Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

11.10.2012 | Иван Преображенский

Путина столкнули с Эрдоганом

Владимир Путин отложил свой визит в Турцию, планировавшийся на 14-15 октября. Теперь он приедет не раньше ноября, если вообще приедет, поскольку отношения двух стран стремительно портятся. Как и полагается двум крупнейшим региональным державам черноморского бассейна, Турция и Россия наконец столкнулись лоб в лоб из-за Сирии, и вряд ли какая-то из сторон решит умерить свои амбиции. Скорее всего, скрытое противостояние будет только нарастать и, рано или поздно, выльется в прямой политический конфликт.

Ссылаясь на канцелярию турецкого премьера, агентство Bloomberg сообщило, что визит российского лидера перенесен на ноябрь из-за плотного графика Путина. Так же официально объясняют и в Кремле. А анонимный высокопоставленный турецкий дипломат пояснил газете Hürriyet Daily News, что причины изменения сроков - чисто бюрократические. Таким образом, обе стороны уверяют, что диаметрально противоположные позиции двух стран по поводу сирийского кризиса тут ни при чем.

Однако в это просто невозможно поверить. Скорее всего, Москва и Анкара стремятся просто не «выносить сор из избы». Источник газеты "Ведомости" в Кремле, например, предположил, что прибытие российского президента на территорию одной из конфликтующих сторон могло быть превратно истолковано как в Турции, так и в Сирии. Не говоря о том, что в среду турки принудили к посадке самолет, следовавший из Москвы в сирийскую столицу Дамаск, обыскали его и изъяли, как сообщается, несколько закрытых контейнеров якобы содержащих то ли военные грузы, то ли грузы двойного назначения, например средства связи.

После этого заведующая консульским отделом посольства РФ в Анкаре Елена Кара-Сал сообщила агентству «Интерфакс», что груз, изъятый турецкими властями с борта сирийского самолета, не имеет российского происхождения. А источник в российском ВПК заявил тому же агентству: «Ни оружия, ни каких-то систем и агрегатов для боевой техники на борту пассажирского самолета не было и быть не могло».

И эти противоречия, скорее всего, свидетельствуют о том, что какие-то грузы как минимум двойного назначения на борту сирийского лайнера все же были найдены. И если они даже не были закуплены в России, что весьма вероятно, учитывая, хотя бы наличие таможенного союза и отсутствие барьеров на границе с Казахстаном и Белоруссией, то все равно попытка ввезти их в Сирию происходила именно через московский аэропорт.

С точки зрения Турции, которая фактически вступила в ограниченный, но прямой военный конфликт с сирийской армией, отвечая ударами на залетающие с сирийской территории минометные снаряды, поставка любой военной продукции режиму Асада — жест недружественный. Ну а Москва, в свою очередь, категорически недовольна слишком активной и агрессивной ролью Турции в сирийском кризисе.

Фактически речь идет именно о столкновении двух амбициозных политиков — Владимира Путина и турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, который претендует на ведущую роль на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Причерноморье. Раньше им амбиции были скорее поводом для сближения. Отношения России и Турции, к которой раньше в Москве относились с опаской, как к одной из стран НАТО и традиционному противнику в черноморском регионе, при Путине и Эрдогане стали развиваться очень активно. Прямо пропорционально падению интереса турецкой правящей элиты к стратегическому союзу с Израилем и готовности Анкары слушать советы из Вашингтона.

Конечно, о российско-турецком союзе речь идти не могла. Однако по таким чувствительным вопросам, как конфликт в Нагорном Карабахе, ситуация в Грузии, отношение к возможному военному конфликту Запада с Ираном Москва и Анкара прекрасно договаривались. Являясь приблизительно равновеликими игроками в регионе, они до поры до времени относились друг к другу с уважением и старались решать судьбу «малых стран» на основе консенсуса. Поссорить Путина с Эрдоганом не могли даже трубопроводные проекты в черноморском регионе.

Однако это смогла сделать Сирия, где интересы России и Турции пришли в столь явное противоречие, что никаким переносом официального визита «по техническим причинам» этого не скроешь. И Эрдоган, и Путин считают региональными лидерами именно себя, причем в личном качестве. И если турецкий лидер считает, что Сирия, как, прямо скажем, бывшая турецкая колония, безусловно находится в зоне турецких жизненных интересов, а нелояльный ему режим Башара Асада должен быть устранен, то Путин полагает, что, как наследница СССР, Россия имеет право на уважение ее интересов в Сирии. Мало того, она имеет право на сохранение стратегических своих союзников в регионе, из которых Башар Асад — последний. И за него Россия готова бороться, тем более что и сам сирийский президент демонстрирует готовность и способность удерживать власть.

А раз так, то политический конфликт между Россией и Турцией уже есть. Вопрос только когда он выйдет на поверхность и будет официально признан МИДами двух стран. И этот гипотетический конфликт явно необходимо учитывать при рисовании всех стратегических планов и анализе ситуации в регионе. Хотя с исторической точки зрения это всего лишь возвращение к статус-кво, которое было в период существования двух империй — Турецкой и Российской. И возобновление имперских амбиций неизбежно приводит и к возрождению конфликтов прошлого.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net