Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.04.2012 | Марина Войтенко

«Кирпичи» новой глобальной архитектуры

28-29 марта в Нью-Дели состоялся 4-й саммит стран БРИКС1 . Событие привлекло большое внимание мировых СМИ, экономических и финансовых аналитиков, и чего раньше не было столь явно заметно – политических наблюдателей.

Примечательно, что в высказываниях последних (прежде всего из стран с развитыми экономиками) нередко проскальзывает немалая толика раздражения. Лидеры стран де смогли добиться успеха лишь в вопросах, по которым легко договориться, а интересы отдельных стран настолько различаются, что БРИКС не смогли выйти за рамки «избитых сюжетов» для развивающихся стран – будь то реформа МВФ и Всемирного банка, необходимость диалога с Ираном, налаживание мирного внутрисирийского переговорного процесса или масштабной международной помощи восстановлению Афганистана.

Представляется, однако, что ворчливость таких «рецензентов» саммита как раз и доказывает его содержательную состоятельность. В мировом раскладе появился новый крупный игрок, последовательно продвигающий не только свои экономические интересы, но и заявляющий коллективную позицию по политической повестке. При этом БРИКС намеренно не обрастает бюрократическими структурами типа постоянного секретариата и т.п., но делает упор в решении имеющихся в современном мире проблем на многостороннюю дипломатию.

Принятая на саммите Делийская декларация четко расставляет приоритеты. Прежде всего, речь идет о повышении эффективности усилий институтов глобального уровня на основе «расширения представительства в них стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран». Для этого необходимы расширение форматов «Группы двадцати»; повышение уровня исполняемости ее решений; завершение реформы системы квот и управления в МВФ; уточнение полномочий Всемирного банка в рамках его эволюции из посредника между Севером и Югом к «институту, поощряющему равноправие партнерства между всеми странами».

Это лишь несколько примеров из документа, каждый из 50 пунктов которого определяет отношение БРИКС практически ко всем актуальным вопросам устойчивого развития. Но уже их достаточно, чтобы оценить своевременность и обоснованность инициативы Президента РФ Дмитрия Медведева о совместной подготовке концепции расширения взаимодействия в БРИКС по важнейшим вопросам мировой экономики и политики.

Вес БРИКС в глобальном хозяйстве и решение вопросов создания новой мировой финансово-экономической архитектуры напрямую зависят от результативности взаимодействия стран, входящих в это неформальное объединение. Саммит в Нью-Дели в этом отношении ожиданий не обманул. Во-первых, получила логическое завершение основная идея из принятого еще год назад на встрече в городе Санья в (Китай) меморандума о сотрудничестве финансовых госорганизаций в использовании национальных валют во взаиморасчетах «в целях развития взаимной торговли и диверсификации глобальной монетарной системы».

29 марта соглашения об общем порядке открытии кредитных линий в национальных валютах БРИКС и подтверждении аккредитивов в рамках механизма межбанковского сотрудничества (то есть, обязательство приоритетного обслуживания транзакций банков соответствующих стран) подписали российский Внешэкономбанк, Банк развития КНР, экспортно-импортный банк Индии, национальный банк социально-экономического развития Бразилии и банк развития Южной Африки. В практической жизни это будет означать расширение взаимных торговых потоков (в настоящее время товарооборот России со странами БРИКС составляет около $100 млрд. и ежегодно прирастает более чем на треть) на основе реализации крупных многосторонних проектов. Причем, прежде всего, это коснется поставок инвестиционных товаров.

Напомним, что пока у России взаиморасчеты в национальных валютах по широкому кругу позиций проходят лишь с Китаем. Договоренности с Индией распространяются на торговые расчеты, что же касается инвестиционной деятельности, то это задача на перспективу. По словам председателя ВЭБа Владимира Дмитриева, для этого странам придется, как минимум, синхронизировать валютное и банковское законодательство. РФ и КНР на это потребовалось три года. Понятно, что главные бенефициары соглашения о коллективном валютном свопе – это страны с уже солидным объемом взаимного торгового оборота, то есть, Россия и Китай, Россия и Индия. Наши валютные и торговые обороты с Бразилией и Индией относительно невелики. Тем важнее новые открывающиеся возможности. Следует также иметь в виду, что делийские соглашения позволяют укрепить авторитет и повысить международный вес национальных валют БРИКС. По мнению помощника Президента РФ Аркадия Дворковича, «чем больше будет расчетов в них, тем выше станет и экономическое влияние». В редакционной же статье в Financial Times написано и вовсе без обиняков: «договорившись предоставлять кредиты в своих национальных валютах, члены БРИКС получили возможность уменьшить зависимость от доллара в торговле между собой».

Второй важный итог саммита в Нью-Дели – заинтересованное обсуждение возможности создания нового Банка развития в целях мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся странах с формирующейся рыночной экономикой. В пункте 13 Делийской декларации2 говорится: «Такой Банк дополнил бы уже прилагаемые усилия международных и рейтинговых финансовых институтов, нацеленные на глобальный рост и развитие». Там же сформулировано и поручение министрам финансов «изучить реализуемость и жизнеспособность подобной инициативы, создать совместную рабочую группу для ее совместной проработки и представить доклад к следующему саммиту».

Замысел этот уже привлек немалое внимание в международных финансовых кругах. Глава Всемирного банка Роберт Зеллик назвал его трудноосуществимым из-за серьезных различий в экономических стратегиях стран БРИКС: «Индии нужно привлечение большего капитала, Китаю – интернационализация юаня, Россия не определилась, а у Бразилии уже есть очень приличный банк развития».

