Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.08.2005 | Наталья Серова
ПОРОШЕНКО БЕЖИТ ВПЕРЕДИ ЮЩЕНКО
Не успела Юлия Тимошенко публично посетовать на отсутствие слаженности в работе власти, как ее постоянный оппонент, глава Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Петр Порошенко спровоцировал новый скандал, вызвав на себя огонь со стороны силовых ведомств и Генпрокуратуры. В стороне пока осталось только МВД, главе которого, Юрию Луценко, похоже, просто не до того: как раз в разгар скандала он обсуждал с президентом Ющенко вопросы, касающиеся замены постов ГАИ на видеокамеры.
Между тем Юлия Тимошенко была совершенно права, говоря о том, что сегодня "приходится преодолевать такие препятствия, которые прежнему руководству и не снились". Действительно, при Кучме чего только не было, однако подобных публичных скандалов между силовиками не случалось.
Все началось 4 августа, когда пресс-служба СНБО распространила пространное заявление Петра Порошенко о необходимости кардинальной реформы правоохранительных органов и спецслужб. Заметим, что в принципе ничего необычного в самом факте подобного выступления не было, поскольку контроль над реформой правоохранительных органов входит в прямые обязанности главы СНБО.
Однако ранее речь шла прежде всего о судебной реформе и проекте создания Национального бюро расследований, а на этот раз Петр Порошенко счел возможным поднять вопрос о пересмотре концепции национальной безопасности и корректировке Военной доктрины и Стратегии реформирования Вооруженных Сил.
Необходимость подобных мер глава СНБО объяснил "отсутствием актуальной угрозы внешнего вооруженного нападения" и переносом центра тяжести на внутренние угрозы, к числу которых были отнесены коррупция, преступность в сфере экономики, терроризм, экстремизм и информационно-психологические операции с использованием СМИ.
Что касается обеспечения военной безопасности, то тут, как следует из заявления главы СНБО, следует "полагаться на системы коллективной безопасности", в первую очередь, на НАТО. Из этого, по мнению Порошенко, прямо следует прогнозируемый и, в общем-то, вполне логичный вывод: "реформирование Вооруженных Сил должно осуществляться за счет сокращения их чрезмерной численности, кардинального повышения уровня профессионализма военных, перевооружения принципиально новыми видами военной техники и вооружения". Очень правильные слова, напоминающие заклинания, под которые разваливали российскую армию в 90-е годы.
Что касается СБУ, МВД и органов прокуратуры, то они, по словам Порошенко, "в своем нереформированном, фактически советском, состоянии не способны противостоять новым угрозам" и даже "сами создают угрозу национальной безопасности". Заметим, что если бы этот выпад был адресован только СБУ, возглавляемой ближайшим сподвижником Юлии Тимошенко Александром Турчиновым, никто бы не удивился.
За последние полгода - а 8 августа исполнилось ровно шесть месяцев со дня назначения Петра Порошенко секретарем СНБО - все в Украине давно привыкли к ударам, которыми обмениваются члены команды Тимошенко и ближайшее окружение Ющенко. Однако на этот раз Порошенко задел сразу всех: и армию, и МВД, и прокуратуру.
Первой на эти обвинения отреагировала Генеральная прокуратура, уже на следующий день распространившая заявление, в котором категорически отвергла обвинения, высказанные Секретарем СНБО, подчеркнув заслуги прокуратуры в деле "укрепления демократической стабильности" и сославшись на позитивные отзывы о ее деятельности со стороны Евросоюза.
В общем, недоуменную обиду руководства Генпрокуратуры можно понять: в то время как прокуроры буквально роют землю, заводя в регионах уголовные дела против оппонентов нынешней власти, "правая рука" президента не только обвиняет их в том, что они "создают угрозу национальной безопасности", - что, впрочем, отчасти верно, поскольку неоправданные репрессии раскалывают украинское общество, - но и ставит их в один ряд с СБУ, который возглавляет "ставленник Тимошенко".
