Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.09.2012 | Марина Леандрова
Мониторинг общественно-политической ситуации в Краснодарском крае (июнь-август 2011 г.).
Первая половина лета в Краснодарском крае была отмечена высокой активностью регионального парламента и многочисленными кадровыми ротациями как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Основными причинами повышенной активности депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края стали приближение традиционных парламентских каникул, множество инициатив представителей Госдумы, необходимых для обсуждения в регионах, а также близость новых выборов в законодательный орган края и необходимость подтвердить собственную значимость для региона.
Изменения коснулись основ государственно-правового устройства, избирательной системы, социальной защиты и деятельности СМИ. Среди ключевых принятых региональным парламентом законопроектов следует отметить: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края в части усиления защиты здоровья и духовно-нравственного развития детей», «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края», «О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края» и «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года».
Скандальный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края в части усиления защиты здоровья и духовно-нравственного развития детей» содержит в себе нормы, согласно которым за пропаганду гомосексуализма и педофилии на Кубани будут штрафовать. Данный закон был принят в ряде регионов России, а впоследствии может быть принят и Госдумой РФ. Некоторые положения закона встретили резкую критику на федеральном уровне со стороны правых партий и движений из-за нарушения либеральных норм. В свою очередь кубанские парламентарии единогласно приняли законопроект в обоих чтениях, что свидетельствует о консервативности краевого собрания.
Законопроект «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» закрепил изменения в структуре исполнительной власти, внесенные первым лицом в предыдущие месяцы. Однако внимания заслуживают скорее кадровые решения губернатора, чем корректировки структурной составляющей. Кроме перестановок, произведенных А.Ткачевым в мае, интерес может представлять личность министра промышленности и энергетики Краснодарского края, экс-директора по корпоративному управлению ОАО «МРСК Юга» В.Брижаня. Он имеет значительный опыт работы в сфере, которую ему предстоит курировать. Назначение В.Брижаня главным энергетиком края свидетельствует о сильных позициях и лоббистских способностях «МРСК Юга», компании, задействованной в различных проектах по подготовке к Олимпиаде в Сочи.
В целом, кадровая политика А.Ткачева строится на прежних постулатах, одним из которых является назначение представителей местных элит одних муниципальных районов в другие районы края, либо в структуры регионального уровня власти. Такая практика позволяет губернатору обеспечивать лояльность новых руководителей и в то же время предупреждает появление сильной независимой группы влияния на муниципальном уровне. Изменения, произошедшие в кадровом составе глав муниципальных районов летом, только подтверждают вышесказанное: новым главой Щербиновского района был назначен экс-мэр Тимашевского городского поселения С.Робилко, а руководителем департамента региональной политики в правительстве Краснодарского края стал В.Свеженец, ранее занимавший должность главы Мостовского района.
Законопроект «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года» призван урегулировать последствия наводнения в крае в начале июля.
Наиболее резонансным событием прошедшего лета стало наводнение на Кубани в начале июля, от которого пострадали жители Крымского района, г.Новороссийск и г.Геленджик. Основной удар стихии пришелся на г.Крымск, где в результате наводнения погибло около по разным данным от 170 человек до 6 тысяч человек и значительно пострадала жилищная инфраструктура (было выведено из строя около 7000 домов). Причиной произошедшего, по официальным данным, стала совокупность четырех факторов, способствующих выпадению интенсивных дождей. Местные эксперты сходятся во мнении, что причиной катастрофы подобного масштаба не могли стать только исключительные природные условия, и значительную часть ответственности должна нести официальная власть и работники водохранилища. Следует отметить, что наводнения в данных районах не являются неожиданностью и происходят с достаточно частой периодичностью, однако незначительные разрушения и отсутствие многочисленных человеческих жертв не позволяли привлечь внимание общественности и федерального центра к данной проблеме. Неспособность власти к оперативным действиям во время наводнения и попытки сокрытия информации о масштабах катастрофы нанесли серьезный удар по репутации региональной власти и лично губернатора А.Ткачева. Высокая протестная активность в крае распространилась на федеральный уровень, недовольные граждане требовали отставки губернатора. В частности, 16 июля у здания городской администрации жители города Крымска устроили несанкционированный митинг, они жаловались на отсутствие обещанных компенсаций для пострадавших и требовали отставки губернатора А.Ткачева.
