Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.11.2012 | Татьяна Становая
Преемник Шойгу
Сегодня политический обозреватель «Коммерсанта» Станислав Кучер выдвинул сенсационную версию, что назначение Сергея Шойгу министром обороны является подготовкой к президентскому будущему бывшего главы МЧС: якобы именно Шойгу должен в скором времени стать преемником нынешнего главы государства, а сам Путин – уйди досрочно. Версия действительно очень красивая. Однако сам факт ее появления скорее указывает на то, что часть «прогрессивной общественности» очень хочет выдавать желаемое за действительное.
Сразу важно оговорится, что чисто логические выкладки при анализе развития путинского режима зачастую не имеют никакого значения. Никто не мог предположить, что Сергей Шойгу будет губернатором Подмосковья всего полгода. И мало кто верит сегодня в то, что именно так поступить с Сердюковым Путин планировал несколько месяцев назад. Особенностью российской политической ситуации является ее непредсказуемость и высокая степень спонтанности в принятии важных решений: то, как будет выглядеть кадровая конфигурация через год, вряд ли прекрасно себе представляет сам Путин.
Появление в СМИ снова темы преемника – само по себе примечательно. Политологи и журналисты забыли об этом еще 4 года назад, когда стало понятно, что на четырехлетний срок, как минимум, президентом вместо Путина станет Медведев. Потом интриги не было: наиболее вероятными сценариями было либо переизбрание Медведева, либо возвращение Путина. Вариант с «третьим кандидатом» обсуждался недолго и считался маргинальным.
Однако теперь эта тема обретает новый смысл. Что будет в 2018 году? Слишком много факторов сегодня складывается против переизбрания Путина. Во-первых, ему будет уже 66 лет (хотя, конечно, железным аргументом это не назовешь). Во-вторых, и в этом скорее главное, - от него устали. Сам Путин становится дестабилизирующим фактором для части российского общества, пусть и находящегося в меньшинстве, но весьма активного и влиятельного. Признает это сам президент или нет, для нашего анализа неважно. Важно, что возвращается тема смены президента на кого-то другого, новая война за преемника.
Теперь каждая фигура, которая повышается или приближается к Путину, будет рассматриваться с точки зрения вероятного преемничества. Шойгу в этом плане очень удобный кандидат. Он почти ка двойник Путина – герой, спасатель, компетентный, в хорошей форме, с высоким рейтингом. И неважно, что ему в 2018 году будет 63 года (он всего на 3 года моложе Путина). Неважно, что половина путинских «друзей» реально опасается этой «темной лошадки», и что Шойгу никогда не был по-настоящему близок к Путину. Важно, что части российской элиты очень хочется поверить в то, что эра Путина скоро закончится. Кстати, а что мы знаем про Шойгу, кроме того, что он создал полностью подконтрольный ему механизм организации работ в чрезвычайных ситуациях? Что он думает про российско-американскую «перезагрузку», про покупку «Роснефтью» ТНК-BP, про приватизацию, про пенсионную реформу? Про Шойгу в этом плане неизвестно практически ничего, зато главное – он бесконфликтный, легко адаптируется в ситуации (неслучайно он 18 лет руководил МЧС), он комфортный чиновник для начальства. Но разве это определяет, готов ли Путин передать власть кому-то еще?
В экспертном сообществе вариант добровольного ухода Путина с передачей власти преемнику становится одним из самых «любимых» сценариев. На роль преемника осторожно претендует, например, бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Теперь вот появилась фигура Шойгу. Наверняка вскоре всплывет и версия с кандидатом «силовиков». Но никто не задумывается, о чем реально думает сам Путин и что мешает ему оставаться на своем посту и после 2018 года. Страх перед революцией? А верит ли он в нее? Боится ли он? Именно здесь надо искать ответы на вопросы о будущем России, а не в новых кадровых назначениях, за которыми иногда может не стоять ничего, кроме как желание прикрыть очередной провал в работе министерства.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.