Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.05.2011 | Марина Войтенко
Нефтегазовые налоги. Есть ли правила эксплуатации?
На минувшей неделе тема акцизов и пошлин на нефтепродукты и газ была в центре внимания российского рынка, экспертов и правительства. Остроту дискуссий усиливали новости с международных торговых площадок.
Активное снижение в начале мая цен на черное золото заставило вспомнить о перспективах ужесточения денежно-кредитной политики центробанками различных стран и как следствие о замедлении темпов развития мировой экономики, что, естественно, будет сопровождаться опять же вялой динамикой товарных цен. Индекс Standard & Poor's GSCI, в расчет которого входят цены 24 видов сырья, упал пятого мая на 3,1% и достиг самого низкого уровня за последние два года. Наиболее значительно подешевели серебро, свинец, какао и хлопок и нефть марки Brent, потерявшая только за одну торговую сессию $10 за баррель. Это негативно сказалось на стоимости акций сырьевых компаний по всему миру и быстро продавило рубль. Официальный курс доллара США к российской валюте, установленный ЦБ РФ с 7 мая 2011 года, вырос на 40 копеек и составил 27,6635 рубля за доллар. Однако и после этого цены на «черное золото» продолжили движение вниз.
Стоимость июньских фьючерсных контрактов на нефть марки WTI в ходе электронных торгов на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) к 14.37 мск 6 мая опустилась до $97,91 за баррель. Ранее в ходе торгов цена контракта падала до минимальных за 2,5 месяца $94,63. Котировка фьючерса на нефть марки Brent на июнь на лондонской бирже ICE Futures к 14.37 мск упала до $109,11 доллара за баррель. В целом за прошедшую неделю Brent подешевела на 14%.
Между тем, дорожавшая все четыре месяца с начала года нефть привела к росту цен на бензин и дизельное топливо по всему миру, вынуждая правительства вмешиваться в процесс ценообразования в попытке исключить влияние «человеческого фактора». В США уже занялись этим на высоком уровне. Президент США Барак Обама распорядился о создании специальной комиссии, которая проанализирует объективность роста цен на топливо. По его мнению, цена в $4 за галлон бензина (4,5 литра) - следствие мошеннических действий игроков энергетического рынка. В Европе оптовые цены на топливо также находятся на рекордно высоком уровне, тогда как нефть стоит на 20 долларов меньше, чем в 2008 году. Ассоциация автомобилистов Великобритании (Automobile Association, АА) обратилась к Европейскому комиссару с просьбой расследовать возможность манипуляции ценами.
Одной из мер снижения темпов роста цен в России должно стать расширение биржевой торговли. В торгах на Санкт-Петербургской сырьевой бирже участвует лишь восемь компаний («Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Руснефть», «Альянс»), хотя производителей сырья гораздо больше. В ходе заседания Комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики вице-премьер Игорь Сечин отметил, что у правительства есть серьёзные претензии к поставщикам нефтепродуктов, так как «дефицит работы через биржу создаёт предпосылки к созданию нерепрезентативных цен: биржа, не имея необходимых объемов, реагирует повышением цены». Однако эксперты уверены, что дело здесь не только в производственниках.
Конечно, еще не все региональные компании полностью разобрались с механизмами работы на бирже и боятся рисковать. Две недели назад по согласованию с Минэнерго Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) направила письма главам регионов с предложением провести презентации и обучение работе на бирже нефтетрейдеров. Быстрой реакции не последовало. Аналитики видят в этом косвенное свидетельство лоббирования интересов внебиржевого (организованного) рынка, участники которого стараются всеми способами дискредитировать биржевую торговлю и привлекают на свою сторону различных чиновников различного уровня. Так что, говорить о сговоре только производителей нефтепродуктов не приходится. Даже в случаях недобросовестного поведения участников рынка велика доля коррупционной составляющей. И для повышения в России прозрачности рынка нефтепродуктов потребуется еще немало усилий не только экономических властей.
Для наполнения внутреннего рынка экспортная пошлина на товарный бензин с 1 мая была увеличена на 43,8% (до 90% от ставки пошлины на нефть1 ) - с $283,9 до $408,3 за тонну. Ранее такая пошлина отдельно не выделялась, ставки устанавливались идентично светлым нефтепродуктам (в мае пошлина на них составляет $304 за тонну). По расчетам Минэнерго, после введения повышенной экспортной пошлины на российский рынок поступит около 200 тыс. тонн бензина. Тем не менее, как подчеркнул заместитель министра энергетики Сергей Кудряшов, ожидаемый рост стоимости бензина в стране может составить 5% от текущих уровней2 уже в ближайшей перспективе.
