Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

01.03.2012 | Андрей Захватов

Идеология для Путина

Охотно верю, что в концепции и стратегии «Единой России» на выборах в Думу 2011 года прямых установок к проведению массовых фальсификаций результатов выборов в документах партийных политтехнологов не содержалось. Хотя бы потому, что противоправные планы в ходе избирательных кампаний обычно не документируются, а обсуждаются устно, - как в скандально известном мартовском ролике 2011 года с откровенным выступлением секретаря политсовета Катав-Ивановского местного отделения «Единой России» Ирины Емельяновой. А, чтобы за победные «146 процентов» не наказали, фальсификации стараются понадежнее скрыть.

Хотели как «более лучше»…

Скрыть же на думских выборах 2011 года значительное число фактов фальсификаций – не получилось. «Вы - фальсификаторы, Чуров, вся ваша Центральная избирательная комиссия фальсификаторы!», - открытым текстом в лицо главе ЦИК бросил с думской трибуны Владимир Жириновский. Судя по более чем трехмиллионной аудитории и по статистике на YouTube, выступление Жириновского 27 января в Думе видели и слышали во всем мире (за исключением двух африканских стран). Однако, ни Чуров, ни кто-то другой из членов ЦИК не посмел подать иск о защите чести и достоинства к лидеру ЛДПР, обвинившему их в краже миллионов голосов у его партии, что позволяет предположить, что масштабы нарушений законодательства о выборах были действительно значительные. А во Владимирской области – не просто значительные, а настолько наглые, что сами члены фракции «Единой России» в Законодательном Собрании региона со стыдом говорили о фальсификациях на избирательных участках прямо при журналистах и работающих телекамерах.

Впервые в истории новой России президентская кампания проходила и завершается без открытого и активного участия в ней правящей партии, выдвинувшей своего кандидата. Объяснения этого факта замещением «Единой России» Общероссийским Народным Фронтом в президентской кампании выглядят неубедительно, - хотя бы потому, что на сайте ОНФ черным по белому сказано: «Участники «Народного фронта» совместно примут участие в выборах в Государственную Думу, по общему согласию сформируют список кандидатов от «Единой России». И поэтому почти полное исчезновение «Единой России» с телеэкранов после первого митинга на Болотной площади и отсутствие бренда партии на митинге в Лужниках 23 февраля воспринимается, как косвенное признание партией ее соучастия в махинациях на думских выборах.

Что делать с «Единой Россией»?

Видимо, до завершения всех судебных процессов по уголовным делам, возбужденным по фактам фальсификаций, делать детальный анализ слабого выступления партии власти на думских выборах было бы преждевременно. Но уже после первого же митинга на Болотной площади стало ясно, что «Единая Россия» становится для правящего тандема чем-то вроде «чемодана без ручки». А к середине февраля отношения президента и премьера с «Единой Россией» уже напоминали тот случай, когда любимый, но приученный к порядку кот нагадил в хозяйские тапочки, и, перепачканный, спрятался под диваном.

В ситуации, когда нога внезапно попадает в неприятную окружающую среду, хозяин обычно моет ногу, выбрасывает тапочки на помойку, и подумывает, - не выбросить ли туда же и кота. Но просто «выбросить» «Единую Россию», как бы это кому-то ни хотелось, - уже не получится. И Чурова на показательную «эпиляцию» ни Медведев, ни Путин уж точно не поведут. Однако, протянуть со своим сегодняшним названием до 10-летнего юбилея (24 декабря 2013 года), «Единая Россия», видимо, уже не сможет. Скорее всего, процесс отмывания партии от обидной прилипшей к ней аббревиатуры «ПЖиВ» начнется ближе к осени 2012 года. И задача имиджмейкерам будет поставлена примерно такая же, какую ставят стилистам в телепередаче, в ходе которой после стрижки и макияжа девушка-заморыш превращается в принцессу. Но в первых прогнозах, какой предстанет перед страной «Единая Россия» после ребрендинга, мнения политологов пока что расходятся.

В недавней истории «Единой России» первую, но довольно вялую попытку ребрендинга партии сами единороссы предприняли еще весной 2005 года. Оценивая возможную трансформацию партии, способную одновременно «махать» правым и левым крылом, директор Института политических исследований Сергей Марков разъяснил так: «Очень позитивное изменение для «Единой России». Оно означает, что после долгих колебаний между правой идеологией, левой идеологией и деидеологизацией «Единая Россия» в конечном итоге приняла концепцию двух идеологических крыльев партии».

В лидеры «правого» крыла «Единой России» прочили председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина. А лидером «левого» крыла пресса поспешила объявить Андрея Исаева. Однако с проектом внутренней модернизации «Единой России» дальше разговоров ничего не вышло, - видимо, оттого, что на Старой Площади уже строили свои планы по созданию «своей» социал-демократической партии.

