Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.04.2012 | Роман Ларионов
Москва-Пекин: военные учения вблизи спорных территорий
В двадцатых числах апреля в акваториях Жёлтого и Южно-Китайского морей будет жарко. Там стартуют крупномасштабные военные учения – российско-китайские и американо-филиппинские. Учения России и КНР под названием "Морское взаимодействие 2012" являются очередным шагом в укреплении российско-китайского сотрудничества. "Перезагрузка" в отношениях Москвы и Пекина произошла в 2005 году после урегулирования давнего и острого территориального спора, доходившего до вооружённых столкновений. Тогда же прошли первые совместные военные учения.
Последующие годы курс на "стратегическое партнёрство", как характеризуют российско-китайские отношения лидеры двух стран, выражался в росте товарооборота, развитии сотрудничества в сфере энергетики (строительство газопровода "Алтай") и вооружения, политического взаимодействия по линии ШОС.
Нынешние военные учения являются вторыми в истории отношений двух стран и содействуют укреплению сотрудничества в военно-технической сфере. Если в 2005 году в учениях принимали участия, главным образом, сухопутные войска и десант, то на этот раз Москва и Пекин будут отрабатывать совместные действия своих вооружённых сил на море.Со стороны России в них примет участие главная ударная сила Тихоокеанского флота – ракетный крейсер "Варяг" и противолодочные корабли "Маршал Шапошников" и "Адмирал Виноградов" и многие другие, вместе составляющие внушительную по военной мощи эскадру. Учения пройдут в акватории Жёлтого моря, недалеко от города Циндао.
Российско-китайское сотрудничество, хоть и имеет в долгосрочной перспективе ряд серьёзных ограничений, связанных с неизбежной региональной конкуренцией двух стран, в настоящее время продиктовано несколькими важными факторами.Во-первых, перед двумя странами стоят общие угрозы, в борьбе с которыми особенно важно взаимодействие и координация между Москвой и Пекином. Прежде всего, речь идёт о создании системы безопасности в Центральной Азии. Неизбежная дестабилизация региона, риск распространения радикального ислама и усиления терроризма после вывода воинского контингента НАТО из Афганистана – главный вызов безопасности России и Китая в среднесрочной перспективе. Неслучайно, в настоящее время рассматривается вопрос о принятии Афганистана в ШОС на правах наблюдателя, что позволило бы усилить координацию действий между Пекином, Москвой и правительством в Кабуле.Во-вторых, Россия и Китай заинтересованы во взаимной поддержке в целях создания противовеса западной коалиции при решении международных проблем. Взаимодействие двух стран в некотором смысле восполняет недостатки существующей последние 20 лет системы глобальной стабильности, в рамках которой главный ответственный – Соединённые Штаты – далеко не всегда принимает ответственные решения. За последнее время это проявилось в ситуации с Ираном и Сирией, где России и Китаю не раз удавалось удержать западную коалицию от неадекватно жёстких шагов, рискующих уничтожить последние остатки взаимного доверия и окончательно скатиться на путь эскалирующей конфронтации.В-третьих, Россия и Китай имеют широкие перспективы экономической интеграции из-за взаимодополняемости своих экономик. Ресурсообеспеченная Россия и бедный на природные богатства, но ищущий новые рынки сбыта для своих дешёвых товаров Китай могли бы стать выгодными торговыми партнёрами. Дополнительным стимулом служит жизненная потребность России в развитии своих дальневосточных регионов и широкие инвестиционные возможности Китая.
Как показывают события последних лет, стратегическая выгода от выстраивания партнёрских отношений между Россией и Китаем осознаётся элитами обеих стран, а нынешние военно-морские учения являются очередным подтверждением этого. Однако внешний контекст, сопровождающий нынешние учения придаёт им новое измерение.Дело в том, что в то же самое время в акватории Южнокитайского моря, вблизи филиппинского острова Палаван военно-морские силы Филиппин и США затеяли аналогичные и не менее масштабные действия. Более того, военные манёвры этих стран будут осуществляться в непосредственной близости от островов Спратли, являющихся спорной территорией между Китаем, Филиппинами и Вьетнамом.