Тем временем, для облегчения нагрузки на нефтяную отрасль, которая потерпит дополнительные издержки из-за роста вывозных пошлин на нефтепродукты, правительство в конце апреля поручило Минфину и Минэнерго проработать вопрос снижения или НДПИ, или акцизов на топливо. Однако Минфин не готов идти по этому пути и рисковать бюджетной стабильностью. Тем более что, по словам замминистра финансов Сергея Шаталова, «можно прогнозировать, что пошлины понизят через два-три месяца» по мере наполнения рынка достаточным количеством товара. Речь, скорее, может идти о корректировке сроков выравнивания пошлин на темные и светлые нефтепродукты.
Напомним, сейчас экспортная пошлина для светлых нефтепродуктов составляет 67% от нефтяной, на темные - 46,7 процента. Минэнерго предложило увеличить нагрузку на переработку: предельную пошлину на нефть снизить с 65 до 60%, а на нефтепродукты установить единую в 66% от нефтяной. В Минфине предполагали, что система будет введена в июле. Но принятие соответствующих решений тормозит, в частности, то, что в результате этой новации могут пострадать некоторые крупные производители. По оценке Минфина, совокупные потери «Башнефти», чьи объемы собственной переработки пока превышают показатели добычи, и «Татнефти», инвестирующей сейчас значительные средства в строительство крупного НПЗ, могут составить около 8-9 млрд. рублей в год. Велики шансы оказаться в списке претендентов на крупные убытки и у «Сургутнефтегаза», экспортирующего 10 млн. тонн мазута. Согласно экспертным расчетам, даже с учетом компенсации от экспорта светлых нефтепродуктов, потери составят более 1 млрд. рублей. То есть, при введении налогового режима «60-66» пострадают те, кто делает в основном первичную, неглубокую переработку. При этом рост цены на нефть позволит компаниям по-прежнему достаточно зарабатывать на экспорте мазута.
Согласно расчетам экспертов Cambridge Energy Research Associates «порогом отсечения» является цена нефти $90 за баррель. Среди участников рынка и в СМИ на минувшей неделе активно обсуждались новые идеи Минэнерго. Одно из предложений – введение двуставочного режима: при цене нефти до $90 остается формула «60-66», при более высоких котировках – пошлина для нефти – 55% и 86% - для нефтепродуктов. Второй вариант – заменить формулу «60-66» на «58-72».
Идеология этих схем вполне понятна – стимулировать нефтяные компании больше экспортировать нефть и меньше продукты переработки, тем самым мотивируя их вкладывать средства в проекты добычи и разработки новых месторождений, одновременно снижая выпуск низкокачественного мазута. Кроме того, уменьшение экспорта нефтепродуктов сможет оказать снижающий эффект на внутренние цены на бензин, что особенно важно в преддверии федеральных выборов.
Однако непроясненным остается один очень важный вопрос - что будет с российской переработкой в перспективе нескольких лет, если все последние налоговые новации лишь сокращают стимулы для компаний наращивать экспорт не первичного сырья, а продуктов его глубокой обработки? И как это согласуется с поручением вице-премьера Игоря Сечина, выданным по итогам совещания по вопросам работы ТЭК, Минэнерго, Ростехнадзору и ФАС уделить особое внимание уделить вопросам, связанным с глубиной переработки и с модернизацией.
Между тем, как отмечается в докладе Института современного развития «Обретение будущего. Стратегия-2012», «и в развитых странах, и в так называемых государствах с формирующимися рынками начался переход к новым моделям потребления. Для РФ это выражается в том, что уже к 2013-2014 годам весьма вероятно снижение вклада экспорта в ВВП примерно на одну треть (с 30% ВВП до 20% ВВП). … Достижение [нефтегазовым] экспортом пределов роста означает также, что экономика на этапе посткризисного восстановления будет лишена едва ли не главного источника форсажа, особенно наглядно проявившегося в 2006 – первой половине 2008 года. Для компенсации выпадающих доходов потребуется структурный маневр, восстанавливающий роль экспорта на качественно новой основе через предложение товаров с высокой долей добавленной стоимости (пример тому – возможная продуктовая линейка нефтегазохимии)».
