Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

12.12.2011 | Сергей Маркедонов

Югоосетинский компромисс

В конце прошлой недели появилась надежда на выход из политического тупика в Южной Осетии. 9 декабря 2011 года оппоненты при российском посредничестве достигли компромисса и подписали «Соглашение о совместных действиях по урегулированию политического кризиса в Республике Южная Осетия, возникшего по итогам выборов Президента Республики Южная Осетия в ноябре 2011 года». Эдуард Кокойты и его команда отказались от «закручивания гаек», а оппозиционеры во главе с Аллой Джиоевой от продолжения массовых акций протеста и проведения инаугурации 10 декабря. Впрочем, как обычно в таких ситуациях, возникли нюансы, которые также необходимо принять во внимание.

Но сначала рассмотрим основные положения югоосетинского Соглашения. Начнем с власти, которая имея в руках более мощные ресурсы, несет, по определению и большую ответственность за вхождение в кризис. Интересная деталь. Текст Соглашения о компромиссе имеет другую логику. Он начинается с обязательств оппозиции. Что же, с точки зрения Москвы, которая осуществляла медиацию на переговорах, противники власти, как нарушители спокойствия и пресловутой «стабильности» в большей мере ответственны за сложившуюся ситуацию. Вернемся, однако же, к обязательствам Кокойты. Президент Южной Осетии взял на себя обязанность уйти в отставку через день после того, как Алла Джиоева обратится публично к своим сторонникам с призывом прекратить массовые акции. Помимо него в «пакете» отставок фигурируют еще несколько человек. Это генеральный прокурор республики Таймураз Хугаев (в начале сентября 2011 года его имя называлось Кокойты в качестве одного из возможных преемников, а до старта предвыборной гонки он рассматривался большинством экспертов, как самый вероятный кандидат от республиканской «партии власти»), его заместитель Эльдар Кокоев, а также председатель Верховного суда Ацамаз Биченов. Последний персонаж в ходе ноябрьских событий превратился в символ, поскольку высшая судебная инстанция Южной Осетии приняла решение о признании недействительными итогов голосования во втором туре выборов. Именно с этого решения и начался нынешний политический кризис (хотя его причины, конечно же, коренятся в более ранних событиях). Понятное дело, что такое решение председатель Верховного суда принял не спонтанно, а после сложных неформальных согласований. Но после принятия такого решения, он превратился в политический символ реакции властей на победу оппозиционного кандидата. Как следствие, его уход в рамках достигнутого компромисса. Помимо кадровых изменений, Кокойты гарантировал сторонникам Аллы Джиоевой, которые принимали участие в акциях протеста безопасность и «неприкосновенность в связи с их политическими взглядами».

Теперь несколько слов о нюансах. Эдуард Кокойты действительно сложил с себя полномочия. Но при этом он повел себя, как искушенный юрист, реализовав принцип «что не прописано, то не запрещено». Незадолго до своей отставки он инициировал формирование Конституционного суда (такой инстанции в республике до 2011 года не было, функции хранителя конституционных основ исполнял Верховный Совет, другой вопрос, как он их реализовывал), куда в качестве судьи ввел вышеупомянутого Эльдара Кокоева. Это действие вызвало негативную реакцию в стане Аллы Джиоевой. Там действия Кокойты расценили, как нарушение Соглашения. 10 декабря из Цхинвали начала поступать информация о возможной смерти политического компромисса через день после его рождения. Однако, уже 11 декабря Джиоева заявила: «Мы тщательно взвесили все обстоятельства и пришли к выводам, что все пункты нашего соглашения выполнены, если завтра на заседании парламента будет принята отставка председателя Верховного суда и генерального прокурора республики». По ее же словам, она намерена в ближайшее время добиваться пересмотра последних кадровых назначений Эдуарда Кокойты. Соглашения, подписанные 9 декабря, предполагают временную передачу президентских полномочий премьер-министру республики Валерию Бровцеву, у которого с Кокойты были также очень непростые отношения. Вспомним хотя бы прошлогоднюю историю с вотумом недоверия правительству и публичной полемикой премьера и команды президента. При этом Джиоева сделала заявление о том, что в ее команде есть расхождения, поскольку часть ее сторонников хотела бы «идти до конца». Следовательно, полностью исключить новых сюрпризов в югоосетинской истории мы не можем и после достижения компромисса.