Следующим высказался министр обороны Анатолий Гриценко, призвавший Петра Порошенко воздержаться от "легковесных комментариев по ключевым вопросам военного строительства и военной политики государства". Фактически обвинив главу СНБО в некомпетентности - "в военной сфере у секретаря СНБО нет ни базово-теоретической подготовки, ни соответствующего практического опыта" - Гриценко напомнил, что такие факторы, как изменение характера угроз национальной безопасности и ведущая роль НАТО в системе европейской безопасности были учтены при разработке Военной доктрины Украины и нашли отражение в проекте "Государственной программы развития вооруженных сил на 2006-2011 годы".
В итоге глава Министерства обороны посоветовал Порошенко "более внимательно изучить ранее принятые и утвержденные президентом, Верховной Радой, Кабинетом министров руководящие документы в военной сфере" и "найти время для того, чтобы лично ознакомиться с проектом Государственной программы развития Вооруженных сил, не полагаясь на мнение некомпетентных помощников".
Дольше всех держало паузу руководство СБУ, жесткий ответ которого был обнародован только 6 августа. Квалифицировав высказывания Петра Порошенко как "некорректные, поспешные и необдуманные", СБУ отметила, что они не только "входят в противоречия с действиями Президента Украины, подписавшего указ о реформировании СБУ", но и мешают консолидации органов власти.
Расценив заявление Порошенко как "свидетельство некомпетентности и непрофессионализма", пресс-служба СБУ посоветовала должностным лицам "отказаться от саморекламы" и "не путать угрозы национальной безопасности Украины с угрозами собственным интересам". Кроме того, СБУ перевело пикировку в формальную плоскость, направив секретарю СБНО официальный запрос с требованием указать, какие именно конкретные факты в деятельности правоохранительных органов и спецслужб Украины "создают угрозу национальной безопасности".
Напомним, что все это происходит на фоне более мелких стычек между командами Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Что касается самих лидеров, то они продолжают делать весьма оптимистичные заявления относительно возможной консолидации в ходе предстоящих парламентских выборах, а украинские политологи используют скандалы для внедрения в общественное мнение идей, отвечающих интересам поддерживаемых ими политиков. В итоге, политическая жизнь Украины все более напоминает террариум.
Между тем, последний скандал внутри силового блока является знаковым не только потому, что он зафиксировал новый этап конфликта внутри "оранжевой" элиты. Интерес представляют и сами заявления главы СНБО, сделавшего заявку на руководство процессом переформатирования как концепции национальной безопасности, так и всей правоохранительной системы.
Рассматривая Украину как страну, уже находящуюся "под зонтиком НАТО", Порошенко предлагает силовикам заняться внутренними проблемами, в списке которых, наряду с коррупцией, размах которой в Украине впечатляет, и терроризмом, угроза которого актуальна сегодня для всего мира, фигурируют и "информационно-психологические операции с использованием СМИ".
Однако ни для кого не секрет, что практически все, что происходит в сегодняшней Украине, в том числе и борьба с коррупцией, и уж тем более война за передел информационного рынка, напрямую связано с жесткими межклановыми противостояниями. И в этом контексте "критика" в адрес правоохранительных органов, в той форме, которую позволил себе Петр Порошенко, воспринимается как готовность продолжить "охоту на ведьм", жертвами которой на этот раз должны стать не чиновники районных администраций, а командный состав силовых ведомств.
Сугубо штатские и зачастую покрывшиеся жирком чиновники смогли противопоставить прокурорскому произволу только редкие, вполне мирные демонстрации своих сторонников, а вот руководство силовых ведомств сразу же постаралось показать, что оно умеет держать удар. Но если и штатские, и военные вдруг решат объединить свои ресурсы, и помимо уже сложившегося противостояния Запад-Восток Украину начнут раскалывать по линии Ющенко-Тимошенко, мало никому не покажется.
В этой ситуации остается надеяться только на то, что у президента и премьера хватит воли и сил, чтобы остановить своих не в меру ретивых сторонников. Ведь, в сущности, скандальное заявление Петра Порошенко стало как бы продолжением состоявшегося 26 июля заседания коллегии МВД, СБУ, ГПУ под председательством главы СНБО, в ходе которого Виктор Ющенко подверг жесткой и - заметим - вполне обоснованной критике состояние дел в правоохранительной сфере.
Однако то, что позволено Юпитеру, не может быть позволено быку.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.