При существующей налоговой системе, по официальной констатации Правительства РФ, для разработки не рентабельны 90% запасов новых месторождений и 30% запасов на уже действующих. В случае с нефтью это почти половина всех подтвержденных запасов. По газу такую оценку еще предстоит выработать.
Ранее Минфин сообщал о намерении с 2012 года предложить новую модель налогообложения для нефтяной отрасли: введение специального фискального режима для новых месторождений; дифференциация НДПИ; переход к налогу на дополнительный доход, взимаемому не с бухгалтерской прибыли, а со свободного денежного потока. Общий подход – брать максимум, когда месторождение становится наиболее продуктивным – нельзя не приветствовать. Ввод новых месторождений к тому же привлечет в федеральный бюджет дополнительные поступления.
Проблема, однако, в том, что вне стимулирующих налоговых новаций осталась нефтепереработка. Ставка на выравнивание экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты и их приближение к вывозной пошлине на нефть была бы оправдана, сопровождайся она налоговой поддержкой развития высоких переделов. Этого пока не случилось. Нет ясности и в вопросе о субсидировании нефтепереработки в случае сближения пошлин на нефть и нефтепродукты, право на что оставлено за Россией в Таможенном союзе (в частности не понятно, как будут тратиться пошлины на нефть и нефтепродукты, взимаемые Белоруссией, но зачисляемые в российский бюджет).
Совершенно очевидно, что в глобальной посткризисной реальности сложится новая структура сокращающегося внешнего спроса на первичные энергоносители из России. Подобная перспектива требует концентрации регулятивных и стимулирующих усилий государства, в том числе на формировании «нового нефтегазового предложения». Однако в нынешних новациях стимулов к этому мало. И обсуждение предлагаемых инструментов фискального регулирования имеет все шансы перейти в дискуссию о необходимости структурных реформ.
В то же время, вполне понятно, что появление новой продуктовой линейки – дело весьма затратное. Без налоговых стимулов, в том числе, здесь не обойтись. Но, сбалансированность бюджета – важнейший параметр стабильности экономики страны, а значит и непременное условие роста долгосрочных инвестиций. Однако фискальная нагрузка на различные отрасли отличается в разы.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2010 году нефтяники принесли бюджету только налоговых доходов (без учета таможенных выплат) 1,9 трлн. рублей, а газовики - не более 157 млрд. рублей. По этому показателю отрасль уступает, в частности, недвижимости, торговле, транспорту и связи и целому ряду других отраслей. И это при том, что цены на газ, а вместе с ними и выручка «Газпрома», на долю которого приходится почти 80 процентов добываемого в России голубого топлива, постоянно растут. Согласно расчетам Минфина, с 2005 по 2009 год средняя цена газа увеличилась на 62%, до $249 за тысячу кубометров, а выручка удвоилась до 3 трлн. рублей. При этом доля таможенных и налоговых выплат в выручке монополиста, наоборот, снизилась с 49% до 37%. Увеличить этот показатель не смог даже рост НДПИ с 2011 года на 61%, до 237 руб. за тысячу кубометров.
5 мая премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по налоговым вопросам поручил рассмотреть подход к повышению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ. Минфин предлагает также вернуться к уплате всех таможенных пошлин при его экспорте. По совокупности этих мер ведомство рассчитывает обеспечить поступление в бюджет дополнительных 150 млрд. рублей в год.Пока точных параметров увеличения НДПИ нет. Баланс между налогом и таможенными платежами еще предстоит найти. В марте Минфин предлагал повысить НДПИ в 2012 году в 2,1 раза - до 530 рублей. В «Газпроме», понимая реальность изъятия дополнительной части доходов, уже заговорили о необходимости увеличения капиталовложений и сократили планируемые дивиденды.
Судя по всему, процесс согласования новой ставки налога будет сложным. Не одобряет предложения Минфина в отношении столь значительного увеличения налога и профильный вице-премьер Игорь Сечин, при этом соглашаясь с необходимостью восстановления 30%-ной экспортной пошлины для ряда стран. Беспошлинно российский газ сейчас поставляется в Белоруссию, поскольку она член Таможенного союза, на Украину по соглашению от апреля 2010 года (действует до 2019 года), в Турцию по газопроводу Blue Stream.
