Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.09.2012 | Георгий Мирский

Иран и Израиль: двусторонняя паранойя

Если бы можно было верить тому, что говорят политики и сообщают СМИ, между Ираном и Израилем уже давно была бы война. Весной этого года даже не кто иной, как министр обороны США Леон Панетта , предупреждал, что война начнется в ближайшие месяцы. Конечно, он сам в это не верил. В этой ситуации больше, пожалуй, чем в какой-либо другой - сегодня, переплелись и перепутались искренние страхи, блеф, шантаж, «война нервов», и не всегда разберешь, каковы пропорции того или иного.

Верить можно только нескольким, что называется, «железным фактам». И главный из них вот какой: в течение ряда лет Иран целеустремленно и неуклонно идет к созданию…нет, вовсе не обязательно атомной бомбы, а условий для ее производства. Но в определенном контексте разница между физическим обладанием бомбой и технологической возможностью ее произвести в любой момент не так уж важна. Когда она будет стерта совсем, война может начаться в любой момент.

Последний доклад МАГАТЭ не оставляет сомнений в том, что число центрифуг на заводах в Натанзе и Фарду, где обогащается уран, растет; да президент Ахмадинежад сам всегда с удовольствием об этом сообщает. И если первые резолюции Совета Безопасности настаивали на полном прекращении дальнейшего обогащения урана выше уровня, необходимого для развития мирной энергетики, то затем ООН от этого требования отказалась ввиду его полной нереалистичности. Дело в том, что для Ирана обогащение урана давно уже стало национальной идеей, и даже оппозиция это поддерживает. И чем больше мировое сообщество противилось бы обогащению, тем выгоднее это было бы для тегеранских руководителей. В самом деле, под каким лозунгом можно вернее всего мобилизовать массы, недовольные и властью, и уровнем жизни? Только под этим: американцы и сионисты, манипулируя мировым общественным мнением, пытаются задушить Иран, лишить его законного права развивать мирную ядерную экономику, но наш древний и гордый народ не позволит поставить себя на колени!

Если бы речь шла о мирном атоме, проблемы не было бы вообще. Но для него достаточно уровня обогащения в 4 с небольшим процента. В Иране есть всего один атомный реактор (тегеранский), где производится медицинское оборудование. Но вот Иран двинулся уже к 20 процентам, а теперь пошел и дальше. Косвенным доказательством того, что тегеранские правители в любом случае твердо намерены довести уровень обогащения урана с нынешнего (20 %) до 90- процентного, является один неопровержимый факт: они несколько раз отклоняли предложение России и других держав перенести процесс обогащения на российскую территорию. Ясно, по какой причине - ведь в России процесс обогащения урана был бы под контролем, и иранцы получили бы только 20-процентный уран для загрузки в тегеранский реактор. Иначе говоря, согласно российскому предложению Иран получал бы как раз то, что нужно для своего «мирного атома». Нет, не хотят - как же тут не заподозрить их в намерении докрутить свои центрифуги до получения «военного атома»?

Для чего Ирану нужно стать ядерной державой? Три мотива: для утверждения статуса великой державы, для установления региональной гегемонии и для защиты от возможного нападения извне. Практически эти цели могут быть достигнуты и без того, чтобы держать в руках уже изготовленную атомную бомбу; достаточно состояние «пятиминутной готовности», чтобы весь мир знал: чуть что – и нам останется сделать один шаг.

Скорее всего, именно таковы намерения Тегерана, поскольку трудно себе представить, что иранские владыки настолько безумны и фанатичны, что в самом деле собираются разбомбить Израиль. Они достаточно прагматичны, чтобы сообразить: от их ядерной программы останется одна пыль, прежде чем они успеют запустить в сторону Израиля ракеты с атомным устройством. Поэтому они вероятнее всего остановятся в одном шаге от реального производства бомбы.

Логично? Да, если вы живете в Москве, Париже или Нью-Йорке. А если вы живете в Тель–Авиве или Хайфе и время от времени слышите, что ваша страна должна быть стерта с карты мира, и это говорят лидеры именно того государства, которому, возможно, осталось сделать несколько шагов до производства бомбы? «Сионистское образование- это раковая опухоль, которая должна быть вырезана» - это произнесенные в начале текущего года слова главного человека в Иране - аятоллы Хаменеи.

Сидеть и ждать у моря погоды, ждать, пока сработают резолюции ООН или экономические санкции? Что-то не видно, чтобы все это возымело действие и повлияло на позицию Тегерана. Значит - ударить, разбомбить иранские ядерные объекты. Понятно, что одному Израилю это не под силу, лучше действовать вместе с Америкой. И израильский премьер Нетаньяху каждый раз пытается добиться от Обамы ответа на вопрос: какой именно момент в дальнейшем развитии иранской ядерной программы США сочтут « пересечением красной линии», т.е. casus belli? Обама четкого ответа не дает, а время идет, иранцы крутят и крутят свои центрифуги. Немудрено, что Нетаньяху и министр обороны Эхуд Барак (два главных « ястреба») все громче говорят, что в таком случае придется действовать в одиночку; это и есть специально раздуваемая паранойя, чтобы в Тегеране не подумали: раз Обама тянет время, бояться нечего, удара не будет.

Говорят о двух «окнах возможностей»: первое - до американских президентских выборов 6 ноября (Обама, боясь потерять голоса избирателей-евреев и – что еще важнее - произраильски настроенных христиан-евангелистов, не посмеет воспрепятствовать удару Израиля), второе - пока иранцы еще не упрятали все свои ядерные объекты под такие толстенные слои гранита, что никакая израильская бомба не пробьет. Первое окно уже потеряно, до выборов в США войны не будет, а со вторым вообще неясно - возможно, уже поздно.

Ясно одно: при всем нежелании американцев воевать (последствия для их политики в мире ислама будут катастрофическими) рано или поздно, если Иран не пойдет навстречу предложениям мировой общественности, исключать военный вариант нельзя. Ведь если спросить руководителей дипломатии великих держав: «на что вы рассчитываете?» - в Вашингтоне скажут: экономические санкции сломят спину иранского верблюда (а что если не сломят? Тогда – война). А вот что скажут в Москве? Какой видится выход? На что рассчитывать?

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net