Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.06.2012 | Сергей Маркедонов
Грузия: сигналы из Вашингтона
Начиная с 4 июня, Госсекретарь США Хилари Клинтон совершает турне по кавказским республикам. Данный визит, конечно же, важен для всех стран региона (а также и их соседей). Однако особое место в кавказском турне занимает Грузия. Впрочем, было бы неверно ограничивать эту важность рамками одного визита главы американского Госдепа. Грузия играет особую роль на евразийском направлении политики США. Ни с Арменией, ни с Азербайджаном Вашингтон не подписывал Хартии о стратегическом партнерстве. Ни с Баку, ни с Ереваном североатлантическая кооперация не продвигалась столь глубоко, как это происходит с Тбилиси. И хотя роль Азербайджана в афганской логистике высока, по количеству рекрутов в Афганистане Грузия на первом месте среди кавказских республик.
Но это все только одна сторона медали. Есть и другая. Партнерство Вашингтона и Тбилиси по очевиднейшим причинам носит асимметричный характер. Риторика риторикой, но ведущим здесь являются США. Именно они задают для Грузии те планки, которые страна должна преодолеть, чтобы считаться «демократичной», «зрелой», «состоятельной». В общем, претендовать на роль «части западного мира». По справедливому замечанию эксперта из Фонда Карнеги Томаса де Ваала, Грузия сегодня «вступает в самый критический политический период в своей истории с момента спорных выборов 2003 года. Которые стали спусковым крючком для “революции роз” и падения бывшего президента Эдуарда Шеварднадзе». В самом деле, сегодня кавказское государство стоит на пороге парламентских выборов. Они пройдут уже в октябре 2012 года, а в будущем году будет избран президент. И фокус в том, что это будут не простые выборы, а шаг в направлении политических трансформаций, запущенных ранее. Инициатором их является главный режиссер грузинских политических процессов Михаил Саакашвили. Именно он начал конституционные реформы, целью которых является перераспределение властных полномочий между ведущими общенациональными институтами правительством, президентом и парламентом.
Понятное дело, данная реформа затевалась не ради абстрактной демократизации. За красивой риторикой угадывается извечное постсоветское стремление остаться, уходя. Полномочия главы кабинета министров прописаны так, что за всем этим угадывается нечто похожее на российский «тандем». И хотя второй пассажир этого передвижного средства пока не известен, сами реформы вызывают настороженность не только среди тбилисских оппозиционеров, но и среди вашингтонских аналитиков. Не тех, которые являются таковыми только по названию, а в реальности продвигают пропагандистские клише о «маяке демократии», а тех, кто серьезно разбирается в «мат.части» и видит проблемы, которые Вашингтон может получить, безудержно поддерживая «самого демократичного демократа» Кавказа. Именно это часть экспертного сообщества не столько публично, сколько в формате «off the record» ставит вопрос об «условной поддержке» Саакашвили, то есть такой политики, которая будет определяться выдвижением к Тбилиси определенных требований. Чтобы собака виляла хвостом, а не наоборот. Какие же сигналы были озвучены американским Госсекретарем в ходе ее пребывания в Грузии 5 июня 2012 года?
Во-первых, евроатлантические перспективы кавказской республики были поставлены в жесткую зависимость от демократических выборов. Данная «увязка» озвучивается не в первый раз. На эту тему вполне определенно с Саакашвили говорил Барак Обама, принимая грузинского лидера в Овальном кабинете Белого дома. В ходе подготовки к Чикагскому саммиту НАТО, и в рамках самого форума этот тезис также выпукло обозначался. В Тбилиси Клинтон сделала еще один акцент на эту тему. Что называется, с выездом на место. «Сейчас Грузия должна консолидировать силы в демократических устремлениях. Это и есть ключ к будущему Грузии, и он приведет страну к достижению целей по евроатлантической интеграции», - резюмировала Хилари Клинтон. Оговорюсь сразу. Речь в данном случае не идет о том, что Вашингтон заботят абстрактные ценности. Подобного рода рекомендации прагматичны. США хотели бы видеть Грузию страной с работающими институтами власти. Тогда и личность Саакашвили не будет столь критически важной для реализации стратегического союзничества. Штаты работают с ним, понимая, что оппозиция - это неструктурированная сила без четкой программы и стратегического видения ситуации. На ее фоне Мишико, хотя и не в меру экстравагантный политик (поверьте опыту автора, многие в Вашингтоне прекрасно разбираются в нем), но уже находящийся у власти, и проводящий выгодный курс. Рисковать этим ради его замены никто не хочет. В то же самое время есть опасения, что недовольство «путинизацией Грузии» приведет к новой «революции роз», которую в США не очень-то и хотят. Ибо