Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

10.08.2005 | Наталья Серова

"ПРИЗ" С ДВОЙНЫМ ДНОМ

После того как эмоции в связи со спасением семерых моряков с батискафа "Приз" несколько улеглись, наступило время "разбора полетов", и сегодня уже имеет смысл говорить о последствиях, которые будет иметь инцидент у берегов Камчатки. В лучшем случае вся эта история может дать толчок наведению хотя бы относительного порядка в российском ВМФ, подобно тому, как катастрофа вертолета Ми-26, разбившегося на подлете к Ханкале в августе 2002 года, повлекла за собой пересмотр отношения к проблемам материально-технического обеспечения вооруженных сил.

Тем не менее, трудно отделаться от впечатления, что уже на следующий день после удачно проведенной операции ситуация распалась как бы на две реальности: "правильную" и "совершенно неправильную", в адекватность которой, тем не менее, трудно не верить. В правильной, глянцевой реальности президент поручает министру обороны провести тщательное расследование инцидента, Сергей Иванов тут же создает специальную комиссию, которая, как ожидается, должна разобраться с причинами аварии и проанализировать действия всех должностных лиц флота не только в течение тех четырех суток, когда батискаф находился на дне, но и до его погружения.

Одновременно начинает работу военная прокуратура Тихоокеанского флота, которая в ходе доследственной прокурорской проверки уже выявила нарушения в действиях должностных лиц при подготовке и использовании батискафа АС-28 "Приз" и на этом основании возбудила уголовное дело по статье "халатность", пообещав принимать решения об уголовном преследовании конкретных должностных лиц по мере установления нарушений законов в их деятельности.

То есть дело обещает стать громким, и в этой связи стоит обратить внимание на то, что следственные действия уже производятся не только на Дальнем Востоке - во Владивостоке и в Петропавловске-Камчатском, но и в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, а к участию в расследовании наряду с судебно-медицинскими экспертам и специалистами Генштаба и ФСБ привлечены еще и сотрудники Минфина и финансовой инспекции Минобороны.

Из этого вроде бы следует, что в ходе расследования будут выясняться не только возможные последствия внештатной ситуации для членов экипажа батискафа, но и детали сюжета с закупкой у Великобритании двух подводных аппарата Venom, которые, как и Scorpio, предназначены для выполнения подводно-технических работ, и другого оборудования на сумму в 40 млн. долларов, которое, как выяснилось, в критической ситуации оказалось совершено бесполезным.

Еще один вопрос, на который предстоит дать ответ, касается состояния спасательных средств Тихоокеанского флота и в частности проблемы поддержания в рабочем состоянии спасательных аппаратов типа "Приз". Странность ситуации состоит в том, что, закупая дорогое импортное оборудование, никто и не подумал выделить средства на модернизацию или замену батискафов, уже около 20 лет эксплуатируемых военным флотом.

Между тем вся эта история имела и позитивные последствия. Так, Сергей Иванов принял решение о приобретении для российского ВМФ двух глубоководных аппаратов Scorpio, которые и с работой справились весьма успешно, и при транспортировке удобны.

Что касается экипажа батискафа, то подводников министр обороны пообещал представить к государственной награде за проявленные мужество и профессионализм. В общем, при всем понимании серьезности проблем в целом картина получается вполне благостная: моряков спасли и, скорее всего, наградят, виновных найдут и накажут, а флот укрепят новыми спасательными средствами.

Между тем в некоторых российских и зарубежных СМИ - с подачи жены командира злополучного батискафа, капитан-лейтенанта Вячеслава Милашевского - высказывается опасение, что по итогам следствия вина за инцидент будет возложена именно на Милашевского, поскольку такой поворот вполне устроит высший командный состав Тихоокеанского флота. Тут же выяснились и подробности о других эксцессах, ранее случавшихся с тем же "Призом": однажды он загорелся под водой во время погружения, от огня треснул иллюминатор, и от гибели подводников спасло только чудо.

Затем появилась информация о том, что из-за того, что батискаф на самом деле зацепился не за сеть, а за антенну секретной гидроакустической установки, моряков сначала вообще не собирались спасать, поскольку из Москвы якобы "была команда беречь антенну". При этом, как пишут некоторые СМИ, спасатели батискафа отказывались тралить его на мелководье, чтобы не повредить секретную антенну, а утратившие надежду моряки начали писать прощальные письма родным.

А военное начальство скрывало сам факт аварии до тех пор, пока утром 5 августа неизвестная женщина, назвавшаяся "женой подводника", не позвонила в редакцию местного "Радио-3" и не рассказала о том, что батискаф "Приз" терпит бедствие в бухте Березовой. Только после этого о ЧП было доложено президенту, который - тоже по свидетельству неизвестно откуда знающих все детали СМИ - приказал спасти моряков любой ценой.

Впрочем, и это решение президента объясняется не человеколюбием, а вполне прагматическим соображением о политическом ущербе для его имиджа в случае повторения трагедии "Курска". И самое неприятное и для власти, и для страны в целом состоит в том, что подобные интерпретации выглядят вполне правдоподобно, поскольку все сказанное вполне согласуется с репутацией российского генералитета.

Примечательно, что тут же получила развитие тема ротации высшего командного состава ВМФ, и СМИ принялись обсуждать якобы уже давно решенную отставку главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова и предстоящие назначения, связанные с передвижением по служебной лестнице руководителя Главного штаба ВМФ Владимира Масорина и командующего командующий Северным флотом Михаила Абрамова.

Единственное, что выглядит несколько подозрительно, это скорость, с которой тезис о том, что "своим спасением моряки обязаны президенту", был вытеснен рассуждениями о "слабости и никчемности Путина", который всякий раз при возникновении нештатной ситуации стремится уйти от ответственности и лечь на дно.

Между тем вся цепь разоблачений "неизбывной подлости" военного командования, завершившаяся этим логическим выводом, наводит на размышления о том, что эта цепочка и строилась исключительно для того, чтобы в очередной раз атаковать Путина, что, впрочем, не освобождает его от ответственности за все, что происходит в стране, и не отменяет необходимости тщательного расследования.

Но парадоксальность ситуации как раз и заключается в том, что российские руководство, наученное горьким опытом "Курска", повело себя совершенно адекватно: сначала, взяв на себя ответственность и наплевав на секретность, сделало все для спасения моряков, а потом спокойно занялось "разбором полетов". И именно это, похоже, разочаровало некоторые СМИ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net