Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.01.2012 | Валерий Выжутович
Расходный ордер
В Госдуму внесен законопроект о декларировании расходов госслужащих и членов их семей. Автор - депутат от «Единой России» Андрей Скоч, сообщивший, что свой документ представил еще 27 декабря, спустя пять дней после оглашения последнего президентского послания Федеральному собранию. Напомним, Дмитрий Медведев, обращаясь к законодателям, сказал, что считает «правильным ввести контроль за расходами лиц, занимающих государственные должности РФ и некоторые должности федеральной государственной службы». При этом президент имел в виду «декларирование крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг».
Инициатива депутата простирается шире. По его мнению, представлять декларацию о расходах должен каждый госслужащий и каждый чиновник, независимо от их ранга. И декларировать они обязаны не только свои расходы, но и расходы супруги, а также несовершеннолетних детей. Главная же новация состоит в том, что столоначальник представляет сведения не обо всех расходах, а только о тех, что превышают его годовой доход. И если в ходе проверки обнаружится дисбаланс между приходным и расходным «ордерами», обманщик подлежит немедленному увольнению с госслужбы.
К законопроекту у экспертов немало вопросов. Например: обязав чиновника указывать превышение расходов над доходами, не заставят ли его тем самым доносить на самого себя? Или: если сведения о расходах будут подаваться представителю нанимателя, то не возникнет ли круговая порука? Словом, способен ли контроль над расходами госчиновников стать действенным антикоррупционным механизмом?
Мне кажется, способен. При одном обязательном условии - если декларации о потраченном будут проверяться. Боясь показаться наивным, добавлю: для приведения чиновников в чувство вполне хватило бы и деклараций о доходах. При том же условии - если бы они проверялись.
Предположим, с какого-то момента госслужащих обяжут подавать две декларации - о доходах и о расходах. Насколько достоверны они окажутся? Не будет ли в них искажений и умолчаний? И не повторится ли история, происшедшая с генералом Виктором Гайдуковым, которого президент уволил «за предоставление ложных сведений об имуществе и доходах» и который затем обвинялся в крупном хищении? Ясно, что декларации должны быть проверены. Так уже случалось, но не стало обязательной процедурой. Отчеты о чиновничьих доходах и имуществе по поручению Дмитрия Медведева проверяли генпрокуратура и ФНС - и находили в поданных декларациях десятки тысяч несоответствий.
Расхождения реальных доходов с задекларированными время от времени обнаруживаются. Но эти расхождения носят обычно формальный характер и редко кого изобличают в незаконном обогащении. Смущает и то, что госчиновникам, за исключением членов правительства, предписано отчитываться не перед ФНС, а перед управлениями кадров по месту работы. Там декларации проверяет представитель нанимателя, и в случае чего он «имеет право» наложить на чиновника дисциплинарное взыскание, даже уволить его. Но если только «имеет право», а не «обязан», значит можно «договориться», значит опять коррупционный соблазн.
По данным Левада-Центра, 70 процентов россиян не доверяют сведениям о доходах и имуществе, публикуемых госслужащими. Почти 80 процентов опрошенных убеждены, что чиновники декларируют далеко не все; что обнародованные цифры, и без того потрясающие воображение обывателя, отражают лишь мизерную долю реального богатства.
Отдельный сюжет - подарки чиновникам. Материальные знаки внимания государственным служащим долго не удавалось регламентировать. И вот введены законодательные ограничения: все «протокольные» подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, признаны недопустимыми. На умеренность принимающей подношения стороны, выходит, никто не надеется. Нет упований и на умение должностного лица самостоятельно определять, связан ли подарок с его служебной деятельностью. Оно и понятно. Живем-то не во Франции, где всякое подношение стоимостью свыше 35 евро считается взяткой. Живем и не в Америке, где подарок на сумму более 305 долларов подлежит сдаче в госказну.
Ну ладно, предельная цена на подарок чиновнику установлена. Но едва ли эта мера окажется эффективной. Ведь подарок (а по сути взятка) не всегда имеет вещественное воплощение. В ходу все чаще такие знаки вознаграждения, как, например, устройство родственников влиятельного чиновника на доходные посты в сфере бизнеса. Подобные подарки, понятное дело, не требуют декларирования.
Контроль над расходами необходим. Как это заведено, например, в США, Финляндии и даже в Мексике. Не проработав в бизнесе ни дня, многие государственные и муниципальные чиновники, депутаты тратят сотни тысяч долларов в месяц, демонстрируя недоступные российскому большинству стандарты потребления. Несоответствие официальных доходов госслужащего тому образу жизни, который он ведет, давно никого не удивляет. И большинство граждан, как показывают опросы, уже не проявляют интереса к материальному положению больших начальников. Хотя сама потребность общества в такой информации этим не отменяется. Недаром 57 процентов респондентов, даже не очень доверяя опубликованным данным, на вопрос, надо ли дальше их публиковать, твердо ответили: надо! Но это имеет смысл лишь тогда, когда контролируются и расходы, а обнаруженные несоответствия тоже становятся достоянием гласности и как минимум требуют объяснений.
Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.