Несмотря на сложность ситуации и серьезность ошибки региональной власти, федеральный центр не мог пойти на уступки обществу в силу высокой значимости фигуры действующего губернатора для сохранения необходимого правящей элите баланса сил на Кубани (см. предыдущие мониторинги). Таким образом, негативное отношение жителей края к федеральной власти за неумелые действия во время наводнения усилилось из-за нежелания высшего руководства исправить собственные ошибки путем ротации первого лица субъекта РФ. При этом ситуацией попытались воспользоваться некоторые оппозиционные объединения, среди которых и парламентские фракции. Наибольшую активность в этом направлении проявили сторонники партии «Справедливая Россия», которые попытались поставить вопрос об отставке губернатора А.Ткачева в Государственной Думе РФ. Очевидно, позиции общественных и политических групп, не принадлежащих к числу акторов правящей элиты, не повлияли на окончательное решение федерального центра. В то же время они принесли оппозиции дополнительные дивиденды в виде роста поддержки среди населения и нового повода для критики действующей власти в период предстоящей избирательной кампании по выборам депутатов регионального парламента Краснодарского края.
Вопрос об отставке А.Ткачева некоторое время циркулировал в СМИ различных уровней, рассматривался вариант с добровольным сложением полномочий губернатором. Такое развитие событий не лишено собственной логики, губернаторские выборы осенью могли способствовать росту поддержки партии власти и подтвердили бы легитимность действующей власти, что должно было нанести серьезный удар по положению оппозиции в регионе. Однако в высших эшелонах власти было решено сохранить губернаторство А.Ткачева из-за нестабильности ситуации в крае и отсутствия гарантий положительного результата по итогам возможных ротаций (по некоторым данным, решение обсуждалось совместно с первым заместителем руководителя администрации Президента РФ В.Володиным). В число основных мер по реабилитации имиджа региональной власти вошли акцентирование внимания на вине муниципальных властей, попытки уменьшения масштаба произошедшего, подробное освещение в СМИ восстановительных работ в пострадавших районах и действий региональных властей при новых наводнениях на территории края в августе. Спустя несколько дней после наводнения после резкой критики губернатора были отстранены от занимаемых должностей глава Крымска В.Улановский (триумфально победивший на выборах в мае 2012 года, его результат составил 94,5% голосов избирателей) и руководитель Крымского района В.Крутько.
Вместе с тем, некоторые официальные заявления и инициативы губернатора края свидетельствуют о попытке региональных властей отодвинуть тему наводнения в Крымске на второй план посредством акцентирования внимания на актуальных для региона проблемах. Наиболее резонансной стала инициатива руководства края, связанная с миграционной политикой. В начале августа А.Ткачев предложил организовать на Кубани совместное патрулирование с участием полиции и казачества с целью урегулирования межнациональных столкновений на территории края. Высказывание А.Ткачева получило широкую огласку в прессе: «Мы прекрасно понимаем: с народом воевать бесполезно, этого все боятся. Поэтому когда казачество будет рядом с представителем правопорядка, с полицией, то и вы будете чувствовать себя увереннее. То, что нельзя вам - казаку можно. В определенной степени, на бытовом уровне, на подсознательном, на понятийном. Таким образом, я уверен, у нас нет другого пути - мы будем выдавливать, наводить порядок, спрашивать документы, заниматься миграционной политикой». За подобным заявлением последовала критика, экспертизы на предмет разжигания межнациональной розни (в частности, проверка Генеральной прокуратуры по просьбе представителей Общественной палаты) и негативные отзывы экспертов о перспективах реализации предложения. Однако Законодательное собрание Краснодарского края утвердило изменения в ранее существовавших краевых законах «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» и «О дополнительных мерах социальной защиты членов казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества», согласно которым теперь полицейским в охране порядка будут помогать казаки. Планируется, что казачьи дружины будут охранять общественный порядок в местах массового пребывания людей с 1 сентября во всех 44 муниципалитетах края. Несмотря на формальное отторжение предложения губернатора (другая официальная позиция высших властей была бы неуместна), федеральная власть дистанцировалась от процесса, что может свидетельствовать об одобрении действий А.Ткачева. Усиление давления на представителей нетитульных этносов на территории края встретило поддержку среди населения края, что в данный момент является приоритетным направлением деятельности руководства региона. В преддверии региональных выборов подобные резкие, неоднозначные инициативы, отвечающие интересам большей части населения, могут значительно улучшить положение правящей элиты, что особенно необходимо региональных властям после ряда крупных неудач. Кроме того, край может стать тестовым регионом для проверки подобной практики: межнациональные проблемы и рост недовольства мигрантами – традиционная проблема российских, особенно южных, субъектов РФ. Однако популярная у значительной части населения инициатива может привести к возникновению межнациональных очагов напряжения и способствует возникновению новых, гораздо более опасных проблем у региональной власти. Таким образом, данное предложение можно считать популистским и направленным скорее на повышение имиджа действующей власти, чем на решение реальных проблем.