Несколько мягче высказалась Financial Times: «выгода может оказаться колоссальной, потому что раскрепощается торговля между развивающимися странами, а беднейшим нациям будут передаваться знания, накопленные «большой пятеркой» БРИКС». Однако банк развития станет для них «экзаменом на приверженность альянсу и его работоспособности», поскольку «риторические заявления о единстве» нередко разбиваются о практические вопросы финансирования. Китаю же и вовсе придется «как-то преодолевать устойчивую подозрительность других стран в отношении его целей при создании совместных фондов развития любого рода».

Доля правды в словах журналистов из FT, безусловно, есть. Тем актуальнее в БРИКС взаимодействие вокруг крупных инвестиционных проектов на многосторонней основе, предполагающих в том числе обмен технологиями и их коммерциализацией3 с учетом возможностей кредитных линий и расчетов в национальных валютах. Если такая основа будет создана, считает министр экономики Эльвира Набиуллина, тогда создание Банка развития станет логичным шагом. Сегодня уже общепринято, что возрастание роли нынешних развивающихся стран в глобальной экономике – это длинный исторический тренд. Есть прогнозы. Согласно которым к 2050 году «коллективным лидером» pax economica станут США, Индия, Китай, Япония, Германия, Россия и Бразилия, на долю которых выпадет едва ли не 70-75% мирового ВВП. Конечно, возможны изменения в «сценарии», поскольку фатальной предопределенности в рыночной конкуренции не бывает по определению. Все члены БРИКС, например, либо уже пребывают в «ловушке средних доходов» (Россия, Бразилия, Китай), либо стремительно к ней приближаются4 (Индия, ЮАР). Клещи двойной конкуренции за счет инноваций в развитых экономиках и низких трудовых издержек в странах с формирующимися рынками – неслабый вызов, на деле подталкивающий БРИКС к расширению и усугублению взаимного сотрудничества и, что ояень немаловажно, освоению навыков коллективного лидерства и «мягкой силы».

В условиях реально многополярного мира гибкие неформальные объединения стран вокруг совпадающих или близких стратегических интересов существенно трансформируют привычный облик системы международных отношений. БРИКС – один из наиболее заметных элементов этой «новой нормальности». Потенциал «кирпичей» возрастает5 . И это уже геополитический факт.



1. Аббревиатура БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) появилась в 2001 году как краткое обозначение перспективной инвестиционной идеи вложений в бумаги группы стран с быстро развивающимися экономиками. Её автор – аналитик Goldman Sachs Джим О‘Нейл. Первый полноформатный саммит БРИК состоялся в 2009 году в Екатеринбурге (теперь такие встречи стали ежегодными). Зимой 2011 года к группе присоединилась ЮАР, и название изменилось на БРИКС. Государства БРИКС в совокупности занимают 30% территории Земли, объединяют 40% населения планеты, почти 20% мировой экономики и 15% международной торговли. По оценкам МВФ, до 2015 года именно страны БРИКС будут выступать локомотивом мирового экономического роста. Доля стран БРИКС в мировом ВВП с 2000 по 2010 год возросла с 8,4% до 18 %. Мировой ВВП с 2000 по 2010 год возрос почти вдвое, развитые страны увеличили валовой продукт лишь на 61%, а экономики стран БРИКС - в 4,2 раза. При этом в докладе МВФ, представленном летом прошлого года, отмечается, что наиболее стремительный рост в странах БРИКС, произошел за последние 5 лет. Лидером здесь стал Китай (рост ВВП на 160%, доля в общемировом ВВП 9,3%), затем следует Бразилия (135%, доля 3,3%) и Россия (92%, доля 2,3%). Аббревиатура BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa) очень созвучна английскому bricks – кирпичи, класть кирпичи. Звуковая ассоциация и стала поводом для аналогий еще только приобретающего контуры экономического и финансового (пока еще неформального) объединения группы стран с архитектурными объектами, конструкциями и их элементами.
2. Декларация включает в себя и «Делийский план действий», который состоит из почти двух десятков пунктов, предусматривающих проведение в текущем году встреч различных министров, конференций и семинаров, в том числе и во время совещаний «Группы двадцати», ВБ и МВФ. Среди намеченных к обсуждению и требующих выработки общих подходов определены вопросы, касающиеся развития агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности, здравоохранения, экономики и торговли, окружающей среди и климата, национальной безопасности, налогов и финансов, биржевой торговли.В документе обозначены также новые области сотрудничества в рамках для изучения (пункт 17), в числе которых разработка общей научной оценки и долгосрочной стратегии БРИКС, диалог о молодежной политике государств, многостороннее энергетическое сотрудничество и вопросы, связанные с народонаселением.
3. Исходя из этого Россия предложила запуск проектных платформ БРИКС, идея которых была поддержана в ходе министерской встречи, прошедшей 28 марта 2012 года в Нью-Дели. Первой из них может стать платформа «Медицина будущего» на базе технологической платформы в Томске с участием компаний и научных организаций России, Индии и Китая.
4. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности), согласно оценкам Bloomberg, в 2010 году составил в России $19840, Бразилии – $11270, Китае – $7599, Индии – $3582.
5. Глава Goldman Sachs Asset Management Джим О’Нейл, десять лет назад придумавший аббревиатуру БРИК как инвестиционный бренд в начале 2012 года предложил клиентам Growth 8 («растущую восьмерку») в состав которой вошли: Китай, Россия, Индия, Бразилия, Турция, Мексика, Южная Корея и Индонезия. Не исключено, что эта идея тоже может оказаться плодотворной.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net