Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.02.2012 | Сергей Слободчук
Не оппозиция, а «коллективный Паниковский»
Украинская оппозиция может похвастаться достижением. Подписав 22 января, во время митинга в столице, Соглашение о согласованных действиях, 11 оппозиционных проектов и Виталий Кличко от «УДАРА» осилили создать информповод, обеспечивший прайм-тайм телеканалов и полосы газет. Но не прошло и двух недель, как ситуация забуксовала. Что и неудивительно, ведь за последнее время оппозиция превратилась в «коллективного Паниковского». Да, «нарушитель конвенции» все еще твердит «Пилите, Шура, пилите», не желая замечать, что Шуры давно рядом нет. Есть ли вообще перспективы у украинской оппозиции?
Сегодня перспективы оппозиции в Украине зависят от взятия главного барьера. А главная задача - это выход за границы негативной тенденции. Социсследования безжалостно фиксируют, что поддержка политических партий и политиков стабильно падает - разве что БЮТ в этом падении начал опережать Партию регионов. Поэтому заявление об объединении - хороший PR-ход, но погоды не делает. Если преодолеть «черную полосу» не удастся, какая разница - тонуть всем вместе, как «объединенная оппозиция», или в виде отдельных «героев вчерашних дней»?
У оппозиционных политических проектов есть два варианта выбора, два магистральных направления. Можно сказать, даже два стиля жизни. Вариант первый Украина уже неоднократно проходила. Его можно условно назвать «оставить все, как есть». До самых выборов обвинять власть во всех смертных грехах и создавать образ «антинародного режима», чтобы затем максимально пафосно и демонстративно против него бороться, выходить на митинги и агитировать «против партии жуликов и воров». Перед выборами продать места в списках и выдвижение на округах бизнесменам, часть бюджетов разворовать, плохие результаты списать на «преступную власть». Да, и еще через слово повторять «Пилите, Шура, пилите. Они золотые». В смысле, обещать избирателю объединение и рассказывать об «антинародном режиме» и «объединенной оппозиции». Конечно, сработает. На месяц-два, не более того. И то, в идеале. А главное, «повторение пройденного» задачу выхода за границы негативной тенденции не решает. И сбросить балласт, который тянет на дно оппозиционные партии и политиков, никак не помогает.
Вариант №2 требует не виртуальной борьбы с виртуальным «антинародным режимом», а превращения своих партий в механизм, который помогает миллионному украинскому избирателю реализовать свои жизненные интересы. Есть группа активистов, которые успешно борется против завышенных коммунальных тарифов в Кировограде? Есть общественные лидеры, добившиеся аннулирования решения горсовета о вырубке сквера в Киеве или незаконном землеотводе в Луцке? Контакт, переговоры, «чем можем быть друг другу полезны».
Что означает аккумулировать в свои ряды лица, представляющие инициативы, что работают «на земле». Общественным лидерам придется выделить 20-30 мест в проходной части предвыборного списка плюс поддержать на мажоритарных округах. Требования общественных инициатив, будь то в Киеве, Донецке и Львове, Горловке, Жмеринке, Раве-Русской и Немирове включить в свои предвыборные программы. Но взамен БЮТ Александра Турчинова, «УДАР» Виталия Кличко, «Фронт перемен» Арсения Яценюка и другие получат не бабушек и студентов с плакатами, по 100 гривен «за штучку», а костяк идейно мотивированных активистов на местах. Активистов, которые разработали механизм давления на власть и защиты своих прав. Которые знают, что работают на свой собственный интерес. Те из оппозиционеров, которые пойдут этим трудоемким путем, получат в результате новые лица, обогатятся новыми идеями, очистят свою кредитную историю etc.
Если любая из заявивших оппозиционность политических сил хотя бы попытается пойти таким путем - свой плацдарм для парламента она создаст себе сама. И шансы пройти в Верховную Раду возрастут на порядок (для сравнения - сейчас у самой «популярной» политической силы - «Батькивщины» Юлии Тимошенко - феерические 15, 8% поддержки, по результатам Центра имени Разумкова в декабре 2011 г.). Впрочем, как уже говорилось выше, дальше шапкозакидательских криков об «объединении» и проклятий «антинародному режиму» дело не пошло. Кстати, проклятий максимально абстрактных. Когда во время марша митингующие за спиной провозглашенных лидеров оппозиции начали скандировать антипрезидентские лозунги, ни один из «пламенных» оппозиционеров не присоединился. И участников протестного митинга неприятно удивило, когда Тягныбок, Яценюк, Турчинов и другие, только что подписавшие Соглашение о согласованных действиях объединенной оппозиции, чуть дошло до дела, ни секунды не колебались, чтобы отмолчаться.
Здесь против оппозиции играет и то, что товар, который она пытается продать - откровенная заваль. В конце периода Кучмы оппозиция в лице Ющенко, Тимошенко, Мороза и Симоненко аналогично «объединялась» и клеймила «антинародный режим». Чем все закончилось - еще свежо и еще перед глазами. Поэтому второй раз продать избирателю душещипательный сериал «Как закалялась оппозиция» не получится. Именно об этом и говорит социология, если анализировать глубинные мотивы избирателей, а не считать, что снижение процентной поддержки отражает только показатели популярности Тягныбока или Януковича. Но вариант «оставить все, как есть» и снова кормить избирателя обещаниями и PR-ходами в красивой обертке, но без содержания, наталкивается на мнение самого украинского избирателя. Здесь ситуация во многом перекликается с Россией. Подобно Немцову, Касьянову, Явлинскому & Co, украинский избиратель давно понял, что из себя на деле представляют нынешние оппозиционеры - ведь еще вчера большинство из них были «лицом» власти. И осознал, что умножение или сложение нуля с нулем в сумме тоже дает ноль.
А пока что украинская оппозиция, как и литературный Паниковский, еще вопит, что «всех купит и всех продаст», но даже сама себе не верит. А потому, вопит еще громче.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.