Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.06.2012 | Олег Громов
Совет противоречий
На днях президент Владимир Путин должен подписать указ о создании Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ. Об этом сообщили источники газеты «Ведомости». Кроме того, Путин сам недавно анонсировал создание этой структуры, которая будет решать межнациональные споры и конфликты на самом высоком государственном уровне, ведь председательствовать в нем будет сам президент.
Кроме него в состав Совета на правах заместителей главы войдут вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий нацполитику в правительстве, и первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин, а также министр образования Дмитрий Ливанов, глава минкультуры Владимир Мединский, министр регионального развития Олег Говорун и директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.
В Совете будут представлены также депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и Общественной палаты, а также казачьи атаманы и лидеры национальных объединений - армян, грузин, корейцев, лезгин, чувашей, курдов, поляков, казахов, евреев, цыган, татар, украинцев, белорусов, немцев и коренных малочисленных народов Севера.
Судя по составу Совет должен решать несколько проблем. Во-первых, попытаться ассимилировать мигрантов из Средней Азии и Закавказья в российское общество. Рост их числа в крупных городах (по разным оценкам от 1 до 5 млн. человек в Москве и до 1 млн. – в Санкт-Петербурге) вместе с нежеланием жить по российским традициям и учить русский язык – все это подогревает конфликты на межнациональной и бытовой почве в двух столицах и крупных промышленных центрах Европейской России, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Приезжающие мигранты в большинстве своем работают сезонно. Они – выходцы из сельских и горных районов Средней Азии, зачастую не знающие русского языка. Это – мощнейший барьер между ними и коренными жителями. Сюда достаточно прибавить коррупционность российских чиновников (от участковых, которые должны отслеживать появление нелегалов у себя в районе, до пограничников и сотрудников ФМС) и «серые» схемы «поставки» нелегалов в Россию через систему «покупателей» и «продавцов» из среды их же соотечественников. В итоге получается целый клубок проблем, которые а) не решить без участия МВД и ее коренного переустройства и б) невозможно решить в принципе без договоренностей с «капитанами» российской экономики, являющимися основными потребителями «нелегального» труда.
Получается, что Совет в нынешнем виде не сможет решать возложенных на него задач. Любая попытка сократить число нелегалов или вытянуть их «на свет» обернется профанацией – кого-то выдворят, кого-то образцово-показательно обучат русскому языку. Остальные, вовлеченные в схемы сотрудничества с участковыми и бизнесменами-заказчиками, так и останутся работать в России в прежнем статусе. Пока, к сожалению, купить себе право работать в нашей стране легче, чем законно приобрести его (это отчасти относится и к получению российского гражданства).
Однако существует и еще один путь решения проблемы нелегалов – это проводимая регулярно массовая амнистия. Однако это не лучше, чем просто закрыть глаза на проблему.
Если же у власти возникнет желание стимулировать обучение мигрантов русскому языку и истории, что возможно сделать силами Минобрнауки, то придется согласовывать эти шаги с бизнесом. Потому что просто так приезжие не пойдут учиться русскому языку – у них нет на это времени, а замотивировать их в этом можно только с участием бизнесменов. Но как конкретно это сделать – большой вопрос.
Кроме того, существует проблема этнической оргпреступности. Многие приезжающие не могут найти себе работу и оказываются втянуты соотечественниками в преступную деятельность. Так, незарегистрированные объединения некоторых среднеазиатских диаспор участвуют в распространении и транзите наркотиков. Очевидно, что эту проблему также нельзя решить без участия ФСКН и МВД, накопившего большой опыт работы с этническими преступными группировками, расцвет которых пришелся на 1990-е годы.
Кроме того, участие замглавы АП Вячеслава Володина и министра культуры Владимира Мединского говорит о наличии задач пропагандистского характера, поставленных перед Советом. Если раньше акцент ставился на тезис «разные и равные» с одновременным поощрением развития национальных культур (яркие примеры – Тарастан, Башкирия, Тува, Якутия и т.д.) и особой ролью Русской Православной Церковью, то теперь пришла пора менять приоритеты. При продолжении такой политики Кремль потеряет управляемость над ситуацией в целом, отдельными религиозными организациями и регионами. Нельзя забывать, что вступает в силу политическая реформа, согласно которой резко опущен минимальный порог по количеству участников, необходимых для создания партии. И хотя региональные и религиозные партии пока запрещены, по факту они уже могут создаваться, благо что об этом неоднократно заявляли православные и мусульманские общественные деятели, за 2000-е годы «нарастившие» авторитет и связи в бизнес-кругах и политическом сообществе. Кроме того, отдельные религиозные и этнические группы могут создавать анти-кремлевские альянсы, как это видно на примере РПЦ и мусульман и конфликта вокруг введения в России шариатских судов. Соответствующую идею поддержал председатель Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Таким образом, линия Кремля на балансирование (в том числе идеологическое) между разными группами влияния должна поменяться на более жесткую. Учитывая «русофилию» Мединского здесь может идти речь либо о русификации и усилении РПЦ, а также поощрении ее миссионерской активности, либо о создании некоей нерелегиозной идеологической конструкции, которая могла бы со временем вытеснить расколотое религиозное сознание россиян. Эдакий «Россия-центризм». К сожалению, пока новая Россия не накопила еще достаточно примеров для того, чтобы создать некую «третью» или даже «четвертую» идеологию, отличную одновременно и от монархизма, и от коммунизма, и от либерализма.
В итоге, перед Советом стоят масштабные задачи, для решения которых ему явно недостает ресурсов. Продолжение относительно невнимательного отношения Кремля к национальной проблематике рискует вылиться в ближайшем будущем в нарастание межнационального напряжения, которое сомкнется с социальным.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.