Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

12.10.2011 | Александр Ивахник

Во всем виновата женщина?

11 октября был оглашен судебный приговор по обвинению Юлии Тимошенко в превышении служебных полномочий при заключении газовых соглашений между Россией и Украиной в январе 2009 года. Экс-премьер Украины была осуждена на семь лет тюремного заключения плюс три года запрета на занятие государственных должностей после освобождения, возмещение почти 200 млн. долларов убытка «Нафтогазу Украины» и конфискацию недвижимости.

Суровый приговор Тимошенко стал тем редким случаем, когда реакция международных правозащитников, Евросоюза, США и России оказалась на удивление похожей: озабоченность, уверенность в политизированном характере суда, надежда на пересмотр приговора. Однако акценты в оценках европейских и американских официальных лиц, с одной стороны, и российских – с другой, существенно различаются. Первые выражают опасения за судьбу главного представителя оппозиции в стране и за перспективы украинской демократии, вторые обращают внимание на «очевидный антироссийский подтекст» приговора. Так, в официальном заявлении МИД РФ говорится: «Обвиняя Ю.В.Тимошенко в превышении власти при заключении контракта на поставку российского газа в 2009 году, Печерский суд проигнорировал убедительные свидетельства того, что упомянутые газовые договоренности были оформлены в строгом соответствии с законодательством России и Украины и применимыми нормами международного права». Далее в заявлении выражается настрой на «поиск взаимоприемлемых решений в газовой сфере» и надежда на то, что «движению в этом направлении не помешают попытки в одностороннем порядке вывести ситуацию из согласованного правового поля». Российский премьер Владимир Путин, находясь в Китае, заметил: «Я не очень понимаю, за что ей дали эти семь лет». По его словам, договоренности с Украиной такие же, как и с другими партнерами «Газпрома», рассчитанные по тем же формулам, «ставить весь этот комплекс договоренностей под сомнение опасно и контрпродуктивно».

Правда, провластные киевские эксперты подчеркивают, что президент Виктор Янукович не был заинтересован в таком приговоре, поскольку сейчас его главная внешнеполитическая забота – подписание договора об ассоциации с Евросоюзом и соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, намеченное на конец года. Но, уважая независимость суда, президент, дескать, не мог повлиять на исход судебного разбирательства. Сам Янукович высказался в том же ключе: «Это, безусловно, досадный случай, который сегодня препятствует европейской интеграции Украины». При этом он напомнил, что приговор не является окончательным - впереди еще апелляционный суд.

Однако, вызывает большие вопросы, когда это украинская судебная система успела приобрести такую абсолютную самостоятельность. Предыдущие годы демонстрируют, что нередко судебные решения на Украине принимались явно в интересах находящихся у власти политических кланов; другое дело, что эти кланы периодически менялись. Кстати, украинские опросы показывают, что 54% граждан расценивают суд над экс-премьером как преследование оппозиционного политика, столько же думают, что суд не был справедливым, объективным и беспристрастным. Лишь 36% опрошенных воспринимают обвинения как законные.

Действительно, политическая подоплека судебного процесса против Юлии Тимошенко лежит на поверхности. Однако трудно определить, какой мотив для нынешних киевских властей более весом: стремление надолго или навсегда устранить с украинской политической сцены главного соперника или желание добиться более выгодных цен на российский газ, используя обвинительный приговор в отношении экс-премьера как рычаг в торге с Россией. Независимые украинские комментаторы считают, что заказ на уголовное дело против Юлии Тимошенко со стороны исполнительной власти, несомненно, существовал, однако в администрации президента до самого конца не пришли к решению, какой же исход суда будет оптимален с точки зрения отношений в треугольнике Украина – Евросоюз – Россия. По их мнению, приговор в кассационной инстанции будет серьезно смягчен или сама статья обвинения будет в ближайшее время декриминализирована, возможно, осужденную вскоре амнистируют, но в любом случае, с точки зрения интересов власти, она должна остаться виновной.

Чтобы понять, как осуждение Тимошенко киевские власти рассчитывают использовать для давления на Россию в газовом вопросе, надо вернуться к началу этой истории. Пресловутые десятилетние газовые соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» были подписаны 19 января 2009 года после сложных переговоров Юлии Тимошенко с главой российского правительства Владимиром Путиным. Соглашения включали формулу определения цены российского газа и объемы его поставки, а также условия транзита газа в Европу. Предусматривалось принятие формулы цены, которую «Газпром» использовал в долгосрочных контрактах с западноевропейскими странами. Базовая ставка цены была установлена в размере $450 за тысячу кубометров – чуть выше средней цены в Европе на начало 2009 года. Каждый квартал она корректируется с учетом мировых котировок двух нефтепродуктов (газойля и мазута) в предыдущие девять месяцев.

Тимошенко обвиняется в том, что, давая директиву государственному «Нафтогазу Украины» на подписание соглашений, она не провела все необходимые согласования в правительстве и при этом не могла не понимать заведомо невыгодный характер этих соглашений для Украины. Сегодняшние власти неоднократно публично выражали точку зрения, что премьер-министр руководствовалась исключительно соображениями увеличения своих шансов на победу на предстоявших через год президентских выборах, стремясь с этой целью заручиться поддержкой России. Подобные мотивы у Тимошенко, вероятно, были. Но надо также учитывать, что соглашения готовились в чрезвычайных обстоятельствах, в ситуации «газовой войны» между российским руководством и президентом Ющенко, когда в зимних условиях и Украина, и Европа сидели без российского газа. И сразу после подписания контрактов и возобновления поставок Тимошенко воспринималась как спасительница замерзавшего населения. К тому же в ходе переговоров премьер-министр добилась на 2009 год 20%-ной скидки на газ и устранения из российско-украинских газовых отношений всех посредников, включая «Росукрэнерго» во главе с Дмитрием Фирташем, который являлся одним из основных спонсоров Партии регионов.

