Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.09.2012
На волоске от признания
На минувшей неделе Сенат США пригрозил украинскому президенту Виктору Януковичу не признать парламентские выборы, которые должны пройти 28 октября, пока не будет выпущена из тюрьмы и восстановлена в правах главная оппозиционерка страны Юлия Тимошенко. Кроме того, США грозят персональными санкциями для представителей властей. Оппозиция заявила, что приступает к созданию своего аналога «списка Магнитского». Насколько вероятен сценарий признания Евросоюзом и США украинских парламентских выборов 28 октября 2012 года нелегитимными? Насколько вероятно, что депутатами оппозиционных фракций сдадут свои мандаты для блокирования работы нового парламента? Чем на это может ответить власть? Об этом мы спросили украинских экспертов.
Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стран СНГ (Киев):
Я сейчас общаюсь с различными группами международных наблюдателей, которые уже довольно активно действуют на Украине. Вы знаете, чем отличаются эти выборы от выборов, скажем, 2004 года, когда тоже было понятно, кого Запад поддерживает, а кого нет? Тем, что тогда западные наблюдатели не знали наверняка, кто победит, а потому не знали заранее, признать выборы или нет. Сейчас же, насколько я понял из общения с некоторыми из них, у западных наблюдателей нет никаких сомнений в грядущих выводах. Как бы прозрачно ни прошли выборы, как бы влатсь ни старалась обеспечить видимость демократичности этих выборов, но представители Запада не сомневаются в том, что выборы однозначно не будут признаны демократическими и соответствующими демократическим стандартам. Как вы понимаете, они не могут этого сделать при наличии "узницы совести" за решеткой. Мало того, даже если предположить, что Тимошенко будет выпущена из колонии, но не примет участия в выборах (а это уже невозможно сделать на основании закона), Запад также не сможет признать выборы на Украине демократичными.
Сдавать мандаты никто не будет да и смысла в этом никакого нет. При нынешней процедуре формирования парламента за сдачей мандата, скажем, депутата-мажоритарщика должны последовать выборы в его мажоритарным округом, чем с удовольствием воспользуются многие. Так что не надо путать нынешнюю ситуацию с обстоятельствами 2007 года, когда парламент формировался на совершенно иных принципах. Если кто и сдаст мандаты, то некоторые "гламурные" кандидаты-списочники, которым быстро наскучит протирание штанов в парламенте. Но таких там единицы.
Павел Рудяков, журналист, политолог (Киев):
Оценка Западом выборов 28 октября "нелегитимными", по-моему, не очень велика. А вот оценка "недостаточно легитимными", наоборот, велика. Процентов, думаю, 70-80%. От того, как пройдут выборы, эта оценка не зависит. Она выгодна и США, и ЕС, хотя и каждой из сторон по своим причинам. Объединяет позиции Америки и Европы - желание накинуть еще более жесткую узду на Киев и на его нынешних хозяев с целью закрепления своего влияния и недопущения отката Украины к России. Насколько мне известно, власть продолжает осуществлять попытки изменить ситуацию, над этим работает сразу несколько групп влияния, однако, вся работа, в основном, строится через западных лоббистов, то есть, иначе говоря, сводится к отмыванию денег. О положительном результате как императиве никто из "януковичей" даже не думает. Объяснять очередной провал "папе" кознями врагов из своих же рядов или представлять его (провал) В.Януковичу как успех люди из его окружения научились очень хорошо. Особенно в этом преуспел, по слухам, С.Левочкин.
Что касается сдачи мандатов, то я в него не верю. Делать столь решительный шаг любая наша оппозиция может только с согласия кого-то из внешних покровителей, а ни для кого из них сегодня, как я понимаю, задача организации в Украине острого политического кризиса не стоит.
Денис Кирюхин, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
До конца избирательной кампании еще месяц и, кроме того, еще только предстоит пройти самый ответственный этап кампании — голосование и подсчет голосов, так что прогнозы делать пока сложно. Тем не менее, уже сегодня очевидно, что демократический характер выборов Запад для себя поставил под сомнение еще до официального старта избирательного процесса. Потому критических оценок не избежать.
А вот признают выборы легитимными или нет будет зависеть от того, какое политическое решение по этому вопросу примут в европейских столицах и в Вашингтоне. Буквально на днях прошли выборы в нижнюю палату парламента Белоруссии. На Западе прошедшие выборы оценили как несвободные и недемократичные. Но если сравнить украинскую и белорусскую ситуации, то очевидна существенная разница. В Украине все оппозиционные политические силы принимают участие в избирательном процессе и ни у кого не вызывает сомнение, что оппозиция будет широко представлена в парламенте. Так что, как представляется, оснований для непризнания выборов легитимными нет. Но тем не менее, такой вариант исключать нельзя.
