Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.01.2012 | Валерий Выжутович
Со всей прямотой
Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о возвращении прямых выборов губернаторов. Претендовать на посты руководителей регионов смогут не только представители политических партий, но и самовыдвиженцы. Особо отмечается, что выдвижение кандидатов партиями «может осуществляться после консультаций с президентом». Подчеркнуто, что эти консультации носят добровольный характер.
Вот на этом пункте законопроекта - касательно консультаций с президентом, - стоит, мне кажется, задержать внимание. Хорошо представляю себе спор, который ведут сейчас в кулуарах Госдумы депутаты от партии власти и депутаты от оппозиции. Первые утверждают, что консультации с президентом абсолютно необходимы. Вторые ставят это под сомнение. Вот если бы президент был обязан одобрить предложенную кандидатуру - тогда другое дело. Но в данном-то случае речь о другом. О том, что партия имеет право предложить кандидатуру, а президент в ходе предполагаемых консультаций волен эту кандидатуру отклонить. Зачем же тогда предлагать? Зачем делать вид, будто у партий есть право реально влиять на избрание глав регионов? Это имитация демократической процедуры, и только. Нет, возражают другие участники спора, никакой имитацией тут и не пахнет. В чем имитация? В том, что партийцы советуются с президентом? Но это нормально. Президент ведь никому никого не навязывает. Он только помогает скоординировать процесс выдвижения, предостерегает от возможной кадровой ошибке, а в случае одобрения им какой-то кандидатуры разделяет с партией ответственность за ее выдвиженца. Сама процедура - публичная, открытая. Вместо кулуарных переговоров и подковерных интриг.
Но зачем вообще, вопрошает депутатское меньшинство, этот «президентский фильтр»? Почему при выдвижении партийного кандидата предусмотрены консультации с главой государства? Потому что, отвечают представители партии власти, наш народ пока не имеет должной политической культуры. Но политическая культура не возникает в безвоздушном пространстве. Если у вас нет процедур, в результате которых формируется политическая культура, она никогда и не возникнет. Процедура свободного выбора как раз и формирует политическую культуру.
Это вечный спор. Одни говорят: сначала создадим устойчивую демократию, а затем с ее помощью реформируем политическую систему. Другие - нет, только реформировав политическую систему, мы сможем создать устойчивую демократию.
Но вернемся к праву партий выдвигать кандидатов на губернаторский пост. Случай с Никитой Белых, разорвавшим политические связи с либералами ради губернаторского кресла, подтвердил сегодняшнюю несовместимость партийной карьеры с государственной (если речь не идет о «Единой России»). Хотя Белых и заявил: «Я не отказываюсь от своих убеждений и хочу заметить, что они во многом соответствуют тому, что декларирует руководство страны», - проблема все же есть. И проблема, заметим, не новая. Просто в нынешние времена о ней забыли, и не было повода вспомнить. А вот в начале 90-х целый ряд регионов пребывал, например, под правлением губернаторов-коммунистов. В политической географии страны тому даже было название - «красный пояс». Он обхватывал центральные области России, главы которых выступали единой командой и - о сказочная эпоха! - свое несогласие с курсом Кремля выражали открыто, не стесняясь участия в краснознаменных митингах под портретами Ленина, Сталина и Зюганова. Сколько крови они попортили Ельцину! Особенно - брянский губернатор Юрий Лодкин. В апреле 1993 года сокрушительной критикой режима он впервые добился избрания на пост главы администрации. А уже в конце сентября, поспешив в Белый дом на подмогу Руцкому и Хасбулатову, навлек на себя президентский гнев, был с треском снят с поста, едва не угодил в «Лефортово». И тут же сделался народным героем. «Красная» Брянщина едва ли не на руках внесла его в Совет федерации, а в декабре 1995-го КПРФ подарила ему думский мандат.
Но бывало и по-другому: заняв государственный пост, член политической организации, а то даже и ее лидер начинал вести себя как Иван, не помнящий партийного родства. Тогда товарищи ему напоминали, откуда он, собственно, родом и кого представляет во власти. Например, в самом начале путинской эпохи тогдашний полпред президента в Приволжском округе Сергей Кириенко схлопотал публичный выговор по партийной линии. Вообще-то он, вступив в государственную должность, приостановил свое членство в «Союзе правых сил», но, по мнению соратников, так увлекся строительством властной вертикали, что и вовсе начал отходить от идеалов либерализма. Созвав пресс-конференцию, депутаты Госдумы от СПС заявили: деятельность приволжского полпреда расходится с генеральной линией партии. От проработки, прилюдно устроенной, Кириенко, конечно же, радикально не поправел. И смешно было на это надеяться. Проработчики должны были понимать: разморозить свои партийные активы, где у него за время нового пребывания на госслужбе не набежало ни процента и даже образовался отрицательный баланс, Кириенко посмеет не раньше, чем расстанется с должностью.
Вот и главам регионов, когда их снова станут избирать от партий, придется периодически испытывать на себе укоряющий взгляд соратников. Но, что делать, губернаторский век продлевается не решениями партийных съездов и пленумов, а продуктивной работой. Четким, отлаженным взаимодействием с федеральным правительством. Трансфертами, кредитами, субвенциями, поступающими из центра. Реальная власть живо приводит в чувство любого, даже самого ярого оппозиционера.
Прямые выборы губернаторов должны вернуться в политическую практику. Чтобы принадлежность к правящей партии не служила основным пропуском во власть, а членство в иной политической организации не было главным тому препятствием. Чтобы будущим кандидатам на государственные посты не пришлось выбирать между партией и властью.
Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.