Теперь проанализируем те пункты Соглашения, которые касаются обязательств оппозиции. Пожалуй, самым главным мы можем считать не отказ от проведения митингов протеста и массовых акций. Алла Джиоева признала решение парламента Южной Осетии (принятое в развитие решения Верховного суда от 29 ноября 2011 года) о проведении новых выборов 25 марта 2012 года. Таким образом, центральный тезис сторонников Джиоевой о признании своей победы в ходе второго тура 27 ноября отставлен ради сохранения гражданского мира в республике. Это решение сегодня может рассматриваться двояко. С одной стороны в нем можно увидеть отказ оппозиции от борьбы и временный успех власти. Но с другой стороны, ноябрьские и особенно декабрьские события, говоря словами Владимира Ильича Ленина, «закалили и укрепили» оппозиционеров. Алла Джиоева показала себя политиком, способным отвечать на вызов. И в то же время договариваться, то есть вести себя ответственно, не принося общие интересы республики в жертву своим амбициям и эгоизму. Все это цениться в Южной Осетии, которая лишь недавно вышла из состояния «размороженного конфликта» с Грузией. До марта остается не так уж много. И оппозиция подходит к новым выборам, как сила, сумевшая не дать Эдуарду Кокойты сохранить свое присутствие на политическом Олимпе. У Джиоевой по итогам Соглашения появляется и еще одно важное преимущество, которое было отнято у нее 29 ноября. Речь идет об участии в повторной избирательной кампании. Пункт 1.4. Соглашений говорит следующее о представителях оппозиции: «Имеют право в соответствии с действующим законодательством участвовать в повторных выборах Президента РЮО 25 марта 2012 г.». Таким образом, у Аллы Джиоевой есть реальный шанс повторить свой успех от 13 и 27 ноября нынешнего года. Впрочем, постсоветская оппозиция знает немало примеров упущенных возможностей при, казалось бы, гарантированных возможностях. В любом случае по итогам югоосетинского компромисса главной задачей для оппозиции является недопущение, во-первых, эйфории от своей «победы». Победу без кавычек еще надо заслужить. Во-вторых, нельзя забывать об амбициях, которые не являются лучшим способом для концентрации ресурсов в канун решающей кампании. Как бы то ни было, а пока оппозиция закрывает массовые акции, получая хороший шанс на электоральный успех в марте 2011 года. Центральная избирательная комиссия, которая в ходе ноябрьской кампании зарекомендовала себя, не как «счетная машина» в одну сторону, будет сохранен в своем прежнем составе до 25 марта 2012 года. Югоосетинский компромисс открывает возможность для кадровых назначений представителей оппозиции в правительственные структуры. Следовательно, к марту будущего года это будет уже не оппозиция в полном смысле этого слова.

Особая роль в подготовке компромиссных Соглашений принадлежала России. Согласно данному документу, российская сторона является гарантом их выполнения. Участие Москвы в переговорах по выходу из кризиса (которые прерывались и возобновлялись, шли в очень тяжелых условиях) в какой-то мере смогло спасти репутацию патрона Южной Осетии. И то, что Россия не стала «давить» и, в конце концов, смогла отойти от односторонней поддержки команды действующего президента, говорит о серьезных подвижках в понимании ситуации. Но кто, как не Москва сама себя загнала в подобного рода «чрезвычайщину», отказавшись от нормальной медиации на предыдущих этапах кампании. Насколько обоснованной была поддержка «правильного кандидата» 21 ноября 2011 года? Наверное, можно было бы не доводить ситуацию и до решения Верховного суда с перспективой повторных выборов. Хочется верить, что в случае с Южной Осетией Москва учтет новые уроки (хотя случай с Абхазией в 2004-2005 гг. должен был бы послужить предостережением от упрощенных подходов). Более того, ситуация в Южной Осетии могла бы стать примером и для большой России. Выборы в Госдуму помимо электоральной арифметики зафиксировали важную тенденцию - запрос на обновление власти. И такой запрос невозможен без акций протеста, митингов, жарких дискуссий. Все это - норма политического процесса. Главное, чтобы эта норма была реализована в законных рамках, а не в формате «к топору зовите Русь!». И для подготовки таких форматов тот позитив, который достигнут в Южной Осетии, может быть использован. И властью, и оппозицией. Власти следует понимать, что административный ресурс небезграничен. Даже самая эффективная технология по продвижению «своих» может быть бита массовым общественным действием. В то же самое время, само такое действие должно быть направлено не на критический слом, а на повышение качества власти и управления.

Югоосетинский компромисс, конечно же, не станет «концом истории». Он просто закрывает одну страницу, и открывает новые страницы, содержание которых еще никому не известно. Эдуард Кокойты уходит с поста президента. Но с поста председателя партии «Единство» он не освобожден (не исключено, впрочем, что этот шаг последует). В любом случае Кокойты в Южной Осетии - это не физическое лицо с определенной фамилией, именем и отчеством. Это - группа интересов, которые и «временная власть», и будущий победитель мартовских выборов не сможет игнорировать. Трансформация властных конфигураций будет способствовать и изменениям административно-бюрократического рынка. В каких форматах и формах это будет происходить, ответа пока никто не даст. Да и само выполнение Соглашений потребует воли от всех участников компромисса, ведь сам по себе документ без этого не заработает. В любом случае, население Южной Осетии под занавес уходящего года сделало серьезную заявку, свидетельствующую о политическом «взрослении». Психология «осажденной крепости» уступает место другим взглядам на жизнь, при которых национальное самоопределение не может рассматриваться, как бизнес-проект, а мнение население – это не пустой звук. При этом выборная история в Южной Осетии четко показала, что никакие симпатии, добытые ранее, не сохраняются автоматически на века. Они требуют все нового подтверждения. Десять лет назад Эдуард Кокойты многим в республике виделся, как свет в конце тоннеля. Он сменял власть, от которой большинство устало и в которой оно разочаровалось. Сегодня население республики устало уже от Кокойты. Оно надеется на перемены с другими лицами, что, не дает им карт-бланш на упоение успехами. Впрочем, эти успехи еще надо получить, доказав свою эффективность и привлекательность.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net