Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.06.2012 | Александр Ивахник
Чтобы развить конкуренцию, нужно бороться с самими собой
Вчерашнее заседание правительства было посвящено одной их самых болевых проблем российской экономики – недостаточному уровню развития конкуренции. Обсуждение вылилось в открытые споры, в основе которых – борьба за аппаратные полномочия. Премьер-министр Дмитрий Медведев поставил неутешительный диагноз: многие чиновники правительства не заинтересованы в развитии конкуренции.
На заседании глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев представил весьма жесткий доклад о состоянии конкурентной среды в России. Артемьев констатировал, что разработанная Минэкономразвития программа развития конкуренции в России на 2009-2012 годы не была реализована. По его словам, с 2009 года «фактически все мероприятия перенесены», а «системные вопросы были заморожены». Сама по себе ФАС оказалась бессильна, натыкаясь в своих начинаниях на сопротивление отраслевых министерств. «Мы чаще всего видели не просто пассивную позицию министерств – мы чаще всего видели, что позиция многих, если не большинства отраслевых министерств заключалась в том, чтобы создавать монополии. В ментальности, в представлениях наших многих руководителей конкуренции нет. Она является второстепенной проблемой, а это означает, что в реальной хозяйственной жизни мы, скорее всего, не увидим изменений», – заявил Игорь Артемьев. По оценке руководителя антимонопольного ведомства, естественные монополии, госкорпорации, ФГУПы и МУПы также активно препятствуют развитию конкуренции, и даже у законодательной власти инициативы ФАС не находят поддержки. В качестве примера он привел тот факт, что Госдума в течение семи лет не может рассмотреть законопроект об основах регулирования пассажирского транспорта, что не позволяет либерализовать авиационные перевозки. В этих условиях «то, что делает ФАС – достаточно хаотично, это отдельные всплески нашей активности, которые очень быстро умирают и результатов серьезных не принесли», – признал Артемьев.
По его мнению, несколько улучшить ситуацию может безотлагательное осуществление ранее отложенных правительством в «долгий ящик» инициатив ФАС. Речь, в первую очередь, идет об отмене закона «О естественных монополиях», который был принят еще в 1995 году, давно устарел и противоречит закону «О конкуренции». Кроме того, в докладе ФАС представлены десять конкретных инициатив по развитию конкуренции. Одна из них – составление планов развития конкуренции не в целом по экономике, а по конкретным отраслям, причем с полновесным участием предпринимательских объединений. Другая инициатива – увеличение штрафов для чиновников за нарушение антимонопольного законодательства с 10 тыс. рублей до 100-200 тыс. В этой связи Артемьев напомнил, что 53% нарушений в антимонопольной сфере совершают именно госслужащие. Далее, ФАС предлагает во всех отраслевых нормативных актах закрепить принципы недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры, прежде всего, авиа- и железнодорожному транспорту, связи. Антимонопольное ведомство также считает необходимым обязать компании, доминирующие на своих рынках, публиковать свои торговые политики – «как формируются оптовые скидки, какие есть условия оплаты и т. д.».
Для преодоления ограниченности полномочий ФАС его глава считает крайне важным поднять проблематику развития конкурентной среды для бизнеса на общеправительственный уровень. Он призвал создать специальную комиссию по развитию конкуренции. «Если бы эту правительственную комиссию возглавил кто-нибудь из вице-премьеров и она бы заседала ежемесячно, то можно было бы рассматривать и системные вопросы, и, по сути, все отрасли», – считает Артемьев.
Однако ни вице-премьер Аркадий Дворкович, ни первый вице-премьер Игорь Шувалов не поддержали предложение главы ФАС. Первый считает, что более целесообразно добавить полномочий в этой сфере Минэкономразвития, которое сейчас отвечает за подготовку нормативной базы для развития конкуренции. Второй не видит смысла в создании еще одной бюрократической структуры, тем более что в составе правительства уже есть комиссия по административной реформе, в компетенцию которой входит и совершенствование конкурентной среды. Похоже, Шувалов остался недоволен резкими оценками Артемьева в адрес программы развития конкуренции в России на 2009-2012 годы, которую он в качестве первого вице-премьера должен был курировать. Во всяком случае, он акцентировал особую ответственность ФАС за правоприменение и обеспечение конкурентной среды в стране.
Глава правительства Медведев попытался выступить в качестве арбитра. Доклад ФАС он признал сырым, требующим доработки. По мнению премьера, документ нужно дополнить аналитическими материалами о состоянии конкуренции в таких ключевых секторах экономики, как строительный рынок, рынки нефтепродуктов, электроэнергетики, теплоснабжения, транспорта, связи. Медведев подчеркнул важность привлечения к этой работе общественных объединений предпринимателей и потребителей, независимых экспертов. В то же время премьер-министр отметил, что антимонопольное законодательство в России, по оценкам экспертов, является хорошим и работа ФАС достаточно активна, а состояние конкуренции «очень и очень тяжелое». «Очевидно, что проблема в нас самих. Значительная часть людей, которые на протяжении десятилетий сидят за этим столом, – они не заинтересованы ни в какой конкуренции просто потому, что они отстаивают позицию отрасли, а так быть не должно. Поэтому, если уж и бороться за конкуренцию, нужно начать бороться с самими собой», – констатировал новый глава правительства. Медведев поручил первому вице-премьеру Шувалову определиться с формой института ответственного за развитие конкуренции. «Я бы не отвергал с порога идею комиссии по конкуренции, потому что, как я сказал, проблема в нас самих, и Артемьев как руководитель антимонопольного органа – он не имеет власти над министрами. А для того чтобы принимать решения, нужен более высокий уровень правительственного руководства», – подчеркнул премьер-министр. При этом он не исключил, что роль председателя этой комиссии ему придется взять на себя.
Как видно, Дмитрий Медведев в качестве главы правительства готов брать на себя ответственность за тяжелые, застарелые проблемы. Однако вызывает сомнение, что его решимости хватит для того, чтобы переломить прежнюю логику государственного управления в экономической сфере. А логика эта у чиновников сверху донизу состоит в том, чтобы создавать нерыночные преимущества для близких бизнес-структур, чаще всего государственных или полугосударственных, иногда – частных, а в благодарность получать от них пресловутую коррупционную ренту. В этой искривленной логике места для реальной конкуренции остается очень мало.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.