Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.06.2012
Георгий Мирский: «План Кофи Аннана был изначально нереалистичен. Сейчас всем стало ясно, что он окончательно проваливается, однако признать это никто не может»
План Кофи Аннана был нереалистичным с самого начала. Его основным пунктом был вывод правительственных войск из занятых ими населённых пунктов. Однако это было совершенно неприемлемо для Асада, так как означало добровольную передачу их оппозиции. Другим важным пунктом этого плана было прекращение огня со стороны оппозиции, что для неё было также неприемлемо, потому что означало сохранение существующей политической системы. Помимо этого оппозиция представляет собой разрозненные группировки, разбросанные по всей стране, многие из которых не подчиняются решениям Сирийского национального совета. Вне всяких сомнений в их составе есть также представители «Аль-Каиды», попавшие туда из соседнего Ирака. Они вообще являются настоящими головорезами, которые, вероятно, причастны к гибели мирных жителей, в том числе и в деревне Хула. Поэтому даже при желании оппозиция не могла бы полностью прекратить огонь.
Тем не менее, план Кофи Аннана при всей его изначальной нереалистичности был политически выгодной программой, отказаться от которой было невозможно ни тем, ни другим. Сейчас все понимают, что этот план провалился, однако признать это никто не может. В то же время никто не хочет садиться за стол переговоров. Ведь ни одна из сторон не считает, что это принесёт ей какие-то выгоды, так как уверена в своих силах. Башар Асад знает свои козыри. Это, во-первых, 300-тысячная армия, вооружённая советским и российским оружием. Пока Асад задействовал далеко не самую сильную часть своих вооружённых сил. Так что на поле боя одолеть Асада оппозиция не сможет, это его главный козырь. Во-вторых, у повстанцев нет территориального плацдарма, в отличие от ливийской ситуации. В-третьих, у оппозиции нет единства, все постоянно грызутся между собой. В-четвертых, не только алавиты, но также христиане и курды боятся победы повстанцев. Что касается алавитов, из которых в основном состоит элита, то они предельно консолидированы и, в отличие от Египта, не могут пожертвовать своим президентом и будут держаться за него до конца. В-пятых, Асад прекрасно понимает, что Запад очень не хочет сейчас воевать. После Ливии, с учётом приближающихся выборов в США посылать в Сирию своих солдат никто на Западе не хочет. А повторить ливийский сценарий, когда повстанцы поддерживались НАТОвской авиацией, будет нельзя, так как предлогов для установления бесполётной зоны в Сирии нет (за всё время войны Асад не поднял в воздух ни одного самолёта). Всё это вместе взятое даёт основание полагать, что Асад может выиграть эту войну. В отличие от многих моих коллег, я думаю, что шансы примерно 50 на 50.
То, что происходит сейчас в Сирии, ставит всех внешних игроков в крайне неудобное, я бы сказал даже жуткое положение. С одной стороны, как уже было сказано, никто на Западе воевать не хочет. С другой стороны, растёт возмущение общественности и СМИ – гибнет мирное население, а мы сидим сложа руки, ограничивая лишь высылкой послов. Это бьёт по престижу западных лидеров. В этой ситуации есть несколько вариантов выхода из кризиса.
Первый вариант – йеменский: по договорённости Башар Асада передаёт власть кому-то из своих людей, а сам куда-нибудь уезжает. В правительство включаются умеренные силы оппозиции (разумеется, не головорезы из Свободной армии Сирии), образуя коалиционное правительство. Думаю, и Меркель, и Олланд будут склонять Путина именно к этому варианту. Но Путин понимает, что Башар Асад никогда на этот вариант не пойдёт, так как, как уже было сказано, он имеет довольно прочные позиции. К тому же Путин не пойдёт на это, так как после этого могут пойти разговоры о том, что Путин якобы «кинул» Асада.
Другой вариант – создание международных зон, то есть специальных зон на границе, куда бы стекалось мирное население. Это сейчас предлагает Катар и Турция. Но на это Асад тоже не может пойти, так как прекрасно понимает, что туда сразу устремятся повстанцы и будут получать там оружие и боеприпасы. Тем не менее, подобные зоны всё же могут быть созданы, и тогда Асад попытается нанести по ним удар. А это уже станет поводом к тому, чтобы оппозиция попросила мировое сообщество о защите мирного населения. Таким образом, эти международные зоны станут тем территориальным плацдармом, которого сейчас не хватает для того, чтобы реализовать ливийский сценарий.
Георгий Мирский – главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.