Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.10.2012 | Светлана Самойлова
Британско-российская капитуляция
Западные СМИ сообщили, что «Роснефть» договорилась о выкупе долей AAR и BP в российско-британской ТНК-BP. Госкомпания станет 100% владельцем одной из самых крупных частных нефтяных компаний России.
Ещё в начале октября стало известно, что российские акционеры компании ТНК-BP намерены собрать средства для покупки доли BP, об интересе к которой еще несколько месяцев назад заявила госкомпания «Роснефть». Источники, близкие к «Коммерсанту», сообщали, что консорциум AAR ведет переговоры с пулом банков, которые будут готовы вести финансирование сделки. Официальное предложение о выкупе акций ВР AAR могло быть сделано до 17 октября – последнего дня действия приоритетного права AAR по выкупу акций BP. До этой даты глава «Роснефти» Игорь Сечин начал активно готовится к приходу в ТНК-BP, через покупку доли британской компании. Тут существовала интрига двойного уровня. Во-первых, удастся ли Сечину взять реванш за срыв сделки между «Роснефтью» и BP в прошлом году, когда она была блокирована Стокгольмским судом по иску AAR, и выкупить долю британцев вопреки позиции российских акционеров? Вторая интрига была связана с тем, что Сечин будет делать дальше? Ведь после покупки 50% ТНК-BP «Роснефти» пришлось бы иметь дело с AAR, владеющей второй контрольной половиной акций. Паритет в распределении акций грозил возобновлением внутрикорпоративного конфликта.
Двойная интрига разрешилась сразу в один день. 17 октября, в день истечения срока приоритетного выкупа акций BP российскими акционерами, западные СМИ сообщили, что «Роснефть» договорилась о покупке всей ТНК-BP. О том, что Сечин решил перейти от агрессивной экспансии к мирному продавливанию, стало понятно из его недавленого интервью Financial Times. В нем он заявил, что «ежедневно контактирует» с гендиректором ТНК-ВР Германом Ханом, обсуждая с ним совместное использование нефтяной инфраструктуры с целью понизить стоимость транспортировки и добиться синергии. Это был сигнал рынку: отношения с AAR нормализируются, что открывает возможности для бесконфликтного входа в ТНК-BP.
Однако мало кто ожидал, что Сечину удастся так быстро и так масштабно войти в ТНК-BP. Еще накануне проявлением паники казалось заявление вице-президента «Лукойла» Леонида Федуна агентству Reuters. Как заявил Федун, если обе сделки (выкуп акций BP и акций AAR) состоятся, в чем он не сомневается, доля контролируемой государством «Роснефти» на нефтяном рынке вырастет с нынешних 40% до более чем 50%. Таким образом, индустрия вернется к ситуации 1993 года, когда на рынке было только два частных игрока – «Лукойл» и «Сургут» – и принадлежащая государству «Роснефть». «Что это значит? Это значит, что сильный, как всегда, прикончит слабых», – подытожил Федун.
Через несколько часов стало известно, что паника была оправданной. Телеканал SkyNews сообщил, что «Роснефть» может стать владельцем 100% акций ТНК-ВР. Госкомпания уже почти договорилась о приобретении 50% у ВР и рассматривает возможность выкупа оставшихся акций у российских совладельцев — консорциума AAR. Но сделка потребует более $50 млрд, только часть из которых «Роснефть» может выплатить своими акциями. У самого AAR, который хотел выкупить долю ВР, привлечь финансирование не получилось. По данным издания, по мере приближения срока подачи предложения ААR «стало очевидно, что ВР не намерена всерьез рассматривать предложение ААR и что в любом случае ВР отдаст приоритет «Роснефти». По данным источников «Коммерсанта», в Лондоне обсуждались детали сделки, которая «находится в очень продвинутой стадии». По данным SkyNews, «Роснефть» может приобрести долю AAR за $28 млрд.
