Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.09.2011 | Сергей Слободчук
«Финита» коррупционного «морячка»
Десять лет плюс конфискация «нажитого непосильным трудом». Так Украина расправилась с коррупцией. Не как с явлением в целом, конечно, а в отдельно взятом случае. В Киеве огласили приговор по самому громкому коррупционному делу – знаменитый экс-судья Игорь Зварыч признан виновным со всеми вытекающими последствиями. В Украине судья Зварыч стал кем-то вроде «морячка» из «Мама не горюй». И вот теперь этот «морячок» «отдохнет по полной». Хотя на самом деле, случай с судьей-коррупционером – это не история о коррупции, это история политики и пиара.
Конечно, еще будет апелляция, а потом кассация. Но уже сейчас можно говорить, что счет пошел на дни, по истечении которых бывший работник Фемиды отправится к месту отбывания наказания – спецзону в поселке Макошино Черниговской области. Так Оболонский районный суд украинской столицы оценил «подвиги» и «заслуги» человека, который, сам того не желая, умудрился при жизни превратиться в имя нарицательное и стать символом украинской коррупции.
Бывший судья превратился в такого себе «морячка» из «Мама не горюй» - за ним гонялось не меньше, а гораздо больше самых разных людей, чем за киношным персонажем. А наблюдало за эпопеей с обысками, подпиской о невыезде, побегом, задержанием на чердаке дома, наверное, аналогичное количество читателей и зрителей. Затем новости с судебного процесса стали информационным поводом №1 – а среди них встречалась прямо-таки потусторонняя экзотика, когда осенью 2010-го экс-судья сначала объявил голодовку, а затем сгрыз 600 страниц обвинительного заключения по собственному делу – настолько велик оказался интерес к судебному затейнику и по совместительству артисту разговорного жанра.
Имя главы Львовского апелляционного административного Игоря Зварыча прогремело под занавес 2008-го, во времена президента Ющенко, когда угодить под стражу и понести наказание за коррупцию для чиновника, судейского или политика было чем-то нереальным. И, тем не менее, спустя 3 года, как видим, дело доведено до конца. А тогда обыск в служебных кабинетах и квартирах семи судей Львовского апелляционного административного суда, который обеспечивает административное судопроизводство в 8 западных областях, обнаружил миллион долларов и два миллиона гривен.
Не потеряв присутствия духа, Зварыч с места ринулся в контратаку – он и еще ряд судей Львовского суда, надев черные судейские мантии, выходят на пресс-конференцию. Именно выступление перед прессой оказалось для Зварыча «пятнадцатью минутами славы» и «прославило», сделав узнаваемым в любой точке Украины. Глядя прямо в телекамеры, высокий судейский чиновник на голубом глазу пояснил, откуда в здании суда обнаружилась такая касса: «Есть у наших людей такая привычка – засевать кабинеты деньгами. А один миллион и почти 900 тысяч долларов я взял у своего товарища в долг». Манера подачи и интонация говорили даже больше слов – подразумевалось, что такие «засевания» происходят в каждом украинском суде и вообще, дело настолько привычное, чего там внимание обращать? Но, как оказалось, простота – она хуже воровства. Сначала последовала подписка о невыезде, от которой неудавшийся юморист подался в бега. Затем поиски и обнаружение коррупционного «героя» на чердаке собственного дома. С тех пор Зварыч находился в СИЗО, изредка радуя аудиторию фееричными новостями в стиле «подследственный сгрыз 600 страниц собственного дела». И вот, наконец, финал.
Но на самом деле, история бывшего судьи – не история о коррупции. Хотя и о ней тоже. В реальности, это история политики и пиара.
Первая пружина «дела Зварыча» лежит в плоскости политических интриг. В конце 2008-го года часть окружения Ющенко попыталась заменить руководителя Секретариата президента Виктора Балогу на экс-губернатора Львовской области Петра Олийныка. Для начала же Олийнык назначается заместителем главы президентской канцелярии и представителем президента в Верховной Раде. И здесь крайне своевременно взрывается ситуация с обыском в кабинетах Львовского апелляционного суда. Казалось бы, какая связь? Но уже вскоре взятый под стражу Зварыч начал колоться, что в течение своей коррупционной эпопеи передавал часть взяток другим судейским чиновникам. А главное, что взятки главе Высшего административного суда он передавал в кабинете бывшего губернатора области – а на момент следствия уже потенциального претендента на кресло руководителя Секретариата. Как итог, отстрел конкурента удается – о руководстве президентской канцелярией вопрос не ставится вообще. Мало того, в январе 2009-го Олийнык пишет заявление об отставке.
