Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.09.2011 | Виктор Грибачов
Гори все синим пламенем…
Конечно, всем владельцам телеприемников известен рекламный ролик самого простого и доходчивого содержания. На синем фоне – надпись «Gazprom», где первая буква исполнена в виде горелки. Зато слова «Национальное достояние» уже предлагаются кириллицей – для непродвинутой в изучении английского части аудитории. После того, как наш родной энергетический гигант согласует условия сотрудничества, телевидение в течение трех лет получит 3,158 миллиарда рублей.
На продвижение товара? На «раскрутку» компании? На создание положительного имиджа? Те, на кого реклама рассчитана, уже много лет не могут получить ответа. При том, что главный вопрос, который мучает огромное число наших сограждан, звучит просто: «Зачем?». Зачем рекламировать «Газпром» так, как продвигала свои услуги единственная в советские времена авиалиния, настойчиво предлагавшая: «Летайте самолетами Аэрофлота!». Заодно нам предлагалось хранить деньги в сберегательной кассе – будто у нас был огромный выбор из различных коммерческих банков. Нелепо, согласитесь, подозревать эффективных менеджеров «Газпрома» в их приверженности советским методам рекламы – компания давно освоила все незатейливые премудрости рыночных отношений. И, поскольку официального ответа никто по сей день не получил, мы, как принято выражаться, ступаем на топкую почву предположений.
Может ли компания, занимающаяся добычей, транспортировкой и продажей газа именовать себя «национальным достоянием» России? Почему бы и нет, более 50 процентов акций «Газпрома» принадлежат государству. Разве что этот «слоган» вступает в противоречие с провозглашенным руководством страны курсом на диверсификацию экономики, заявленными попытками «слезть с экспортной сырьевой иглы» и категоричным желанием избавить российский бюджет от нефтегазовой зависимости. Пока же нашим национальным достоянием в равной степени могут считаться – помимо газа - нефть и древесина, которые мы во всех видах гоним за рубеж и получаем твердую валюту. Оборонно-промышленный комплекс, который не купается в щедротах бюджета, как в советские времена, на статус достояния не тянет.
Равно как и все остальное: сельское хозяйство, легкая промышленность, отечественный автопром… Значит, «слоган», придуманный рекламщиками для «Газпрома», честно обозначает наши рыночные приоритеты. Достояние – это то, что можно измерять в «условных единицах» и продавать за рубеж, получая евро и доллары. В других странах – возможно, отставших от России в экономическом развитии – шкала ценностей выглядит иначе. Французская «Монд» сообщила об итогах исследования, проведенного по заказу министерства культуры: предметом изучения было понимание термина «национальное достояние» в различных государствах Европы. Ответы получились разными. Для французов национальное достояние олицетворяется, прежде всего, историческими памятниками - 63 процента опрошенных, историей и образом жизни - 48, литературой - 19, философией и мыслителями – 14 процентов. Ответов можно было давать несколько, поэтому общая сумма превышает 100 процентов. Немцы же ставят на первое место историю и образ жизни – 52 процента, исторические памятники - 38, литературу - 27, музыку – 22 процента. Венгры выделяют архитектуру – 51 процент, историю и образ жизни – 43 процента, музыку - 28, литературу - 25, живопись – 19 процентов. Итальянцы на первое место ставят исторические памятники – 38 процентов предпочтений. Далее идут музыка - 18, археология и живопись получили по 16 процентов. Финны считают главным в национальном достоянии историю и образ жизни – 42 процента, и лишь потом идут архитектура - 28, литература - 26 и музыка – 23 процента. Вот этим, неверно расставившим приоритеты народам мы и готовы продавать газ – наше «национальное достояние». Поторгуемся – сговоримся.
Ведь понятно, что проведи подобный опрос в России, все сто процентов респондентов назвали бы национальным достоянием «Газпром». Русская литература? Живопись? Музыка? Нет, на первом месте будет компания, которая только за первый квартал 2011-го заработала около 478 миллиардов рублей, увеличив тем самым свою прибыль в 1,5 раза. Мы обязаны гордиться коммерческой структурой, являющейся крупнейшей организацией в России и величайшим газовым гигантом в мире. Ни в одной из стран, где проводился опрос на тему о национальном достоянии, нет компании, владеющей газотранспортной системой протяженностью в 160 тысяч километров. Если отбросить «копейки», то ровно четыре земных экватора – знай наших!
Поэтому у «Газпрома» есть все основания считать себя бесценным достоянием России. И каждодневно доказывать это по различным телеканалам – за огромные деньги. Конечно, всякая уважающая себя компания обязана иметь рекламный бюджет и грамотно расходовать его. Транжиры из американской «Уолт Дисней» на эти цели тратят ежегодно 1,9 миллиарда долларов, японская «Тойота» - 1,7 миллиарда, немного отстает «Макдональдс» с 1,2 миллиардами. Несчастные вынуждены сражаться за место под солнцем с жестокими и беспощадными конкурентами в мире капитала. «Газпром», вкладывая три миллиарда рублей, не на жизнь, а на смерть бьется за симпатии сограждан - у которых нет выбора в поставщиках «голубого топлива». И даже насмотревшись рекламных роликов, они не станут увеличивать потребление газа, если для одной кастрюльки хватает одной конфорки. Логичнее было бы в срочном порядке изготовить что-то веселенькое для показа на украинском телевидении: дабы наши соседи поняли, наконец, что им отступать некуда и согласились платить за газ по согласованной с Москвой цене. Или – для Китая, который по сей день страшно торгуется и не хочет принимать предлагаемые Россией условия поставки топлива. В Пекине считают, что мы запрашиваем чересчур много, в Москве уверяют, что дешевле не могут. Поэтому рекламный ролик со слоганом «Покупай сегодня, завтра будет дороже!» с добавлением колорита в виде девушек в кокошниках хорошо бы демонстрировать именно по китайскому телевидению.
При этом, конечно, мы тоже не откажемся от просмотра видеоклипов на тему «национального достояния». Если компания твердо решила выбросить на ветер три миллиарда рублей – это ее право. Я же не предлагаю израсходовать их на замену асфальта тротуарной плиткой в Москве – все равно не хватит, этот сложный процесс стоит на миллиард рублей дороже. У нас – в отличие от «вип-менеджеров» газового монополиста – вообще нет права голоса в части расходования средств «национального достояния». Но рекомендовать мы можем – при том, что на наши советы никто внимания не обратит.
В тот же день, пятого сентября, когда появились сообщения о благих намерениях «Газпрома» столь эффективно израсходовать три миллиарда долларов, Владимир Путин сообщил: правительство выделяет дополнительно 2,5 миллиарда рублей на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи населению. Не хватило денег на лечение больных, вот и все. А у самих больных на лечение средств нет. Не будучи специалистом в области рекламы, не причисляя себя к армии «элитных креативщиков», наивно предположу: передай «Газпром» эти деньги на финансирование медицинской помощи, мы бы даже простили «национальному достоянию» запланированное увеличение цены на его продукцию на 15 процентов к концу 2012-го. Но монополист руководствуется словами, которые произнес в тот же день Дмитрий Медведев на совещании по вопросам бюджетной политики: «Лишних денег у нас, как известно, нет». Поэтому инвестирует в пропаганду имиджа себя, любимого, всего ничего.
Это радует. Нам остается лишь восторгаться решением руководства «национального достояния», столь разумно и расчетливо вкладывающего более трех миллиардов рублей. За эти деньги, видимо, нас будут страстно убеждать пользоваться газовыми плитами – вместо того, чтобы разводить костры на полу наших кухонь. Трех миллиардов хватит?
Виктор Грибачев – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.