В этой связи стоит вспомнить, что за год до неудавшегося деления единороссов на «левых» и «правых», в апреле 2004 года, в одной из моих публикаций была высказана версия о том, что «Единая Россия», не имеющая никакой идеологии и больше похожая на ассоциацию чиновников, может трансформироваться в полноценную социал-демократическую партию». И что «самые высокие шансы (а может быть, и самое большое желание) возглавить будущую правящую левоцентристскую партию России имеет не кто иной, как... президент России Владимир Путин».

В этой же публикации я осторожно предположил, что «в теоретическом плане на роль ядра партии власти с социально ориентированной идеологией как нельзя лучше подходит возрожденная усилиями Константина Титова и Михаила Горбачева «Социал-демократическая партия России». И не исключил сценарий, согласно которому «Единая Россия», поблагодарив Константина Титова и Михаила Горбачева за их труды по возрождению СДПР, «раздвинет кавычки» в своем названии и трансформируется в «Единую социал-демократическую партию России». Когда эта статья под заголовком «В ожидании идеологического донора» была на стадии черновых набросков, я поинтересовался у известного публициста Сергея Митрофанова, - что он думает по этому поводу. «Если Путин социал-демократ, то я - Санта Клаус», - с иронией ответил мне в переписке коллега.

Развитие событий оказалось таким, что через четыре года мне пришлось признать, что в 2004 году Сергей Митрофанов был прав – никакой он не Санта Клаус, и Путин – не социал-демократ. В мае 2008 года IX съезд «Единой России» избрал Владимира Путина председателем партии, на XI съезде в ноябре 2009 года партия приняла официальную (консервативную) идеологию». А еще через два года внезапно ставший консерватором несостоявшийся лидер «левого» крыла «Единой России» Андрей Исаев заявил: «Единственная идеология, которая способна стать фундаментом для модернизации страны – это консервативная идеология». Подводя черту под обсуждениями темы идеологии партии, председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов положил конец всем сомнениям: «Четко обозначена идеология «Единой России» - российский консерватизм», не уточнив, впрочем, чем российский консерватизм отличается, скажем, от турецкого или мексиканского.

Заглянем в будущее

Если громоздкую структуру руководящих органов «Единой России» (Высший совет, Генеральный Совет, Президиум Генерального совета, Центральный исполнительный комитет партии) в ходе ребрендинга можно подсократить хотя бы до структуры ЦК КПСС, то в части коррекции партийной идеологии выбор у единороссов крайне мал. Как ни крути, но после XI съезда «Единой России» трансформировать консервативную партию в социал-демократическую уже не получится, - поскольку Кремль сам вывел на электоральное поле партию социал-демократического толка - «Справедливую Россию».

Но что же теперь делать членам российской партии власти, когда, по выражению Михаила Делягина, «признаваться в членстве в «Единой России» постепенно становится неловко»? Получится ли у единороссов «более лучше» придумать обновленной партии такое новое название, чтобы к нему снова не прилепили обидный ярлык? Какой писать Устав? Какую принимать идеологию, если все классические идеологии уже заняты ЛДПР, КПРФ и эсэрами, а консервативную идеологию единороссов население России так и не поняло?

10 февраля секретарь президиума Генсовета «Единой России» Сергей Неверов заявил, что ни о каком «ребрендинге» партии речи быть не может. В тот же день руководитель думской фракции «Единой России» Андрей Воробьев сказал журналистам прямо противоположное: «Все, что связано с усилением наших позиций, в том числе, может быть, какой-то ребрендинг, какие-то новые способы, новые приемы политической работы, конечно, будут нами использоваться, причем с удовольствием».

Но, что бы ни говорили партийные деятели «Единой России» второго эшелона, главные ключевые решения в отношении их партии до сих пор принимались (и впредь будут приниматься) не Высшим советом, не Генсоветом и не думской фракцией, а на Старой Площади. А такие решения, судя по всему, уже готовятся. И, когда команда на трансформацию «Единой России» Кремлем будет отдана, то, скорее всего, в качестве партийной идеологии единороссам посоветуют какую-нибудь модификацию консерватизма. Вероятнее всего, партии будет предложено одно из современных течений консерватизма - «социальный консерватизм», получивший наибольшее распространение в успешной Германии.

В основе предвыборной программы и февральских статьях Владимира Путина пока еще не совсем четко, но уже просматривается тема социальной справедливости. Однако, насколько повысится доверие россиян к программе Путина и к его партии - покажет время. Сегодня же совершенно очевидно одно, - до тех пор, пока социальное расслоение в России будет превышать критический уровень (который, кстати говоря, по оценке политолога Михаила Ремизова, косвенно признал Владимир Путин), серьезно говорить о действительно высоком доверии населения страны к «Единой России», – пока не приходится.

Андрей Захватов - политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net