Вторая подоплека – это, говоря языком анекдотов, «плохой пиар», который отличает крысу от хомяка. Во времена Ющенко на взятках погорел не один судья Зварыч, погорели многие, но всем так или иначе удавалось отвертеться. Тем более, что политические причины «дела Зварыча» давно остались в прошлом – сегодня в Украине другой Президент, другой руководитель его Администрации, другой представитель в парламенте, в конце-концов, а герои прошлых лет давно сменили роли на политической сцене (бывшая правая рука Ющенко Виктор Балога – сегодня министр чрезвычайных ситуаций), а то и вовсе отошли в мир иной, как Петр Олийнык. Власть сменилась, старые интриги больше неактуальны, за что же тогда так строго с бывшим судьей? Ведь коррупция до сих пор составляет основу любых отношений как внутри власти, так и между властью и бизнесом, властью и гражданами, являясь отраслью с миллиардными оборотами в долларовом исчислении. Ведь Зварыч никого не ограбил и не убил. Более того, не нанес какого-то ощутимого ущерба. А если нанес – почему все его решения на посту главы Львовского админсуда остались в силе? Да и вообще, Зварыч с его миллионом-другим долларов – просто птичка певчая по сравнению со схемами и персонами, которые активничают в том числе и сегодня. Короче, далеко не самый крупный и опасный взяточник, чтобы карать его так строго и сурово.
На деле же, яму вырыл себе сам Зварыч. Все три минувших года, начиная со знаменитой пресс-конференции, он играл на телеэкране вора и взяточника именно в том ключе, каким его видит каждый украинец: наглым, бессовестным, алчным и лживым. Талантливо сыграв свою роль (а скорее, сыграв самого себя) он неожиданно попал пальцем в небо, превратившись в символ коррупции. Показательно, что характеристика «символ украинской коррупции» прозвучала практически во всех сообщениях и телесюжетах с места вынесения приговора.
Учитывая, что линия на борьбу с коррупцией является одним из заявленных приоритетов администрации Януковича, выпускать на волю символ коррупции - означает демонстративно расписаться в разнице между словом и делом. И, наоборот, с посадкой Зварыча все сходится, ведь с коррупцией и теневой экономикой украинское государство всегда боролось на уровне символов. Поэтому 10 лет приговора Зварычу – это приговор символу коррупции. Коль уж с самой коррупцией, положенной в основу феодального общества, бороться дураков нет.
Если же говорить о наказании с точки зрения справедливости, то лучше всего на вопрос ответит контекст нынешней ситуации. Отталкиваясь от «дела Зварыча», власть грозилась нещадно бороться и разоблачить коррупцию от низа до самого верха, но в результате мотать срок отправляются только Зварыч и судья Любашевский, работавший почтальоном по передаче наличных. А ведь Зварыч не просто так появился на должности главы административного суда, обеспечивающего судопроизводство для 8 западных областей. На такой «хлебной» должности человек может появиться, только если он давно и прочно встроен в систему отношений внутри судейского корпуса. И через Зварыча шли финансовые потоки как по вертикали, так и по судебной горизонтали. Где же подельники? Где организованная преступная группа? Где разоблаченные схемы? Где посадки? Тем более, сам судья, что называется, «кололся по полной».
Жена Зварыча до последнего крейсировала между людьми, значимыми в судебной системе и совала через стол пачки долларов, уговаривая «помочь Игорьку». Трагедия Зварыча именно в том, что ни он сам, ни его «близкие» так и не поняли, что созданный своими руками образ коррупционера №1 утащит на дно, невзирая ни на какие деньги и связи. И в этой интерпретации, грустный финал «дела Зварыча» - это победа пиара над деньгами и блатом.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.