В 2009 году в условиях глубокого финансово-экономического кризиса и низких цен на нефть январские соглашения обеспечили Украине резкую понижательную динамику цены на российский газ. Но с начала 2010 года уже не действовала скидка и возобновился рост цен на нефть, в результате европейская формула расчета цены на газ становилась для экономики Украины все более чувствительной. И это сразу стало использоваться новыми киевскими властями для дискредитации Юлии Тимошенко, лишь немного проигравшей Виктору Януковичу на президентских выборах в феврале 2010 года, как предательницы национальных интересов.

В результате подписания в апреле прошлого года в Харькове сделки «газ в обмен на флот», предусматривающей снижение цены на российский газ на $100 за 1 тыс. кубометров в течение 10 лет, острота вопроса на некоторое время снизилась. Но последующее развитие двустороннего газового диалога показало, что недовольство Киева существующей формулой цены на газ постепенно возрастало. Дело в том, что по мере роста мировых цен на нефть росла и цена на российский газ для Украины: в I квартале этого года она составила $264 за 1 тыс. кубометров, во II квартале - $297, в III квартале - $354, а в IV квартале вырастет до $388. Украина все настойчивее добивалась пересмотра газовых соглашений, изменения в свою пользу формулы цены на газ (снижения базовой ставки и привязки ее к динамике цен на уголь вместо нефтепродуктов). По оценке Киева, справедливой была бы цена на уровне $230 за 1 тыс. кубометров.

Россия со своей стороны настаивала на незыблемости и обоснованности газовых контрактов 2009 года и выражала готовность уступить в цене лишь в случае серьезных шагов Украины навстречу российским интересам. В этом смысле показательным был апрельский визит российского премьера Владимира Путина в Киев. Там Путин активно агитировал за вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Источники в российской делегации сообщали, что вопрос о цене газа был бы решен положительно в случае присоединения Украины к ТС. Но украинское руководство к тому времени уже сделало выбор в пользу сближения с Евросоюзом и от прямого вхождения в ТС отказалось. Видимо, не случайно, что именно в апреле было открыто уголовное дело против Юлии Тимошенко.

В течение последних месяцев, параллельно с ходом судебного разбирательства по делу Тимошенко, напряженность в двусторонних газовых отношениях неуклонно увеличивалась. Натолкнувшись на твердое нежелание Киева двигаться в сторону Таможенного союза, российская сторона предложила другой способ решения газовых противоречий: слияние «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» (а фактически – поглощение первым второго) или хотя бы создание такого СП, которое осуществляло бы совместный контроль над газотранспортной системой Украины. Однако украинское руководство характеризует это предложение как «унизительное» и «неприемлемое». На уровне риторики такая позиция обосновывается невозможностью делиться суверенитетом. В реальной же жизни дело еще и в том, что, как отмечают местные эксперты, влиятельные украинские олигархи и госчиновники, задействованные в энергобизнесе, стремятся сохранить непрозрачную структуру рынка в сфере транспортировки и распределения газа.

К началу сентября выступления киевских руководителей по газовому вопросу приобрели непропорционально резкий, эмоционально обостренный характер. Так, Виктор Янукович в интервью заявлял, что условия действующих газовых контрактов «выписаны как будто для врага и дискредитируют стратегический уровень наших взаимоотношений», что Россия пытается «разговаривать с нами с позиции силы и ультиматумов», наконец, что «мы не позволим, чтобы с нами так говорили... сначала загнали нас в угол - потом начали диктовать условия... это унижает сегодня не меня лично - это унижает государство». Тогда же стали раздаваться заявления о том, что Украина собирается оспорить правомочность соглашений 2009 года в Стокгольмском арбитражном суде и даже подготовила для этого необходимые документы.

Видимо, в Киеве считают, что обвинительный приговор Юлии Тимошенко может послужить весомым аргументом при рассмотрении Стокгольмским арбитражем украинского иска о признании контрактов 2009 года недействительными – ведь, по версии киевского суда, контракты были подписаны по директиве лица, превысившего свои служебные полномочия. Сразу после оглашения приговора украинский премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина надеется достичь компромисса с Россией о пересмотре газовых соглашений за 10-15 дней. Скорее всего, это заявление – способ уведомить Москву об усилении переговорных позиций Киева в результате признания Тимошенко виновной. Однако специалисты по арбитражному праву отмечают, что судьи Стокгольмского арбитража не обязаны принимать факты, установленные решением киевского суда (и обычных судов вообще), как уже доказанные и вправе дать свою оценку обстоятельствам дела. Кроме того, в большинстве правовых систем факт выхода должностного лица за пределы своих полномочий при заключении сделки сам по себе еще не влечет за собой ее недействительность.

Учитывая всю совокупность обстоятельств, можно предположить, что обвинительный приговор Юлии Тимошенко не сделает позицию руководства России в газовом вопросе более уступчивой. Также кажется вовсе не очевидным, что Киев рискнет обратиться в Стокгольмский арбитраж. Ведь в случае неблагоприятного решения арбитража любые надежды на пересмотр газового контракта с Россией будут разрушены, как и легитимность судебного приговора Тимошенко.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net