Понятно, что пошлины на газ (и соответственно повышение его цены) привлекут внимание украинских властей3 . Как известно, в соответствии с подписанными в апреле прошлого года Харьковскими соглашениями НАК «Нафтогаз Украины» получил скидку в 30% от цены газа, но не более $100 за тысячу кубометров. В обмен Украина пролонгировала пребывание в Крыму Черноморского флота до 2019 года. Скидка распространялась на объемы поставок в 30 млрд. куб. метров в 2010 году (всего за этот год было куплено в России 36,5 млрд. куб. метров) и по 40 млрд. куб. метров – в последующие годы. При этом базовая цена в соглашении была зафиксирована в $450 за тысячу куб. метров.
Неопределенность в намерениях РФ (то есть, когда и какая пошлина будет установлена и произойдет ли это вообще) немедленно вызвала веер оценок и предположений. Правительство Украины однозначно заявило – цена выше на треть от текущей для страны попросту неподъемна, будем договариваться о пересмотре газовых параметров Харьковских соглашений. Запросная позиция: цена в Германии (около $320 за тысячу куб. метров) минус транзит и скидка, в итоге комфортный диапазон - $130-200 за тысячу куб. метров. Впрочем, премьер-министр Украины Николай Азаров рубеж для старта будущих переговоров уже обозначил как $200.
Эксперты уверены, что уточнений в их ходе не миновать. Вопрос - когда и чем они закончатся? Оптимисты полагают, что к концу лета стороны договорятся, причем могут быть «сюрпризы» в виде явных шагов Украины в направлении присоединения к Таможенному союзу. Скептики, напротив, предсказывают долгий и вязкий процесс, следующий за рыночной конъюнктурой: газовые цены привязаны к нефтяным с лагом в пять-шесть месяцев и, стало быть, надо всего лишь перетерпеть два-три месяца, а дальше ценовая разрядка случится сама собой и «упрется» лишь в осенний срок запуска газа по «Северному потоку», заметно обесценивающему роль политико-транзитного фактора в российско-украинском газовом торге.
Как бы то ни было, вопрос о газовой пошлине уже выступил «ключом на старт» для реанимации многих пока отложенных вопросов двусторонних отношений, что рано или поздно все равно должно было случиться. Другое дело в том, что для собственно российской бюджетной политики весь сюжет о пошлинах на газ может оказаться лишь одним из дискуссионных эпизодов по поводу возможного решения. Но и здесь, похоже, свою исторически прогрессивную роль он сыграет, поставив в практическую плоскость вопросы налоговых режимов в нефтяной и газовой отраслях как составной части предстоящих в них структурных реформ.
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий
1. До 1 мая пошлина на бензин составляла 67% от ставки пошлины на нефть.
2. По данным Росстата, в среднем по России за неделю с 25 апреля по 1 мая 2011 г. повысились на 2,8%. Средние цены на бензин марок А-76, АИ-80 и аналогичных им повысились на 2,4%, марок АИ-92, АИ-93 и аналогичных им – на 3%, марок АИ-95 и выше – на 2,7%, на дизельное топливо – на 1,5%. Средняя по стране потребительская цена бензина за рассматриваемый период повысилась с 23,67 до 24,32 рублей за литр. Бензин марок А-76, АИ-80 подорожал в среднем с 21,85 до 22,38 рублей за литр, марок АИ-92, АИ-93 – с 23,60 до 24,30 рублей за литр, марок АИ-95 и выше – с 25,57 до 26,25 рублей за литр. Средняя цена на дизельное топливо возросла с 23,46 до 23,81 рублей за литр. Повышение средних цен на бензин отмечено в 73-х центрах субъектов РФ. Самым значительным оно оказалось в Курске – на 20%. В Москве средние цены на бензин за неделю выросли на 3%, в Санкт-Петербурге – на 0,9%. Средняя цена на бензин в Москве на 3 мая 2011 г. составляла 24,65 рублей за литр.
3. В IV квартале 2010 года средняя цена, уплачиваемая Украиной за тысячу куб. метров газа составила $252, в I квартале 2011 года - $264, во втором квартале - $295, среднегодовая цена ожидается на уровне $300. До 2009 года Украина получала газ по цене $179,5 за тысячу кубометров.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.