Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.09.2012
Пять прогнозов и один бюджет
На фоне медленно, но уверенно набирающей силу стагнации в мировой экономике традиционные внешние драйверы экономического роста в России практически не работают. Более того, можно сказать, что российская экономика исчерпала весь потенциал роста, который мог обеспечить 110-долларовый баррель.
По итогам августа стагнация в России стала более отчётливой, охватив ещё больше ключевых экономических параметров. Рост сейчас концентрируется преимущественно в секторе услуг, в то время как в отраслях реального сектора динамика либо откровенно плохая, либо неустойчивая. Расчет правительства на восстановление инвестиционной активности, необходимой для достижения хотя бы 3,5% роста ВВП по итогам 2012 г. (официальный прогноз), пока не оправдывается. Эффект от количественного смягчения и других мер, предпринимаемых денежными властями по всему миру, наверняка позитивно отразится на российском финансовом секторе, но в силу отсутствия связок между финансовым и реальным сектором вряд ли сможет заметно оживить производство.
Тем временем в рамках бюджетного процесса МЭР опубликовал пять прогнозных сценариев, лишь один из которых (сценарий острого внешнего кризиса) предполагает почти нулевые темпы роста ВВП в 2013 г. Остальные сценарии обещают в ближайшие три года рост, темпы которого меняются в довольно широких пределах – от 3% до 5–6% в год практически вне зависимости от цен на нефть. Не углубляясь в подоплеку выбора именно этих сценариев, нужно признать, что никогда в последние годы потенциальный вклад собственной экономической политики властей в темпы роста не оценивался ими так высоко. Между тем инструменты, которыми реально располагает нынешнее правительство, на самом деле очень ограничены, что добавило ожесточенности традиционному спору междуМЭР и Минфином о допустимости бюджетного дефицита. Что же еще остается, если нет возможности всерьез заниматься строительством институтов и проводить либерализацию экономики? Только пытаться по-иному перераспределить имеющиеся ресурсы.
По итогам всех обсуждений, в том числе самого драматического – у президента, установка на достижение сбалансированного бюджета к 2015 году осталась неизменной. Минфин согласился включить в федеральный бюджет менее половины дополнительных расходов, связанных с выполнением майских указов В. Путина (0,4% ВВП в 2013-м, 0,5% ВВП в 2014-м и 0,6% ВВП в 2015 году). Эти расходы включают в себя: повышение оплаты труда для перехода на эффективный контракт, в т.ч. для преподавателей вузов, пособия семьям при рождении третьего и последующих детей, формирование государственных научных фондов, повышение стипендий хорошо успевающим и нуждающимся студентам, дополнительные средства на решение проблемы ликвидации аварийного жилья, поддержку ведущих университетов, ежегодное увеличение числа контрактников в армии, а также по 100 млрд. руб. в год на поддержку регионов в рамках межбюджетных отношений. Что касается других дополнительных обязательств, в основном по увеличению зарплат школьным учителям и работникам культуры (0,5% ВВП в 2013-м, 0,6% ВВП в 2014-м и 0,8% ВВП в 2015 году), то перспективы их исполнения теперь напрямую зависят от состояния региональных бюджетов. Последние в свою очередь, в отличие от федерального бюджета, зависят не от цен на нефть, а от состояния внутренней экономики (две трети поступлений в бюджеты регионов – налог на прибыль и подоходный налог) и пресловутого инвестклимата.
На рост бюджетных доходов (в регионах – в большей степени, в центре – в меньшей) можно рассчитывать, лишь преодолев нынешнюю стагнацию в экономике. Интересный момент состоит в том, что в новых условиях, когда бюджетные обязательства регионов по зарплате должны быть жестко привязаны к динамике средней зарплаты в регионах,местные власти будут несколько больше заинтересованы в максимизации прибыли «своих» налогоплательщиков (и, соответственно, налога на прибыль), чем в увеличении зарплат на подведомственных территориях. Теоретически это могло бы положительно сказаться на объеме инвестиций, но есть опасение, что в нашем «климате» это может обернуться инвестициями за пределами России.
Наталья Акиндинова
Материал подготовлен Центром развития
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.