Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.08.2005 | Светлана Самойлова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА ДЕЛАЕТ ШАГ НАЗАД
29 июля президент России подписал указ "О статс-секретарях - заместителях руководителей органов исполнительной власти". Указ касается силовых ведомств в правительстве РФ, но в ближайшее время статс-секретари появятся и в других министерствах.
Институт статс-секретарей вводится "в целях повышения эффективности участия федеральных органов исполнительной власти в законодательной деятельности и осуществления ими функций по нормативно-правовому регулированию" в подведомственных президенту органах власти - МВД, МЧС, МИД, Минобороны, Минюсте, Службе внешней разведки, ФСБ, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков и ФСО. Правительству президент поручил принять решение о введении по одной должности статс-секретаря - заместителя министра в остальных федеральных министерствах, а при необходимости - и в федеральных службах и агентствах, руководство которыми осуществляет правительство.
Напомним, что институт статс-секретарей был ликвидирован весной 2004 года, когда реализовывалась административная реформа: в соответствии с ней у министров должно было оставаться по два заместителя. Все это вызвало жесткое сопротивление со стороны министров, прежде всего, экономического блока. Однако тогда его удалось преодолеть за счет настойчивости Дмитрия Козака, занимавшего в то время пост главы аппарата правительства РФ и куратора реформы. Одновременно Козак пытался унифицировать положение министерств, подчиняющихся председателю правительства, и силовых министерств, обосновывая необходимость сокращения замов до двух. Однако этого ему так и не удалось. Президентские указы в течение 2004-2005 годов в рамках административной реформы, сохранили в МЧС России трех заместителей, в числе которых один первый, в МИД России - семь замов (один первый), в Минобороны - четыре зама (два первых), в Минюсте - два зама и в МВД - четыре зама (один первый).
Силовики оказались в более привилегированном положении, но потребность министров экономического блока в восстановлении института статс-секретарей была объективно выше. Тем более что именно статс-секретари занимались связями с Федеральным собранием, отнимающими в экономических министерствах больше сил и времени, чем у силовиков.
Перелом ситуации произошел в сентябре 2004 года, когда главный противник института статс-секретарей Дмитрий Козак покинул правительство и перешел на должность полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе. Буквально сразу после этого с призывом восстановить должности статс-секретарей выступил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Он заявил, что "депутаты требуют высокого представительства в Думе". "С двумя заместителями всем министерствам, у которых сейчас ключевой функцией является законотворчество, чрезвычайно тяжело", - подчеркнул тогда Греф. Главу МЭРТа поддержали министр финансов России Алексей Кудрин, министр юстиции Юрий Чайка, а также вице-премьер Александр Жуков (он, будучи ранее главой бюджетного комитета в ГД, на своем опыте понимает востребованность института статс-секретарей). Кроме того, именно Жуков уже тогда стал руководителем комиссии по административной реформе.
Однако против этого резко выступил Михаил Фрадков. "Если вопрос так решим, то завтра я попрошу себе пять заместителей. И, наверное, этот вопрос решится, когда мы все будем здесь плашмя лежать, я имею в виду себя".
Сдвига в решении вопроса о восстановлении института статс-секретарей добились, тем не менее, не гражданские руководители правительства, а силовики. Об этом косвенно указывают заявления главы аппарата правительства РФ Сергея Нарышкина, который провел на прошедшей неделе пресс-конференцию в новом качестве - руководителя комиссии по адмреформе. По его словам, именно силовых ведомств в первую очередь коснется нововведение. Только после этого соответствующее решение будет принято в отношении других министров. "Статс-секретарь будет иметь статус заместителя министра и, помимо его непосредственных обязанностей, получит часть текущих дел, которыми занимаются действующие замы", - заявил Нарышкин.
Возвращение института статс-секретарей следует рассматривать в контексте будущей коррекции административной реформы. После ухода Козака из правительства, реформа оказалась в состоянии застоя, проявились наиболее одиозные ее недостатки (конфликты между министрами и главами агентств, недовольство Госдумы работой министров с депутатами). Однако речь идет не об отказе от принципиальных идей реформы, (например, ранее Дмитрий Медведев говорил о вероятности локального пересмотра трехзвенной системы), а о небольших коррекциях. Как заявил Нарышкин, "глобальное переустройство органов исполнительной власти и деление их на три категории себя оправдало". "Система еще должна приработаться", так как "конфликт в нее заложен специально, как двигатель", - подчеркнул он.
Нарышкин также отметил, что считает нецелесообразным сокращение числа федеральных агентств или их объединение. "Дискуссия о сокращении или объединении идет, идут консультации, но, с моей точки зрения, сейчас делать это нецелесообразно", - сказал Нарышкин журналистам. Нарышкин также опроверг слухи о том, что планируется увеличить число заместителей председателя правительства. Судя по всему, между правительством и администрацией президента нет консенсуса по наиболее концептуальным принципам адмреформы, что мешает ее пересмотру, но позволяет корректировать.
Восстановление института статс-секретарей стало следствием объективной потребности, так как министрам было достаточно трудно наладить отношения с Госдумой: заместители министра не всегда имели возможность общаться с депутатами из-за повышенных нагрузок, а депутаты часто "свысока" смотрели на менее статусных представителей исполнительной власти. Решение вопроса, очевидно, было затянуто в связи с тем, что не было консенсуса по поводу того, присваивать ли этим чиновникам ранг заместителей министров (как это было раньше) или нет. Можно также сделать вывод, что на фоне увеличения числа заместителей министров Фрадков не сумел добиться увеличения численности вице-премьеров.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.