Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.01.2012 | Светлана Самойлова
Понять Навального
В начале января в блоге известного писателя Бориса Акунина, поддержавшего протестное движение после выборов в Госдуму, было размещено три части интервью с самым популярным новым лидером оппозиции Алексеем Навальным. Несмотря на известность, Навальный воспринимается как одна из самых непонятных с точки зрения политических взглядов фигур среди оппозиционеров.
Акунин, который имеет самый высокий рейтинг доверия среди участников митинга 24 декабря, назвал Навального «единственным актуальным политиком сегодняшней России». Главной темой первого интервью стали отношения Навального и националистов, его взгляды на национальную политику. В свое время Навальный покинул партию «Яблоко» именно из-за разногласий по национальному вопросу. В прошлом году бурю возмущения в среде либералов вызвал факт участия Навального в «Русском марше» 4 ноября. Поэтому первое, о чем беспокоился Акунин, не является ли Навальный радикальным националистом.
Навальный ответил на это «обвинение» весьма эмоционально и противоречиво. Отрицая свою приверженность национализму как идеологии превосходства одной нации над другой, он в то время полностью поддержал «каждое слово» в манифесте «Народ», пописанном им несколько лет назад. Там речь шла преимущественно о «русском народе» и «русской нации», которые должны мобилизоваться против внешних и внутренних угроз. В то же время под «русскими» в документе понимаются и представители других национальностей, но идентифицирующих себя с русской культурой и самосознанием. В документе также говорится, что «единство страны, ее мощь и процветание будут укрепляться лишь в том случае, если мы сможем обеспечить равенство перед Законом всех граждан, независимо от их этнического происхождения, социального положения и территории проживания».
Говоря об имперских амбициях и отношении к развалу СССР, Навальный заявил, что «СССР развалили не злодеи из беловежской пущи, а КПСС, Госплан и жуликоватая советская номенклатура». Он высказался за сохранение и приумножение доминирование России в постсоветском пространстве, но не в военном аспекте, а за счет развития экономической мощи России. «Мы видим, что наши бывшие соседи по СССР переориентируются на Китай, это происходит по экономическим причинам. Мы не должны специально планировать каких-то экспансий – задача самим стать сильными и богатыми, тогда и соседи будут в зоне нашего влияния, переехать они не могут», - заявил он. Он также дал понять, что Россия имеет возможности сохранять культурное влияние в странах бывшего СССР через носителей русского языка – эта позиция мало чем отличается от позиции нынешнего Кремля и официального МИДа.
Что же касается роли Сталина в истории, то тут позиция Навального отлична как от позиции нынешних властей (которая, в свою очередь, тоже неконсенсусна), так и от позиции большинства либеральных оппозиционеров. Он согласился с мифологизацией деятельности Сталина как «эффективного менеджера» и приравнял его роль к роли Гитлера. Однако высказался против антисталинской кампании, считая, что это удел историков, а не политиков. Акунин не согласился с такой позицией, полагая, что эта тема остается актуальной и для нашего времени. Церкви Навальный отводит роль арбитра, дистанцированного от власти, но имеющего достаточный авторитет, чтобы заставлять власть прислушиваться к ней. Он также признал, что доминирование РПЦ в России неизбежно, и с этой точки зрения говорить о равных условиях для всех церквей не приходится. При этом он мягко дистанцировался от нынешнего церковного руководства.
Вторая часть интервью Навального касалась оценки текущего положения дел и прогноза развития отношений между властью и оппозицией. Навальный оказался гораздо менее оптимистичным, чем Акунин, который предрек проигрыш Путина во втором туре президентских выборов. По мнению Навального, работа оппозиционеров вскоре превратится в рутину, а лидерам придется столкнуться с проблемами преодоления межличностных и политических разногласий. Он также выразил сомнение в том, что власть реально готова к знаковым уступкам, будь то отставка Владимира Чурова или освобождение Михаила Ходорковского. Главной задачей он назвал постепенное снижение рейтинга Путина до 30% по стране и 15% в крупных городах через распространение «правды» о Путине и его друзьях на митингах. К выборам президента мобилизуется движением «прокатим Путина», целью которого является неуверенная победа во втором туре.
Наконец, третья часть интервью была посвящена конкурентным программным идеям построения «новой России». По словам Навального, главным лозунгом всех реформ должно стать «Не врать и не воровать». «Демонтаж существующей коррупционной, авторитарной, бессмысленной и неэффективной модели - дело не одного дня или года», - отметил он. Среди главных пунктов «большого ремонта» Навальный назвал «создание судебной системы»: «независимость судей, их избираемость (даже мировых и районных), полноценный суд присяжных и Конституционный суд, скажем прямо, всё это реальные враги нынешней власти». Второй пункт – реформа власти, где важно выделить два аспекта – это конституционная реформа, по которой будут ограничены условия появления авторитарной власти, и федеративная реформа, при которой основная власть будет перераспределяться не в пользу регионального, а в пользу местного уровня управления. Эта идея популярна как среди либералов, так – в последнее время – и националистов, которые рассчитывают, что «мнение народное» позволит им ограничивать права неугодных меньшинств (мигрантов, «кавказцев»). Третье – радикальная реформа правоохранительной системы. Среди остальных мер – антикоррупционная кампания, дебюрократизация и дерегулирование, оптимизация управления госсобственностью, наведение порядка с незаконной миграцией.
Навальный пытается соединить идею национального государства и европейскую перспективу, чтобы не испортить отношения ни с националистами, ни с либералами, сохранив возможность апеллировать как к тем, так и к другим. Позиция Навального была подвергнута критике либеральным экспертом Евгением Гонтмахером, который считает, что Россия не подпадает под критерии европейского национального государства, так как «татары и башкиры, чуваши и мордва, чеченцы и ингуши, якуты и чукчи живут на земле, на которой еще не так давно русских не было. Именно поэтому Конституцией 1993 года совершенно справедливо была выбрана форма Федерации». Кроме того, по словам Гонтмахера, «кроме богатейшей русской культуры, у нас есть уникальные культуры татар и башкир, чеченцев и ингушей, чувашей и мордвы, якутов и чукчей и т.д. С ценностями ситуация аналогичная, хотя бы из-за многоконфессиональности страны».
Навальный стремится не потерять потенциальную поддержку ни одного из сегментов нынешней оппозиции. Однако его неоднозначная позиция по отношению к национализму будет оставаться главным препятствием для консолидации других оппозиционных лидеров вокруг его фигуры и главным поводом для дискредитационной кампании со стороны прокремлевских СМИ. Тем не менее, Навальный оказался уникальным в своем роде политиком, нашедшим свою собственную нишу и имеющим заметный потенциал для будущей политической карьеры.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.