Особенности общественно-политической ситуации в регионе позволяют прогнозировать напряженную избирательную кампанию в крае. 14 октября в крае планируется провести 45 процедур голосования, среди которых наиболее значимыми станут выборы депутатов Законодательного Собрания края пятого созыва. В настоящее время региональный парламент состоит из 50 депутатов, половина из которых избирается по мажоритарной системе, половина – по пропорциональной. В ходе очередного заседания краевой избирательной комиссии были приняты решения о регистрации 17 краевых списков кандидатов в депутаты Законодательного собрания края. Среди них «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, «Правое дело», «Патриоты России», Демократическая партия России, Социал-демократическая партия России, Коммунистическая партия социальной справедливости, Российская экологическая партия «Зеленые», Партия за справедливость, Народная партия «За женщин России», Партия свободных граждан, Партия социальных сетей, РОДП «ЯБЛОКО», «Коммунисты России», «Города России». Регистрация кандидатов в одномандатных округах заканчивается 8 сентября, на момент написания материала окружные избирательные комиссии приняли документы от 246 потенциальных парламентариев.
Из особенностей следует отметить появление в бюллетенях кандидатов-однофамильцев, подобная технология пользовалась популярностью в конце 1990-х гг. По мнению оппозиционных кандидатов, таким образом оппоненты рассчитывают отобрать часть голосов. О появлении кандидатов-однофамильцев сообщили представители партий КПРФ и «Яблоко – Объединенные демократы» (кроме «Яблока» включает «Солидарность», ПАРНАС и «Демократический выбор»). В списках участников выборов в Законодательное собрание региона появились 2 фамилии, совпадающие с фамилиями кандидатов от партии «Яблоко» - супругов Батуринец. Однофамильцы были выдвинуты партией «Правое дело», известным неформальными контактами с правящей элитой. Представители КПРФ насчитали как минимум четырех кандидатов, чьи фамилии совпадают с выдвиженцами коммунистов. Кроме того, в комитете КПРФ отмечают, что однофамильцы выдвинуты партиями со схожим звучанием - «Коммунистической партией социальной справедливости» (КПСС) и «Коммунистами России».
Таким образом, борьба между политическими организациями присутствует уже в процессе формирования избирательных бюллетеней, что свидетельствует о значимости предстоящей кампании для руководства региона. Эксперты отмечают отсутствие главы региона А.Ткачева среди кандидатов в депутаты регионального парламента, что может быть вызвано его непопулярностью в связи с трагедиями в Крымске и станице Кущевской и свидетельством отказа от практики использования «паровозов», длительное время используемой федеральным центром. Последние события ослабили позиции А.Ткачева, и решение не включать его в список партии «Единая Россия» вполне обоснованно и закономерно. Тем не менее, действующий губернатор остается центром системы взаимодействий в крае, а в настоящее время найти ему адекватную замену для сохранения целостности данной системы не представляется возможным.Воздействие объективных факторов на расстановку сил и положение правящей элиты в регионе скорректировало стратегию руководства края и заставило обратиться к некоторым радикальным мерам для стабилизации общественно-политической ситуации в крае. Оперативность и резкость действий вызвана приближением выборов в региональный парламент, победа в которых необходима правящей политической элите. Первые промежуточные итоги кампании по восстановлению имиджа власти на Кубани позволяют констатировать относительную успешность использованных средств, не способных при этом полностью реабилитировать действующую власть в глазах электората.
Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электоральных пространств», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.
Марина Леандрова - стажер Лаборатории региональных политических исследований НИУ-ВШЭ.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.