AAR также предложил выплатить около $6 млрд дивидендов ТНК-ВР. Менеджмент ТНК-ВР поддержал выплату $4,1 млрд. Но в ВР на это ответили, что для нее приоритетным вариантом является выход из нефтекомпании.
Теперь сделка должна пройти согласование на уровне правительства. Вице-премьер Аркадий Дворкович ранее высказывался против покупки «Роснефтью» акций BP. В данном случае же речь идет о гораздо более масштабном приобретении. Как заявил Дворкович после объявления о намерениях «Роснефти», для реализации сделки совету директоров госкомпании понадобится директива, так как «речь идет об очень больших суммах, поэтому мы должны понимать, как это скажется на финансовом положении, откуда приходит финансирование». Он также повторил, что «госкомпании не должны участвовать в процессе приватизации». Тем не менее, против сделки он уже не высказывался. Пересмотрел свою позицию и министр энергетики Александр Новак. По его словам, возможная покупка «Роснефтью» ТНК-ВР не нарушит конкуренцию на рынке.
Тем временем, Игорь Сечин успел помириться не только с AAR и Геннадием Тимченко (об этом сообщалось ранее), но и с «Газпромом». Заметим, что до прихода Дмитрия Медведева на пост президента Сечин считался главой группы «силовиков», которые конкурировали с «газпромовской группой влияния» во главе с Медведевым. За последние 4 года отношения Сечина с газовым монополистом сохранялись натянутыми: вице-премьер по ТЭКу не раз критиковал «Газпром» за отсутствие равного доступа независимых производителей к «трубе». Однако недавно Сечин провел встречу с Миллером, демонстрируя понимание и готовность к сотрудничеству. А на прошедшей неделе стало известно, что еще в сентябре главы «Газпрома» и «Роснефти» Алексей Миллер и Игорь Сечин направили президенту Владимиру Путину письмо, в котором выразили озабоченность планами «либерализации доступа к освоению участков недр континентального шельфа в части допуска к его освоению частных компаний». Либерализацию готовило Минприроды, а Сечин еще ранее, будучи вице-премьером этому препятствовал. Как написали главы двух компаний, либерализация нанесет ущерб «Роснефти» и «Газпрому», а также замедлит реализацию государственной шельфовой политики и приведет к серьезным проблемам во взаимоотношениях с иностранными стратегическими партнерами российских государственных компаний. Миллер и Сечин попросили дать поручения по доработке законодательных инициатив, «в том числе в целях исключения выявленных рисков корректировки действующего законодательства, ориентированных не на развитие шельфа, а на докапитализацию ряда частных компаний с иностранным капиталом».
Путин в своей резолюции от 12 октября поручил правительству принять решения до 1 ноября. «Роснефть» и «Газпром» также попросили руководство страны ускорить выдачу лицензий на шельфе, за которыми компании обратились в правительство. В апреле президент «Лукойла» Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, президент «Башнефти» Александр Корсик и исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан написали письмо на имя премьер-министра Владимира Путина, где указали, что «одним из ключевых обстоятельств, способных оказать негативное влияние на выполнение государственной программы разведки континентального шельфа, основанной на преимущественно внебюджетном финансировании, является ограничение доступа к ресурсам шельфа», и попросили снять данные ограничения.
Нельзя исключать, что сделка по покупке ТНК-BP стала результатом компромисса, по которому правительство, в свою очередь, блокировало планы «Роснефтегаза» по консолидации под своей «крышей» крупных активов в энергетике и электроэнергетической сфере, а также слиянии ФСК и «Холдинга МРСК» (решение об отказе от слияния было принято на прошедшей неделе). Такая ситуация, хотя и не идеальная для Сечина, на сегодняшний момент его более или менее устраивает: теперь «Роснефть» под его руководством станет доминирующим игроком на нефтяном рынке. Главным вопросом пока остается поиск источников финансирования сделки с учетом уже существующих долгов госкомпании.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.