Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

20.05.2011 | Александр Караваев

Евровидение 2011: социально-политические последствия победы Азербайджана

Евровидение сложный феномен поп-мединый культуры, который точно передать словом - игра. Причем достаточно сложная постмодернистская ирга на разных уровнях управления и понимания этого процесса. Выделим в ней несколько смысловых уровней.

Первый уровень - популистская игра власти с национальным успехом, чувством победы, поддержка патриотического образа «страна победитель».

Победа это всегда подъем эмоций, улучшение настроения, обретение чувства успеха, заслуженной справедливости. Один из смыслов народного ликования в Азербайджане связан с большим дефицитом тех сфер массового развлечения, где население может ощутить победу. Во многих странах мира, большую роль в удовлетворении этой потребности играют международные спортивные успехи национальных команд, или возможность провести у себя в стране глобальное соревнование первой величины. Например, Владимир Путин, отлично справился с этой задачей в применении к России. Азербайджанские ресурсы в этом плане крайне ограниченны, поэтому возможность быть первым на главном европейском песенном конкурсе – это уже много. Данный успех, ко всему прочему, также интерпретируется как символическая, культурная победа над Арменией. Многие высказывания в интернете совпадают по смыслу с заявлениями депутатов и других чиновников - если мы смогли сначала в нефтегазовой отрасли вырваться в региональные лидеры, потом, раскрутили экономический рост, улучшили качество жизни, наконец, выиграли этот конкурс, то сможем и в других сферах, - подразумевая конечно карабахский конфликт. Естественно все это стимулирует рост патриотических настроений, повышает престиж власти. Второй уровень – победа «бренда».

Для азербайджанцев эта победа важна в аспекте своей музыкальной культуры. Музыку представляют национальным культурным брендом. Всячески подчеркивают историческое значение мугама (статус феномена ЮНЕСКО), бережно относятся к национальной симфонической музыке и современному джазу – талантливые представители различных музыкальных направлений поддерживаются со стороны государства и меценатов. Поп-культура Евровидения конечно далека от классических форм, но успех в этом виде, привлекает внимание к остальной музыкальной традиции страны. В этом аспекте у Азербайджана огромный пласт работы. Вот пример: в ходе недавнего торжественного вечера Азербайджана в Кремле на сцене не раз звучала мелодия балабана (деревянная дудка), между тем как многие россияне в зале воспринимали этот инструмент как дудук (международно-известный музыкальный бренд Армении). Защита национальных брендов и их международное продвижение во многих странах стало предметом внешнеполитических усилий.

Национальная поп-культура, становясь известной и модной в глобальном контексте, стимулирует выход национальных форм искусства на более широкий международный уровень. С другой стороны, оказываясь в фарватере рывка поп-культуры азербайджанская классическая и серьезная музыка, на обывательском уровне обретает «оправдание» в современности.

Третий уровень – игра на обретение значимых социально-экономических последствий. Особенность современной поп-медийной культуры, живущей потребностями развлечения, в том, что она «празднует» не те события. Вы можете себе представить ситуацию, чтобы на улицы столиц постсоветских государств вышли бы тысячи людей после решения рейтингового агентства Moody Investor Service повысить рейтинговые показатели страны, допустим со «стабильного» на «позитивный»? А ведь это покруче Евровидения в плане привлечения инвестиций и экономического престижа страны.

Тем не менее, победа в Европесне означает проведение следующего конкурса в стране победителе, а это несет большие коммерческие прибыли в туристической отрасли, стимулирует развитие транспортной инфраструктуры, меняет облик столицы, повышая стандарты оказания услуг.

Чтобы понять, что ждет Баку через год, и что нужно сделать, дабы не ударить в грязь лицом, нужно посмотреть на два показателя. Первый – прогнозируемое количество гостей, второй – количество гостиниц. Нынешний конкурс в Дюссельдорфе собрал 1500 членов национальных делегаций, 2500 журналистов и свыше 80 тысяч гостей.

Предположим в Баку прибудет менее половины собравшихся в Германии. Бакинский гостиничный потенциал вряд ли осилит такой поток. По имеющейся информации, к первому кварталу 2011 года по всему Азербайджану число отелей и объектов гостиничного типа достигло 477 (их вместимость приблизительно рассчитана на 31 тысячу мест). Однако в самом Баку расположено всего лишь 90 отелей, от пятизвездного до среднего уровня, но их совокупная вместимость составляет не более пяти тысяч мест.

Еще одной проблемой для азербайджанской столицы является отсутствие нового крытого концертного зала, куда удалось вместить хотя бы шесть тысяч гостей конкурса. Необходимо будет построить либо новый, либо накрыть крышей один из существующих в столице стадионов, способный принять не менее 8-10 тысяч зрителей. Проведение конкурса окажет самое благотворное влияние на развитие туристической индустрии за счет огромного притока желающих посетить конкурс. Но для этого предстоит радикально поднять инфраструктуру туризма, включая расширение потенциала отелей, ресторанов, оптимизацию транспортной системы, организацию информационных систем на английском языке, в том числе на городском транспорте.