никто не даст гарантии того, что новый революционный всплеск не закончится дестабилизацией. В Вашингтоне понимают, что Грузия – это страна, которая с момента обретения независимости еще ни разу не смогла обеспечить реализации законного порядка смены власти. И зная это, не хотят повторения подобного сценария. В общем, будут более или менее работающие институты, легче будет и интересы продвигать, и североатлантические проекты налаживать. Таким образом, Грузии рекомендовано обеспечить определенное качество выборов, дабы избежать революционных потрясений. И тем самым облегчить партнерство с США и НАТО. Интересная деталь. Лидер главной оппозиционной партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили не явился на встречу с Хилари Клинтон. Ранее он просил провести ее в формате «с глазу на глаз», но не получив того, что хотел, главный возмутитель политического спокойствия в Грузии отказался от участия в беседе американского госсекретаря с оппонентами власти. Этот шаг, как нельзя лучше характеризует постсоветскую оппозицию. Она в значительной степени авторитарна, как и противостоящие ей чиновники. Думается, что лучше всего суть этой ситуации передает оценка Томаса де Ваала: «К сожалению, грузинская политическая культура сохраняет черты чего-то похожего на кровную месть. Другая сторона является не только противником, но смертельным врагом. Обе стороны уже предсказывают победу на октябрьских выборах и заявляют, что сказал, что страна должна избавиться от их противников». К данной характеристике только и остается добавить: хорошо бы в России не впадать в те же ошибки во время своего собственного «политического пробуждения».
Во-вторых, Вашингтон признал неизменной свою линию относительно Абхазии и Южной Осетии. Так на сайте Белого дома в специальном комментарии, посвященном российско-американской «перезагрузке» говорится о том, что «администрация Обамы по-прежнему имеет серьезные разногласия с российским правительством по поводу Грузии. Мы продолжаем призывать Россию прекратить ее оккупацию грузинских территорий Абхазии и Южной Осетии». Этот же подход был озвучен 5 июня 2012 года и в Тбилиси. Впрочем, некоторое развитие данная тема получила. США готовы признать так называемые «нейтральные паспорта» для жителей Абхазии и Южной Осетии (в грузинском варианте «оккупированных территорий»). Согласно тезису американского госсекретаря ее страна теперь будет принимать обладателей этих документов. Речь идет о паспортах без грузинской государственной символики, которые предлагаются жителям Абхазии и Южной Осетии, которые для большинства стран мира остаются частями Грузии. Непраздный вопрос: «Насколько данные документы будут востребованы на территории частично признанных республик?» Вашингтон, не дожидаясь ответа на этот вопрос, предлагает «паспортизацию», не имея в виду каких-либо содержательных переговоров с «той стороной». Собственно говоря, «той стороной» для США является Россия, за Абхазией и Южной Осетией самостоятельной субъектности не признается.
Ряд грузинских экспертов увидели в визите Клинтон некий сигнал для России. Однако подобные выводы кажутся сильно гипертрофированным преувеличением, как и тезисы о возможной «агрессии» во время возможного конфликта Запада и Ирана. Подобного рода «сценарные разработки», как правило, в очень сильной мере страдают от спекуляций. Никаких специальных сигналов, которые Москва могла счесть, как принципиально новые, не было. Российское руководство и без июньских заявлений знало о том, что «территориальная целостность» Грузии продолжает оставаться приоритетом для американской политики. В свою очередь поддержка Абхазии и Южной Осетии была отмечена в качестве приоритета в одном из первых путинских указов после его инаугурации. В этом плане позиции сторон остались неизменными.
В-третьих, США будут продолжать военно-техническое сотрудничество с Грузией. Это важно и в общем контексте американо-грузинских отношений, и относительно перспектив афганской операции. В 2014 году американцы покидают Афганистан, а потому кровно заинтересованы в перераспределении ответственности между союзниками (как по НАТО, так и вне этого военно-политического блока). В этой части помимо Госдепа большим лоббистом кооперации США с кавказской республикой является и Пентагон.
Может ли грузинское руководство записать визит Хилари Клинтон себе в актив? С одной стороны да, может, поскольку США в очередной раз зримо продемонстрировали: именно Грузия остается главным партнером Вашингтона на Кавказе. С другой стороны, Штаты весьма недвусмысленно поставили уровень дальнейшего продвижения по пути к кооперации от успеха выборных кампаний. И этот сигнал, наверное, будет также прочитан командой Саакашвили. Вопрос только, как прочитан. И какие выводы из него будут извлекать?
Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.