Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.12.2011 | Алексей Макаркин

Европеец

Вацлав Гавел был европейцем — даже тогда, когда его страна находилась за «железным занавесом». Многие политики бывшей Чехословакии проделали трудный и противоречивый путь от искреннего следования коммунистической ортодоксии до приверженности демократическим ценностям. Ключевыми фигурами «Пражской весны» были именно такие люди — Дубчек, Черник, Смрковский, Кригель, Млынарж.

Для Гавела «европейство» и неприятие советского строя, как его оборотная сторона, было наследственным и органичным. Его семья была «вписана» в европейскую элиту, и он воспитывался именно в этом духе — несмотря на то, что в ЧССР принадлежность к прежнему истеблишменту влекла за собой большие и мелкие неприятности: невозможность учиться в гимназию, получить престижное гуманитарное образование. В условиях несвободы он вырос свободным человеком, независимым от политической системы, существовавшей в его стране. Впрочем, в Восточной Европе это относилось не только к выходцам из старой элиты — например, Адам Михник вырос в семье с левыми традициями.

Вацлав Гавел был человеком поколения Леха Валенсы и Йожефа Анталла, лидеров польской и венгерской «бархатных революций». Но ему было труднее, чем им. В Польше существовали влиятельная Католическая церковь и мощное рабочее движение (его символом и стал Валенса), с которым власти были вынуждены считаться даже в период военного положения и разгрома организационной структуры «Солидарности». В Венгрии после свирепости первых лет кадаровского правления (когда казнили Надя и его соратников) наступил либеральный «гуляш-социализм», при котором диссиденты могли работать в научных институтах и музеях, занимаясь интеллигентным трудом.

В Чехословакии после разгрома «Пражской весны» власть сделала ставку на выжигание инакомыслия, на то, чтобы морально раздавить не согласных с режимом. Участников «весны», не покаявшихся в своих грехах, лишали возможности работы по специальности даже на самых мелких постах. Им оставались только вакансии дворников и чернорабочих, вне зависимости от полученного образования и владения языками. Гавел был одним из немногих, кому повезло больше — он был известным драматургом, чьи пьесы были востребованы за пределами страны и приносили ему гонорары. Тогда власти начали «подкапываться» с другой стороны, обвинив его в тунеядстве — и Гавелу пришлось устраиваться подсобным рабочим на пивоваренный завод, чтобы не повторить судьбу Бродского, но в рамках еще более жесткой системы.

Борьба в таких условиях казалась безнадежной, тем более что общество было настроено конформистски. Экономика росла, на советском рынке чешские товары ценились. В этих условиях участвовать в диссидентском движении было вдвойне сложнее — и Гавел на это решился. Он стал одним из лидеров немногочисленного сообщества чешских правозащитников и закономерно возглавил страну после «бархатной революции», уничтожившей тоталитарный режим.

Лидеры революции не могут вызывать единодушного одобрения. Во-первых, они изначально представляют только одну его часть — другая, обиженная, вначале молчаливо, а затем агрессивно их отвергает. Во-вторых, так как многие сторонники связывают с ними завышенные ожидания — стоит избрать хорошего честного лидера, как потекут молочные реки, а берега станут кисельными. Когда выясняется, что их избранники не способны сотворить чудо, наступает разочарование. В-третьих, недавние соратники становятся политическими конкурентами — и это также нарушает первоначальную идиллию. Все это было свойственно и Чехии при Гавеле и его соратнике-противнике-преемнике Вацлаве Клаусе.

Но Гавел на посту президента смог добиться результатов, вписавших его имя в историю страны. При нем Чехия и Словакия смогли цивилизованно развестись — в отличие от республик экс-Югославии, распад которой сопровождался кровопролитной войной. Сейчас обе страны — члены объединенной Европы, поддерживающие друг с другом нормальные дружественные отношения. Велика роль в этом последнего чехословацкого президента, которому не были свойственны «мини-имперские» комплексы. Быстрая европейская интеграция Чехии также может быть записана в актив Гавелу. В настоящее время страна является членом ЕС и НАТО, а неприсоединение к зоне евро в нынешней ситуации может считаться скорее плюсом, чем минусом. В стране была проведена люстрация, компартию признали преступной организацией, но ее наследница (не отказавшаяся от идеологической идентичности) продолжает существовать и представлена миноритарной фракцией в парламенте. Таким образом, чешское общество при Гавеле выступило за санкции в отношении конкретных лиц и моральное осуждение «огосударствленной» партии — но не за запрет коммунистической идеи.

Гавел вовремя стал президентом — в обыденной политической ситуации такие лидеры редко востребованы — и столь же своевременно ушел из государственной жизни. Оставив Пражский Град, он не стал формировать собственную партию и превращаться в одного из многих политических деятелей, судьба которых зависит от электоральных превратностей. Он стал одним из моральных лидеров Европы — это было возможно не только благодаря его диссидентскому прошлому, но и благодаря опыту президентства, во время которого он последовательно придерживался демократических ценностей. Слово Гавела означало больше, чем точка зрения многих действующих политиков — например, его позиция стала решающей в деле о неприсуждении Путину немецкой премии «Квадрига».

Как Гавел относился к России? Он был решительным противником Российского государства как империи, навязывающей свою волю другим странам. Поэтому российские имперцы, ностальгирующие по советским временам, считают его русофобом и не могут простить ему участия в развале Варшавского договора. Но русофобия — это неприязнь не к геополитическим планам, амбициям и иллюзиям, а к русскому народу, — а этим Гавел никогда не страдал. Несколько дней назад он сказал в интервью «Новой газете», что «самой большой угрозой для России было бы равнодушие и апатия людей. Напротив. Они должны неустанно добиваться признания и соблюдения своих прав и свобод». Если русофобия — желать россиянам стать гражданами, а не поданными, то что же такое русофилия?

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Материал опубликован на сайте «Ежедневного журнала» 19 декабря 2011 г.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net