Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Интервью

20.06.2012

Москва Киеву не конкурент?

В связи с последними событиями на рынке продукции ВПК ряд украинских и российских экспертов начали говорить о конкуренции между Украиной и Россией. Реально ли такое соперничество Москвы и Киева? По каким направлениям Украина могла бы потеснить Россию на рынке вооружений? На эти и другие вопросы «Политком.Ру», касающиеся военно-технического сотрудничества (ВТС) России и Украины, отвечает заведующий отделом системного анализа проблем военной безопасности Днепропетровского филиала Национального института стратегических исследований Украины Алексей Ижак.

- Оправданы ли опасения ряда экспертов, уверенных в том, что Россия намеренно подрывает имидж Украины в сфере международной торговли оружием?

Торговля оружием только косвенно зависит от имиджа страны происхождения товара. Конечно, Россию трудно назвать фанатом успеха Украины как независимого государства, и это положение вещей отражается в медийном поле. В российском отрицании государственной полноценности Украины есть определенный коммерческий резон. Это посыл экономическим партнерам Украины, что Россия в качестве гаранта имеет право на комиссионные. Тем не менее, в сфере ВТС имидж играет второстепенную роль. Там действует «микс» коммерческих и военно-политических интересов. Иногда они совпадают, иногда – нет. В настоящее время не наблюдается какой-либо новой политики России, направленной на подрыв украинского оружейного бизнеса.

- Уместно ли в принципе говорить о наличии конкуренции между Украиной и Россией в сфере продажи вооружений? Или речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве?

Существует несколько моделей отношений между Украиной и Россией на внешних рынках вооружений. Первая модель – связанный экспорт, наиболее сильно проявившийся во время пика российских поставок в Индию и Китай. Экспорт авиационной техники и боевых кораблей сопровождался заказами для украинских производителей авиационных ракет и корабельных двигателей. В настоящее время такой симбиоз наиболее проявляется при поставках российских вертолетов всех моделей, монопольным производителем двигателей для которых является Украина.

Вторая модель – поставки из арсеналов (старые / отремонтированные / модернизированные советские вооружения). Сюда относится стрелковое оружие, бронетехника, артиллерия, средства противовоздушной обороны и фронтовая авиация. Получателями являются, в основном, страны Африки. В этом секторе торговли существует конкуренция. Однако она смягчается тем фактом, что Украина и Россия находятся в разных весовых категориях. Украина готова выполнять контракты, которые по своему объему являются для России второстепенными. Немаловажно, что у Украины и России на этом рынке появился сильный общий конкурент – Китай с клонами советских вооружений.

Коммерческий конфликт на рынках советских вооружений становится значимым только под влиянием военно-политических факторов. Такая ситуация имела место при поставах украинских вооружений Грузии. Теоретически, ее повторение возможно и в будущем, раз уж и Россия и Украина развивают военно-техническое сотрудничество со странами Закавказья и Центральной Азии, где силен конфликт самых разных интересов.

Третья модель – постсоветские разработки. Здесь по большинству направлений Россия и Украина занимают разные ниши рынка и не конкурируют, скорее, дополняют друг друга. Явный конфликт имеет место только в сфере бронетехники – украинский танк Т-84 против российского Т-90, украинский БТР-3/4 против российского БТР-82.

Четвертая модель – поставки вооружений Китаю. В последние годы Китай отказался от масштабных закупок в России в пользу «одомашненных» советских и российских образцов вооружений. Но сохранился интерес к некоторым ключевым технологиям, которые все еще не воспроизведены на китайской технологической базе. Китай склонен покупать небольшие партии высокотехнологической продукции.

Такие контракты неинтересны России, но привлекательны для Украины. Не этой почве возможен конфликт интересов. В ряде случаев он острый, как в случае поставок в Китай десантных кораблей «Бизон» (воспроизведенный по советской документации и несколько измененный «Зубр»). Потенциально конфликтной является ситуация с разработкой Китаем широкофюзеляжных самолетов. Впрочем, все эти конфликты теряют смысл в случае снятия европейского оружейного эмбарго против Китая.В целом, мы видим сложную картину, где партнерство переплетено с конкуренцией.

