Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.11.2011 | Артем Бузила
Непроходной закон
Принятый в прошедшую пятницу Верховной Радой закон о предстоящих парламентских выборах можно охарактеризовать национальной украинской поговоркой – «И вашим, и нашим». 450 депутатов будут избираться по смешанной системе: половина по партийным спискам, половина – в мажоритарных округах. Очевидно, такой принцип выгоден «Партии регионов»: рейтинг у неё нынче катастрофически упал и единственный выход из сложившегося положения – пустить в бой мажоритарщиков-олигархов, которые будут обладать необходимым финансовым и административным ресурсом.
«Покрыть», само собой, удастся не все регионы: где-то обязательно проскочат оппозиционные тяжеловесы – и это безусловный шанс для маленьких партий, обладающих копеечным рейтингом, но благодаря «мажоритарке» имеющим возможность протащить в новый парламент пару-тройку своих лидеров. С другой стороны, если говорить об украинской оппозиции в целом – она остаётся в однозначном проигрыше. Дело в том, что проходной барьер для партий увеличен до 5%, а это значит, что как минимум несколько политсил могут недобрать десятые доли процента и «пролететь» мимо.
На сегодняшний день понятно, что в Верховную Раду VII созыва помимо непосредственно «регионалов» попадут «Фронт перемен» и «Батькивщина», которые потом наверняка скооперируются, но в сумме всё равно не будут иметь достаточного количества представителей для влияния на политическую ситуацию в стране. И вот тут то попадание/непопадание одной-двух дополнительных оппозиционных партий, рейтинг которых колеблется в рамках проходного барьера, может всерьёз повлиять на будущую расстановку сил – для этого, не станем греха таить, и был поднят ценз.
Впрочем, это же касается и спутников-союзников действующей коалиции.
Всеукраинское объединение «Свобода»
Для радикальной «Свободы» попадание в будущий парламент списком станет вопросом политического выживания. Сейчас как никогда в рядах первой реально националистической партии созрела потребность в представительстве в парламенте – особенно на фоне успеха на региональных выборах. Другое дело, что попадание группы мажоритарщиков вопроса не решит: имидж «Свободы», набирающей обороты с каждым новым избирательным циклом, будет поставлен под сомнение, а основное внимание электората националистов будет перенесено на муниципальный уровень. Где «свободовцы» как раз пока что не очень преуспевают.
УДАР
У пользующегося в последнее время популярностью «УДАРА» Виталия Кличко сегодня главная проблема – отсутствие электоральной ниши. Понятно, что избиратель Кличко - недовольный действующей политикой власти. Понятно, что это в основном представитель малого и среднего бизнеса. Понятно, что тоже весьма важно, не националист, и даже не национал-демократ. Охват аудитории – самый широкий. И это не только большой плюс, но и очевидный минус: неопределившийся избиратель имеет свойство менять свои предпочтения чуть ли не перед урной для голосования, потому всё зависит от стратегии, которую предпочтёт Кличко на данный предвыборный цикл.
Думается, для самого Кличко гораздо выгодней отмежеваться от традиционной оппозиции и предстать эдакой третьей силой, в роли которой уже сегодня не воспринимается Арсений Яценюк. Достаточно вспомнить Сергея Тигипко времён президентской кампании 2010-ого, чтобы понять, насколько мощным выглядит потенциал, так сказать, нейтральных лиц при правильной подаче их политического имиджа. Впрочем, непопадание в парламент на пропорциональной основе, в отличие от «Свободы», трагедии «Украинскому альянсу за демократические реформы» не сулит: Кличко всё же – лицо новое, и у него ещё есть время разогнаться.
Коммунистическая партия
У КПУ важная задача – сдерживать протестный левый электорат, не дать ему оформиться в мощную социал-демократическую, еврокоммунистическую или даже необольшевистскую политсилу. Симоненко сотоварищи, попеременно жонглирующие всеми тремя мотивами, с успехом справляются с возложенной на них миссией.
Но в случае непопадания в парламент монополия Симоненко на коммунизм может рухнуть - тогда зародятся новые левые движения, потенциал которых в стране с традиционно сильным (но пока что неконсолидированным) левым электоратом приведёт к большим потрясениям. Они, в первую очередь, отобразятся на партии власти: взамен ручного Симоненко она рискует получить настроенную не менее радикально, чем националисты и национал-демократы, левую оппозицию.
Власть в этом, разумеется, не заинтересована, как не заинтересована и в том, чтобы парламентская коалиция насчитывала всего лишь одну партию. Так что в получении полагающихся 5 процентов коммунистам будет способствовать сама власть, в обмен, например, на невыдвижение влиятельных лидеров КПУ в симпатизирующих левым регионах.
***
А вот другим партиям, кроме вышеперечисленных, надеяться на попадание в новый парламент списком не приходится, а значит – придется концентрироваться на мажоритарных округах и делать ставку на популярность своих лидеров. Потому что даже одно кресло в Раде даёт партии право на жизнь, в то время как полное отсутствие в нём при такой либеральной системе означает неминуемое политическое забвение.
Это прежде всего касается Социалистической партии Мороза, всерьёз рассчитывающей на пристойный результат, объединённого либерального проекта Гриценко-Катеринчука, мелких национал-демократических партий, вроде «Руха», «Нашей Украины», Украинской народной партии, «За Украину!», которые наверняка соберут свои крупицы в регионах. Тем не менее, серьёзно повлиять на будущий расклад в законодательном органе страны партии-мажоритарщики всё равно окажутся не в силах.
Артем Бузила – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.