейчас выставляются на биржу, реально могут купить только «дочки» крупных нефтяных компаний. То есть, формально биржевая торговля вроде бы ведется, на самом деле весь этот процесс является фикцией. В этом случае, пока в России не появятся частные НПЗ и более мелкие нефтепроизводители, серьезно говорить о какой-либо конкуренции на российском рынке торговли нефтепродуктами не приходится. В этой связи, не исключено, что ситуации с внезапным дефицитом топлива будут повторяться. Сейчас ФАС, действительно, пытается рассчитать справедливую формулу цены топлива для внутреннего рынка. Однако в своих решениях этот контролирующий орган проявляет все больше политической составляющей. Естественно, в первую очередь нужно избежать дальнейшей фискальной нагрузки на нефтяную отрасль страны – напомню, что в начале нынешнего года уже были повышены акцизы на нефтяную продукцию.
Как правило, контракты на нефтяную продукцию имеют временной лаг 3-4 месяца. Переработчики нефти сейчас работают с сырьем, закупленным по высоким ценам, соответственно, ожидать снижения стоимости топлива в краткосрочной перспективе не стоит. Впрочем, я не припомню, чтобы в России когда-либо серьезно падали цены на бензин – они всегда только росли. Если стоимость российского топлива и корректировалась, то совершенно незначительно.
Подготовил Максим Логвинов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.