За последнее время этот территориальный спор, равно как и другой – между Китаем и Вьетнамом о принадлежности Парасельских островов (де-факто контролируются Китаем со времён силового захвата в 1974 году) - заметно актуализировался, что связано с ужесточением риторики конфликтующих сторон и рядом провокационных инцидентов. Особенно воинственно настроены в последнее время Филиппины, готовые, по выражению официальных представителей Манилы, "сражаться до последнего морского пехотинца".Немалую роль в смелости филиппинцев играет усилившаяся поддержка со стороны Вашингтона, который в условиях усиления глобальной американо-китайской конкуренции, очевидно, выстраивает более тесные отношения со странами Юго-Восточной Азии, играя на их территориальных противоречиях с Пекином.
В этих условиях, военные учения России и КНР, в рамках которых, к тому же, отрабатываются навыки морского боя, воспринимаются на Западе не иначе как втягивание России в территориальный спор Китая со своими южными соседями на стороне первого. А также в более широком контексте - как попытку создания российско-китайского военного блока, призванного создать мощный противовес американскому влиянию в АТР.Однако стоит напомнить, что в 2005 году, в связи с аналогичными по масштабам российско-китайскими военными учениями, западные СМИ и политические деятели также изобиловали подобной риторикой, что недвусмысленно указывало на страх перед потенциальным сближением Москвы и Пекина. С тех пор, впрочем, качественных сдвигов в отношениях России и КНР в военно-политической сфере не произошло.Более того, существует масса причин считать, что не произойдёт этого и сейчас, а нынешние учения являются частью прагматического сотрудничества двух взаимозависимых, но при этом конкурирующих соседей.
Для России нет ни одной причины втягиваться в территориальный спор, к которому она не имеет непосредственного отношения, на стороне одного из участников.Во-первых, это сузит окно возможностей для Москвы по экономической экспансии на эти богатые углеводородами территории. О понимании подобной угрозы российским руководством говорит тот факт, что в преддверии нынешних военных учений российский "Газпром" и вьетнамская "PetroVietnam" заключили контракт о совместном освоении вьетнамского шельфа, находящегося вблизи спорных территорий, что вызвало критику со стороны Пекина в адрес России.Во-вторых, это ухудшит отношения России сразу с несколькими важными для неё региональными игроками, такими как Вьетнам, являющимся важным торговым партнёром Москвы. Более того – это чревато похолоданием и в отношениях с внерегиональными игроками, так и ли иначе задействованными в данном территориальном споре. Например, с США, однозначно поддержавшими Филиппины, и Индией, которая, хоть и неявно, но стоит на стороне противников Китая в данном конфликте.
И, наконец, в-третьих, если сотрудничество и взаимодействие в ряде сфер между Россией и КНР является выгодным для Москвы, то создание полноценного военного блока уже становится противоречащим интересам последней. Не стоит забывать о том, что Россия и Китай являются, ко всему прочему, региональными конкурентами.Растущая мощь Пекина ставит под вопрос доминирование России на постсоветском пространстве, развивающаяся китайская экономика грозит превратить Россию из партнёра в поставщика ресурсов, а китайская экономическая и людская экспансия в российские дальневосточные регионы создаёт риск их постепенной китаизации.
Поэтому в отношениях с Пекином у Москвы есть чёткие ограничители, грозящие перерастанием взаимовыгодного сотрудничества в усиление Китая за счёт России. А значит усиление военно-политической интеграции и, тем более, российская поддержка Китая в его территориальных спорах, на повестке дня не стоит.
Роман Ларионов - эксперт Центра политических технологий
Материал опубликован на сайте «Голос России» 20.04.2012
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.