- По неофициальным данным, которые опубликовало украинское интернет издание «Дело», Украина готовится продать Индии крупную партию ракет класса «воздух-воздух», которые, однако, используются для оснащения истребителей Су-27, Су-30 и МиГ-29, поставляемых в Индию Российской Федерацией. Не является ли это примером продуктивного сотрудничества двух стран?

Абстрагируясь от степени официальности (в торговле оружием вообще минимум официальной информации) и источника (первым об этом сообщила российская «Независимая газета»), можно говорить о продолжении взаимовыгодной системы связанного экспорта России и Украины. Ракета Р-27 украинского производства традиционно поставляется тем странам, которые закупают российские истребители. Эти самолеты и эти вооружения все еще связаны общим советским прошлым. В случае указанной поставки не совсем понятна длительная подготовка контракта. СМИ говорят о нескольких годах. Более слабое вооружение МиГ-35 сыграло роль в проигрыше европейским конкурентам в индийском тендере 2011 года. Связано ли это с контрактом на поставку Р-27, сказать трудно.

- С вашей точки зрения, по каким направлениям Украина могла бы потеснить Россию на рынке вооружений? И какие рынки является на сегодняшний день сферой взаимных интересов Москвы и Киева?

Если говорить о вновь производимой технике, Украина имеет сильные позиции по бронетехнике, широкофюзеляжным самолетам, ракетному вооружению, катерам. Сохраняется монополия на корабельные энергетические установки и вертолетные двигатели. Реализация Украиной преимуществ в указанных сферах является для нее естественной. Если на данных направлениях возникает политически или идеологически мотивированное противодействие со стороны России, это отравляет отношения. Достаточно вспомнить ситуацию с Ан-70 до возвращения России в проект и сравнить ее с нынешней. Можно привести множество других примеров.

Со своей стороны, Россия чувствительна к военно-политическим аспектам украинского оружейного экспорта. В коммерческом отношении он не представляет для России существенной угрозы. Но если Украина не проявляет достаточного такта, это отравляет отношения.

Исходя из сказанного, правильней говорить не о рынках, а о военно-технической политике двух стран. Конкуренция является нормальным явлением, так же как выгодными могут быть совместные проекты. Рынки меняются под влиянием многих факторов. До "арабской весны" была одна ситуация, сейчас она другая. До выхода Китая на внешние оружейные рынки ситуация была одна, сейчас – другая. России и Украине важно понимать интересы друг друга и не переходить «красных линий», за которыми под угрозой оказывается весь комплекс двусторонних отношений.

- Как можно связать с этим информацию о том, что закон «О госзакупках», действующий на территории Украины, более не распространятся на сферу оборонного комплекса? Поможет ли это Украине в конкурентной борьбе с Россией?

Закон «О госзакупах» в настоящее время пересматривается таким образом, чтобы снять обязательное требование о проведении тендеров для продукции военного назначения. Законопроект о соответствующих изменениях прошел первые слушания в парламенте. Проблема старая и многократно озвученная менеджерами оборонной промышленности Украины. Требование проведения тендеров в случаях, когда речь идет об уникальных поставщиках уникальных комплектующих и материалов, абсурдно. Результат – потери времени и ненужная бюрократия. Тем более, обязательные тендеры на комплектующие абсурдны, когда речь идет о внешних заказчиках.

С другой стороны, большая прозрачность как государственных, так и коммерческих закупок – мировой тренд. В его рамках возникают новые формы кооперации, когда можно создавать «свою» технику с «чужими» технологиями. Российский «Суперджет», хотя и не является военным самолетом, олицетворяет возможности такого подхода к производству. Он имеет право на существование. Но есть логика и в том, чтобы исключать некоторые сферы военного производства из глобализированных правил экономического регулирования.

Изменения закона о госзакупках в данных конкретных условиях хозяйственной деятельности в Украине повысят возможности производства вооружений и военной техники. Это касается как условий конкурентной борьбы, так и транснациональной кооперации.

Беседовал Михаил Симутов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net