Четвертый уровень – игра против конкурентов и на повышение международного престижа страны. Победа в этом конкурсе давно стала международно-политическим активом, за который ведут определенную борьбу. Организовать успех своего исполнителя практически невозможно, попросту говоря, победу не купить, (хотя, допускаю, что могут иметься способы управления этой системой). Но можно подготовить успех. Иными словами комплексно поработать над обретением победы имеет смысл. Можно качественно проработать все подготовительные этапы. Допустим, выбирая своего кандидата, менеджеры могут рассчитать так называемый коэффициент добрососедства. В последние годы на Евровидении получает высокие результаты тот, кто может объединить вокруг себя голосование сразу в нескольких регионах или добиться высоких баллов у стран не только своего культурно-политического круга. Победитель 2009 года Александр Рыбак имел сразу поддержку Скандинавии и постсоветского пространства. Победитель 2010 года Лена Майер-Ландрут собрала голоса в культурно близкой Германии Скандинавии, а также в ряде балканских и восточноевропейских стран, с которыми у ФРГ существуют давние политические, культурные или экономические связи. Как пишет в своей книге о истории Евровидения культуролог Джон О.Конор – турецкая диаспора по всей Европе голосует за турецкие песни, независимо от их качества. Армянские посольства и консульства распространяют среди своих эмигрантов и диаспоры оплаченные телефонные карточки, призывая их голосовать.

Однако, надо отдавать себе отчет, что эти технологические приемы не всегда работают. Нужно везение, но везение приходит с трудом. Кто бы мог представить, что Турция и Армения вообще не попадут в финал. Ведь существовало известное правило, по которому многочисленные представители турецкой и армянской диаспоры по всему миру всегда проголосуют за своих участников Евровидения. Так что всегда нужно учитывать и то, с какими номерами артисты едут на конкурс. Азербайджанцы в этом году справились с этой задачей вполне успешно.

Евровидение это игра в популярную геополитику, доступную самому широкому кругу. В неё играет не только молодежь, но и политики, чиновники, бизнес. От участия последних ставки в этой игре на постсоветском пространстве взвинчиваются выше реального значения конкурса. Европесня становится площадкой организованных политических выпадов. Многие помнят как сняли грузинскую песню, преднамеренно задевающую российскую сторону (при этом грузины имели возможность переделать куплет).

В 2007 году украинская песня содержала фразу в припеве "Lasha Tumbai", которая, когда ее пели, звучала как "Раша Гудбай". И в том же году Израиль пел то, что звучало как "Буш нажми на кнопку". Оба случая сошли участникам с рук, хотя все на самом деле зависело от степени строгости и принципиальности отборщиков.

Одним словом конкурс Европесни превратился в поп-медийный механизм международной конкуренции, при этом не теряя притягательной силы и влияния на молодежную и массовую аудиторию. Президенты не только поздравляют своих соотечественников с победой, но и принимают поздравления от других президентов, что говорит о включенности высшей элиты в этот процесс. В случае с Азербайджаном Светлана Медведева поздравила на встрече в Кремле Мехрибан Алиеву, та в свою очередь поблагодарила Россию за 12 баллов (свои поздравления также прислали нуждающиеся в расположении Баку президенты Лукашенко и Саакашвили). Азербайджанские блогеры приглашают к себе в страну друзей со всего мира, растут группы поддержки. Таким образом, формируется престиж страны в области массовой культуры, он, в свою очередь, опосредованно влияет на международное политическое восприятие Азербайджана элитами разных стран мира.

Группа подобных синхронизированных событий может формировать для страны «волну успеха». Трудно сказать, насколько управляемы или хотя бы прогнозируемы «победные» события, но, например, в России некоторые задумывались, как использовать эти стимулы в решении общенациональных задач. В 2008 году победа России в Евровидении днями совпала с победой хоккейной сборной на чемпионате мира, вскоре последовало несколько футбольных побед, наконец, победа в конфликте августа 2008... Конечно это совпадения. Для комплексного подъема международного престижа управляемо совместить эти события непосильно трудоемкая задача, затраченные усилия несравнимы с пиар результатами. Необходимо сложение импульсов не только на рынке шоу бизнеса, но и в сфере экономики, спорта, культуры, в политике, наконец. Для Азербайджана наиболее очевидно использовать эту победу в укреплении имиджа европейской страны со светской культурой. Очевидно, что процесс применения результатов Евровидения пойдет именно в этом направлении.

Александр Караваев - зам.гендиректора ИАЦ МГУ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net