Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.05.2011 | Олег Громов
Первый предвыборный
25 мая в Москве прошел XV Всемирный русский народный собор. Патриарх Русской православной церкви Кирилл предложил набор базовых ценностей для консолидации российской политической системы. Это означает, что Церковь плавно вошла в предвыборный процесс.
Идеология РПЦ – это Маркс наоборот: сознание (религия) – это базис, а экономика (материальное производство) и политика – надстройка. С такой формулировкой вопроса согласны в принце все крупные политические силы страны, которые были представлены на Соборе, кроме коммунистов. Патриарх озвучил следующие базовые ценности: справедливость, мир, свобода, семья, солидарность, патриотизм, национальные традиции, жертвенность, самоограничение. Коротко - вера-Родина-свобода.
Еще в 2000 году была предпринята первая попытка сформулировать церковную политическую платформу – на юбилейном Архиерейском соборе, когда Церковь приняла концепцию об участии священников и мирян в светских делах, в т.ч. и в политике. Поскольку во главе РПЦ тогда стоял патриарх Алексий II – менее политически активный деятель, чем нынешний патриарх Кирилл – концепция получилась «обтекаемой». После восшествия Кирилла на патриарший престол РПЦ попыталась примирить популярный в обществе концепт свободы с православными ценностями. Получился тезис о том, что свобода бывает двух видов – свобода делать зло и свобода делать добро. Разумеется, второе – исключительно в рамках РПЦ.
Параллельно за три года патриаршества Кирилла сформулировано более точное отношение Церкви к «православному бизнесу». Появились понятия «православный дрескод» и «православные ночные клубы». Пришло время подводить базис под эти отдельные попытки. В то, что повестка ВРНС не была согласована с властями, верится с трудом. Выступления лидеров ведущих партий, видных общественных деятелей, религиозных авторитетов сводились к одному – нам нужна идейная консолидация на основе ценностей, общих для всех (сложилось впечатление, что задумка такого Собора впервые возникла после «Манежки» - вдогонку поручениям Д.Медведева по укреплению «российскости»). Одновременно проявили себя и оппоненты – либералы. Один из лидеров партии «Правое дело» Борис Гозман сказал, что не хочет, чтобы в России православие было государственной религией и вообще против госидеологии в любом виде. Даже коммунисты «отчитались» в том, что «кодекс строителя коммунизма» и христианские заповеди – практически одно и тоже.
Итак, позиции обозначены, общий знаменатель найден. Враги определены. Примечательно, что раньше Церковь ориентировалась только на националистов и монархистов (зачастую – полных маргиналов). Теперь сделана попытка выйти на широкий политический простор и вклиниться с этой программой в предвыборную борьбу.
Разумеется, позиция В.Путина ближе патриарху, чем «модернизационная» идеология Медведева (о которой, к слову не была сказано практически ничего!). Примечательно, что созданный В.Путиным «Народный фронт», фактически, пока лишен конкретной идеологии. Неясно, почему он - «фронт». Сразу возникает вопрос: а у нас что – война идет? Церковь способна радикализовать повестку дня, сделать фронт нужным – показать, где враги и кого надо «мочить в сортире» (на Соборе, кстати, острой критике подверглась образовательная и армейская реформа). Она делала это и раньше, но с государственной «подсветкой» сможет делать это эффективнее.
С другой стороны, складывается впечатление, что масштабного переформатирования роли Церкви в российском обществе все-таки не будет. Во-первых, кто ей даст? Во-вторых, по сути, активная политическая позиция высказывалась священнослужителями (в том числе архиереями) и раньше. В-третьих, это невыгодно самой Церкви. Четкое мнение верховных священнослужителей по социальным вопросам означает оппозицию власти. Легче быть более гладкими.
Поэтому неясно будущее высказанной на Соборе позиции Церкви – примет ли власть заявленную повестку дня – фактически новую государственную идеологию – традиционализм (не православный или мусульманский, а «общероссийский»), социальную справедливость и ответственность? Или как раньше задвинет инициативу в долгий ящик до радикализации обстановки в стране?
Без четкой позиции Собор будет как и прежде – всего лишь высокой площадкой для встреч и обсуждений. Пока ясно, что больший акцент в работе таких церковных площадок власть намерена ставить на внешнюю политику, в особенности на украинское направление. Фактически ВРНС стал площадкой для консолидации пророссийских сил Украины, Белоруссии и Молдавии, а также других стран СНГ и даже дальнего зарубежья. Концепция Русского мира так до сих пор не получила внутриполитического развития, что, в принципе, говорит о том, что ее намереваются использовать исключительно во внешних целях. С этой целью Церковь последовательно демонстрирует, что она не «российская», а «русская», что означает фактически – международная.
И духовный центр ее не столько в Москве, сколько в Киеве. Интересно, что организаторы старательно попытались провести мысль – патриарх не просто один из общественных деятелей. Он глава некоего «духовного государства» - святой Руси, у которого есть гражданство (вера), столица (Киев), субъекты (епархии), глава государства (патриарх). Его осталось только консолидировать. Только на таких вот Соборах государство основать нельзя. Масштаб не тот. В итоге мы приходим к банальному выводу – ВРНС обозначил заявку на расширение своей роли в политике. Но реальных механизмов для этого существенно недостает.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.