Реализация сценария сдачи мандатов оппозицией маловероятна. Прежде всего следует принять во внимание, что оппозиционеры путем сдачи мандатов не смогут заблокировать работу парламента нового созыва. Ведь никаких правовых последствий этот шаг не принесет. Если у оппозиции не будет большинства голосов (а сегодняшние данные социологических исследований исключают возможность для оппозиции сформировать большинство), то ее уход из Верховной Рады не скажется на возможностях парламента принимать законы.
Кроме того, политические силы, которые позиционируют себя как оппозиционные, не объединены, а, скорее, выступают конкурентами друг друга. Так что крайне сомнительно, что все оппозиционные партии смогут договориться между собой и сложить мандаты. Но даже если допустить такую возможность, то уж от оппозиционных депутатов-одномандатников добиться сложения мандатов будет практически невозможно — слишком уж дорого стоит победа на округе.
Единственная цель, ради которой оппозиция может пойти на такой шаг и сдать мандаты — это подорвать легитимность новой Верховной Рады. Ведь очевидно, что и в глазах Запада, и в глазах значительной части украинских граждан парламент без представителей оппозиционных политических сил (или даже одной оппозиционной партии) будет лишен легитимности. Но зачем оппозиции сейчас идти на такой шаг? До президентских выборов еще далеко, а собрать новый Майдан и с его помощью прийти к власти (как это было в 2004 году) сегодня уже не получится. Так что вряд ли кто-то будет сдавать мандаты.
Виктор Пироженко,член Экспертного Совета Фонда стратегической культуры, кандидат философских наук (Киев):
Вариант непризнания ЕС и США результатов выборов в ВР крайне маловероятен при условии, что на Западе останется господствующей точка зрения в пользу разделения двух вопросов: вопроса об освобождении Тимошенко и устранении «избирательного правосудия», и вопроса проведения честных и открытых парламентских выборов. Если избирательная кампания и голосование пройдут по принятым на Западе стандартам, то этого будет достаточно для признания выборов состоявшимися. При этом, Запад продолжит работать с украинской властью по «делу Тимошенко».
Есть и иная точка зрения, которая сформировалась у части ангажированных украинской оппозицией европейских структур – радикальное неприятие украинской власти и всего, что она делает, в том числе, и процесса выборов в парламент. Эта позиция предполагает увязывание требования «освобождения Тимошенко» с признанием выборов. Ослабление главного конкурента ПР – «Батькивщины», как следствие неправомерного ареста Ю.Тимошенко, считается в этих кругах искусственным созданием конкурентных преимуществ в пользу правящей ПР и уже сейчас оценивается, как достаточное основание непризнания итогов выборов.
Первая точка зрения, возможно, не столь безупречна в правовом смысле, но она подкрепляется очень значимыми для Запада геополитическими соображениями: стремлением продолжать конструктивное сотрудничество с украинской стороной с целью предотвращения присоединения Украины к процессу евразийской интеграции. Речь при этом со стороны Запада не может – в силу разных причин - идти ни о каком членстве Украины в ЕС даже в перспективе, но лишь об удержании Украины неограниченно длительное время на периферии ЕС, но в орбите его влияния (по примеру Турции). Для решения этой задачи изоляция украинской власти со стороны Запада, тем более, конфронтация с ней, какие бы проблемы такую конфронтацию не провоцировали, неприемлема, по определению. Пока просматривается лишь один максимально вероятный сценарий сдачи своих мандатов депутатами оппозиционных сил - это ситуация однозначного непризнания Западом результатов выборов, начало жёсткого конфликта с украинской властью и широкомасштабная поддержка ЕС и США оппозиции по всем направлениям. Но это, как было сказано выше, мало вероятно.
Во всех остальных случаях сценарий сдачи мандатов почти невероятен, по крайней мере, для начального периода работы парламента.
Какие бы конфликты ни происходили в новом парламенте, и какие бы потери не несли оппозиционные фракции, при сохраняющейся расстановке сил любая блокировка парламента и, тем более, его досрочный роспуск в результате сдачи депутатских мандатов обернётся для оппозиции ещё большими потерями и рисками, чем продолжение работы ВР.
Олег Царев, народный депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов (Киев, Днепропетровск) :
Попытки оппозиции сдать свои мандаты и сделать парламент нелегитимным происходили неоднократно и не увенчались успехом в силу того, что эта процедура не так проста. Если часть депутатов сдаст свои мандаты, пойдут следующие по спискам, поэтому не так все просто. И я не думаю, что запал не признает предстоящие выборы на Украине. Мне кажется, что Европа и Америка четко понимают, что, не признание выборов, толкнет Украину по пути Белоруссии к налаживанию взаимоотношений с Россией. А они надеются оторвать Украину от России. Не признание выборов – это самый короткий путь для того, чтобы подтолкнуть Украину в сторону России. Выборы будут признаны, и будет создано про властное большинство. Сейчас трудно сказать, сколько будет отдано голосов, но это в любом случае будет больше, чем необходимое большинство в парламенте. Это уже очевидно.
Беседовал Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.