Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.09.2012 | Иван Преображенский
Пропаганда на службе дьявола
Конфликт атеистической части российского общества и Русской православной церкви становится все глубже. И некоторые, как миллиардер Михаил Прохоров, пытаются предложить пути для нормализации отношений. Но государственная пропагандистская машина делает все для углубления трещин разделяющих различные группы российского общества. И это заставляет всерьез задуматься о том, кто же был инициатором скандала вокруг Pussy Riot – Борис Березовский или все же нынешние российские власти.
Внутренний конфликт, усиливающий распад и без того тяжело больного российского общества, налицо. Это касается не только дела Pussy Riot, которое из суда над тремя, не побоюсь этого слова, идиотками, превратился в демонстрацию внесудебных возможностей возрождающейся российской репрессивной системы. Весьма показательны и заявления такого «уважаемого» пропагандиста, как Михаил Леонтьев, который назвал представителей оппозиции оккупантами и предложил им покинуть страну.
Суть его заявлений, разумеется, проста. Как и большинство пропагандистских действий российской власти, она абсолютно технологическая. Никаких долгосрочных расчетов за его заявлениями нет. Просто на фоне кампании против недостаточно лояльной Владимиру Путину части бюрократии, построенной на принудительной репатриации капиталов, необходимо отобрать у оппозиции тезис об «оккупационном» характере нынешней российской власти. Оккупанты не могут быть патриотами – это очевидно из самого внутреннего смысла данного слова в русском языке. Как следствие, официозная пропагандистская машина решила приватизировать этот термин и, отобрав его у оппозиции, повернуть против самих противников действующего режима. Стратегически же это решение, также как и фильм Аркадия Мамонтова, банально приводит к стравливанию одной части общества с другой.
Кстати, фильм Мамонтова, явно адресованный никаким не домохозяйкам, а потенциальным сторонникам Путина, которые выбирают его как меньшее зло по сравнению с оппозицией и самим оппозиционерам – это новая «энциклопедия русской жизни». Точнее, русской телевизионной жизни. Есть там и заговор иностранцев против России, и зловещий «дьяволенок» Борис Березовский, и извращенный секс. Не хватает для завершения картины только экстрасенсов, которые наверняка появятся на следующих этапах так называемого «журналистского расследования». При этом с технологической точки зрения это не менее успешный продукт, чем панк-молебен в храме Христа Спасителя. Как и акция Pussy Riot, он адресован сразу двум прямо противоположным аудиториям и направлен на сталкивание их лбами. Причем без цели дать победу одной из них, но скорее с целью обе дискредитировать и ослабить.
Этот «взрывной» характер госпропаганды становится все более очевидным и некоторые, как миллиардер и политик Михаил Прохоров, начинают входить в противовес расколу общества с публичными примирительными предложениями. Он, напомним, в статье в газете «Коммерсант», предложил разработать концепцию Религиозного кодекса. Этот документ, по его мнению, должен урегулировать отношения церкви с государством. По словам Прохорова, благодаря Религиозному кодексу «будет создана прочная светская основа для полноценного сотрудничества российского государства, российского общества, всех российских конфессий в незавершенном деле строительства обновленной и исцеленной России».
Текст этот писал и даже редактировал, судя по стилю, не сам Прохоров, но идея общественного примирения миллиардеру, видимо, близка. Однако консультанты бывшего кандидата в президенты организовали ему столь же «беззубую» и безликую статью, как и в недавнем прошлом президентскую кампанию. В отличие от того же фильма Мамонтова, она не вызвала большого резонанса и явно не может стать предметом для серьезного обсуждения в настоящий момент. И в значительной степени потому, что в ней не указано, кто же и почему «взрывает» гражданский мир в России, о котором стремится позаботиться Прохоров.
На этот вопрос сегодня вообще редко кто пытается дать ответ, при том, что он, разумеется, лежит на поверхности. Ведь раскалывает общество государственная пропагандистская машина, которую активно «подкрепляет» своей мощью государственная репрессивная система. Кто в реальности начал дело Pussy Riot, как не телевизионщики, коллеги по цеху Аркадия Мамонтова, вытащив этот рядовой скандал в топовые новости? Кто превратил рядовой административный процесс в судилище, за которым начала следить даже зарубежная либеральная общественность, как не российский суд и прокуратура? Кто, наконец, поддерживает общество в тонусе, постоянно напоминая ему об этом скандале и не давая теме, вопреки серьезным усилиям со стороны многих церковных и государственных бюрократов, как не государственные же пропагандисты вроде Михаила Леонтьева?
И в этой ситуации одними призывами к миру обойтись никак нельзя. Для того, чтобы врага победить, его, как известно, надо назвать по имени. Бороться с безликой «разрухой» явно совершенно бессмысленно. И те, кто стремится себя презентовать как сторонники восстановления в российском обществе хотя бы относительного мира и взаимопонимания, должны это понимать. Ну а до тех пор, пока они не скажут прямо и всерьез, о чем идет речь, они не смогут рассчитывать ни на поддержку общества, которому вообще под давлением многочисленных пропагандистских компаний трудно собраться с мыслями, ни на поддержку консервативной части госаппарата, которому тоже не нравится существовать в условиях войны «всех против всех». И все примиренческие манифесты, вроде статьи Михаила Прохорова, так и будут оставаться пустыми и бессодержательными манифестами.
Иван Преображенский - политический обозреватель, к.п.н.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.